Гостиничный комплекс в Верхнем городе начнет работать в тестовом режиме в апреле
Завершается реконструкция комплекса монастыря бернардинцев на улице Кирилла и Мефодия.
И уже видно, как поменялся, похорошел этот уголок старого Минска. А после окончания строительства на улице Зыбицкой практически весь Верхний город предстанет обновленным.
Монастырь бернардинцев появился в нашем городе в начале XVII века и просуществовал до XIX столетия. Был закрыт после восстания Тадеуша Костюшки. Позже под его крышей располагались военные, пожарные, тюрьма. У этих зданий поменялось много хозяев, пока, наконец, жилой корпус и вспомогательные здания и сооружения комплекса не были отданы под реконструкцию. А вот в костеле святого Юзефа, который был частью комплекса бернардинцев, до сих пор располагаются архив-музей литературы и искусства и государственный архив научно-технической документации.
Вскоре в этом квартале, ограниченном площадью Свободы, улицами Кирилла и Мефодия, Герцена и Зыбицкой, откроется гостиничный комплекс, бары, рестораны, музейные экспозиции, объекты сервиса.
Гостиница
Археологические изыскания на месте бывшего монастырского комплекса начались еще в 2008 году. Комплексные научные исследования продолжались, и параллельно в 2009 году началась разработка проекта. Надо сказать, что процесс шел непросто, поскольку появились различные толкования того, как в дальнейшем использовать исторический комплекс. Католическая община ходатайствовала о передаче зданий верующим. Заказчик реконструкции совместно с Министерством культуры и научным руководителем объекта обосновали необходимость максимально бережно воссоздать и реставрировать здания, но поменять их назначение, разместив в них гостиницу с сопутствующими объектами. Свои замечания высказывали историки, члены научно-методического экспертного совета при Министерстве культуры.
– Знаю, что не все удовлетворены принятым решением, но считаю его наиболее удачным, практически идеальным по использованию всего комплекса, – говорит главный инженер КУП «Мiнская спадчына» Михаил Жих.
– Исторические здания достались нам от предшествующих хозяев в очень неприглядном состоянии, – продолжает Михаил Иосифович. – Но мы сумели сохранить все наиболее отличительные их особенности и архитектурные элементы. За счет особых конструктивных решений удалось уменьшить нагрузку на сводчатые потолки жилого корпуса. Именно они стали изюминкой интерьеров гостиницы. Реставрировали все архитектурные элементы на фасаде. Во время археологических работ нашли образцы керамической плитки необычной трапециевидной формы. На Борисовском комбинате прикладного искусства имени Кищенко удалось организовать небольшое производство и практически вручную сделать такую же плитку. Теперь можем сказать, что главная лестница и коридоры бывшего жилого здания монастыря, а ныне гостиницы покрыты таким же материалом, какой был здесь ранее. Плитка полихромная – имеет оттенки основного цвета за счет того, что это не поточное изделие. Ничего подобного больше нигде не увидите.
Мы спускаемся по крутой исторической лестнице в жилую часть отеля. И сразу же останавливаемся у двери, ведущей… в подземелье.
– Во время археологических исследований обнаружились дополнительные помещения в нижнем уровне, их не было ни на одном плане, – поясняет Михаил Жих. – Эти пространства решили приспособить под экспозицию «Монастырский быт», которая еще находится в доработке.
А пока здесь хлопочут строители. Движемся дальше по широким коридорам со сводчатыми потолками, на которых висят кованые люстры. Такие стилизованные светильники разных форм – во всех помещениях отеля.
В нескольких местах корпуса во время реконструкции обнаружена фресковая живопись. Ее частично отреставрировали, оставив рядом старые фрагменты, которых не коснулась рука специалистов. Сделали так для сравнения: как фрески выглядели изначально и как в наши дни – до начала реставрации. Эти образцы – всего 32 фрагмента – под специальным стеклом в коридорах отеля.
В здании можно увидеть и многочисленные зондажи – это фрагменты исторических стен, очищенные от многолетних наслоений штукатурки, краски и прочего материала, под которыми виден аутентичный кирпич, из которого было построено здание.
Заглядываем в несколько номеров. Гостиница недаром называется «Монастырская», все здесь выдержано в одном сдержанном стиле, напоминающем о прежнем назначении здания: довольно аскетичная на вид мебель, деревянный пол, окна со ставнями.
Лишь санитарная комната выделяется современной начинкой. Кстати, чтобы не менять рисунок сводчатых потолков в номерах, санузел сделали более низким по высоте – он будто вставлен в комнату отдельно.
– Номера несколько различаются за счет разнообразных ниш, которые были в кельях. Это делает объект еще более уникальным, – считает мой гид.
Все здания комплекса оснащены современным оборудованием и инженерными сетями. Это автоматизированная система передачи данных, управления гостиничным хозяйством, интерактивное телевидение, озвучивание, автономная система водоподготовки, кондиционирования и многое другое. Кроме того, установлен дизель-генератор, который в случае сбоя в работе автономной трансформаторной подстанции даст электричество в комплекс, так что жильцы не почувствуют дискомфорта. Организовали при отеле и паркинг на 25 мест, заезд в него – с улицы Зыбицкой, но для оформления в гостиницу заехать на своем авто можно с улицы Кирилла и Мефодия.
