Сорок лет назад принято постановление о строительстве метро в Минске. Экскурс в историю подземки
4 февраля 1977 года Советом Министров СССР принято постановление «О строительстве метрополитена в городе Минске». Интересные факты, связанные с минской подземкой, — в обзоре корреспондента агентства «Минск-Новости».
В СССР метро строили в городах, население которых достигло миллиона. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в городе осталось, по разным данным, всего 45–50 тыс. жителей из более чем 250 тыс. человек, проживавших в нем до войны.
Но после войны белорусская столица развивалась быстрыми темпами. Промышленным гигантам, таким как МАЗ, МТЗ, а также новым производствам нужны были сотни тысяч рабочих. Поэтому уже в конце 1960-х никто не сомневался, что требуемый порог будет быстро преодолен, и в белорусской столице стали думать о строительстве подземки. А в газете «Вечерний Минск» стали появляться материалы, рассказывающие об истории метрополитенов мира и СССР, преимуществах подземного транспорта, вариантах строительства его в Минске.
Наконец, 25 января 1972 года население Минска превысило миллион человек. За короткое время количество жителей столицы БССР выросло в 20 раз. Минск стал 11-м городом-миллионником Советского Союза.
В начале 1970-х московский институт «Метрогипротранс» разработал технико-экономическое обоснование генеральной схемы линий Минского метрополитена. По нему к 2000 году в городе должно было появиться три линии подземки общей протяженностью 50 км. В 1976-м был утвержден проект первого пускового участка — линии протяженностью 8,6 км из 8 станций.
С проектированием метро связаны некоторые любопытные факты.
Например, на одном из ранних планов между нынешними станциями «Площадь Ленина» и «Октябрьская» предлагалась еще одна — «Комсомольская». Идея осталась только на бумаге, но с течением времени трансформировалась в городскую легенду. Мол, есть секретная станция метрополитена под зданием КГБ.
Первые станции планировалось назвать так: «Московская», «Площадь им. Ленина», «Центральная площадь», «Площадь Победы», «Площадь им. Я. Коласа», «Академическая», «Парк им. Челюскинцев» и «Волгоградская». Конечные хотели именовать по ближайшим известным улицам — Московской и Волгоградской. Прекрасный вариант, который не создавал никакой путаницы. К сожалению, решили иначе, и «Волгоградская» стала «Московской». Ведь Ленинский проспект (сегодня — проспект Независимости) за ней как раз ведет на трассу на Москву. А станцию на противоположном конце ветки назвали «Институт культуры». Так в городе появились одноименные улица и станция метро в разных точках центральной городской магистрали.
Остальные изменения не столь кардинальны — «Октябрьская» вместо «Центральной площади», «Академия наук» вместо «Академической» и просто «Парк Челюскинцев» вместо «Парка имени Челюскинцев».
К строительству приступили через три месяца после принятия Совмином СССР постановления «О строительстве метрополитена в городе Минске». 3 мая 1977 года на месте будущей станции метро «Парк Челюскинцев» вынут первый ковш грунта. 16 июня там же торжественно забита первая свая.
Долгих 7 лет понадобилось метростроевцам, чтобы возвести первую ветку подземки. Она пролегла под современным проспектом Независимости. Причем при ее сооружении не было снесено ни одно здание вдоль этой магистрали. Для автомобилистов стройка стала настоящим испытанием: проспект на три года был закрыт для всех видов транспорта. Приходилось объезжать его по улицам-дублерам.
Первый рейс электропоезда первой линии Минского метрополитена состоялся 25 марта 1984 года. Это был пробный прогон, а первыми пассажирами были метростроевцы.
А торжественное открытие метрополитена состоялось 29 июня 1984-го. В этот день торжественно перерезали ленточку, пробные поездки устроили для руководителей республики и столицы, представителей общественности. 30 июня начаты регулярные перевозки пассажиров.
Минский метрополитен стал девятым в Советском Союзе. До Великой Отечественной подземка была только в Москве. После войны она появилась в Ленинграде (1955 г.), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977) и Ереване (1981).
Строительство второй ветки началось за год до открытия первой. 25 апреля 1983 года на месте будущей станции «Немига» вынули первый ковш грунта, а первую сваю забили 13 января 1984-го. Ветка получила название «Автозаводская» и была торжественно открыта 30 декабря 1990-го.
Но прежде, 26 декабря 1986 года, новая станция «Восток» появилась на первой линии подземки, что стало приятным подарком минчанам к новому, 1987-му.
Вообще, открывать новые станции метро к праздникам — добрая минская традиция. Так, 7 ноября считается днем рождения 10 станций. В 1997-м к красному дню календаря открыли