Всего здесь 49 номеров, большая часть находится в основном корпусе, а 9 расположены отдельно, в воссозданной двухэтажной пристройке. В этих комнатах наклонные потолки за счет скатной кровли здания, есть выход на небольшие террасные балкончики, с которых открывается вид на внутренний дворик комплекса.
Сервис
В хозяйственных зданиях бывшего монастыря после реконструкции разместятся сервисные службы отеля и новые предприятия. У ресторана два входа: с улицы Герцена – для горожан, приходящих сюда в вечернее время, из гостиничного дворика или прямо из жилой части отеля – для постояльцев.
Сауна с бассейном, бильярдная, универсальный зал на 100 мест – услуги этих подразделений наверняка будут востребованы не только у жителей гостиницы. В отдельном здании разместятся отделение банка, прокат исторических костюмов, магазин редкой антикварной книги, косметический салон, бар.
Заходим в небольшой уютный бар.
– Это помещение было практически недоступно, находилось ниже уровня земли, – рассказывает Михаил Жих. – Понадобились неимоверные усилия, чтобы сохранить его в первозданном виде, не повредить своды: подводили новые фундаменты, укрепляли изношенный кирпич. Даже трудно поверить, что все получилось.
Дворики
В монастыре были четыре внутренних дворика, где бернардинцы разбивали огород, сад, держали животных. Позже неподалеку появились торговые ряды, где и монахи продавали собственную продукцию. Все дворики сохранили, благоустроили. Один из них расположен у рецепции гостиницы – он стал центральным, другой – между костелом святого Юзефа и отелем.
– Это пространство пригодно и для проведения различных коллективных мероприятий, здесь есть освещение в виде уличных фонарей, можно при необходимости подключать звуковое оборудование, – поясняет Михаил Иосифович. – Хотелось бы реставрировать и здание костела, которое пока используют под архив, хотя оно не приспособлено для таких функций. К сожалению, строение ветшает, требует реконструкции. Очень хотелось бы видеть его в составе комплекса.
Музеи
На улице Кирилла и Мефодия откроется и несколько музеев. В бывшем сарае – музей карет. Здесь уже стоят подлинные отреставрированные экспонаты карет, бричек, саней. В другом помещении, где когда-то базировались городские пожарные, организуют музей конки – основного вида городского транспорта в XIX – начале XX столетия. Этот проект пока в работе.
Разместится на территории комплекса и историко-археологическая экспозиция. Ее основой стали сохраненные и отреставрированные фрагменты древних построек, обнаруженных здесь. Но чтобы достойно показать эти реликвии, достроили специальный объем, где будут выставлены все найденные в Верхнем городе археологические артефакты, которые сейчас хранятся в Институте истории НАН Беларуси.
Во время исследований, проходивших на этой территории до начала реконструкции, сделано множество находок: венецианское стекло, керамические изделия, медная бижутерия, монеты. Эти следы истории скорректировали мнение ученых о том, что Верхний город начал застраиваться лишь в XVI веке. Постройки здесь были уже в начале XII столетия. Видимо, люди из нижнего города постепенно переселялись на эту территорию, назвавшуюся тогда Лавским предместьем. Обо всем этом – в новом музее.
Карта
Мы выходим за пределы комплекса и движемся вдоль него вверх от улицы Зыбицкой по Герцена.
Обращаю внимание на цвет крыш монастырских построек: есть темно-красные, зеленые, светло-серые кровли. Это разнообразие вместе с разными конфигурациями крыш и высотностью зданий создает необычный эффект.
– Во время научных исследований выяснили, какого цвета были и здания, и крыши в этой застройке. Здесь все достоверно, – уточняет собеседник.
Останавливаемся у единственного неоштукатуренного кирпичного здания.
– Это строение – наша особая гордость. Стены очищены от многочисленных наслоений и показаны «в натуре». Кладка выветрилась, и чтобы ее сохранить, каждый из кирпичиков реставрировали, пропитывали особым составом, который защищает от разрушения. А вот верхние ряды из более темного кирпича – это уже новый материал. Карниз был разрушен полностью, пришлось его воссоздавать. Часть окон имитационные, в их нишах смонтируют декоративно-художественные композиции – сценки из жизни горожан XIX века.
Поднимаемся по улице выше. Торцевая стена одного из зданий закрыта лесами и полиэтиленом, под которым прячется… декоративное панно, выполненное по технологии графито. На нем изображена карта, на которой показано историческое расположение многих объектов старого Минска: здесь Замковая, Троицкая, униатская церкви, Петропавловский собор, собор бенефициантов, синагога, монастырь бернардинцев, мечеть, собор францисканцев и доминиканцев, иезуитский коллегиум, базилианский монастырь. Автор работы – художник-реставратор Владимир Ракицкий. А идея такой карты родилась у работников «Мiнскай спадчыны» и согласована с научным руководителем реконструкции объекта архитектором Сергеем Багласовым. Для сохранности и увеличения зрительного эффекта панно закроют стеклом, а чтобы карта «зазвучала», организуют подсветку.
Фото автора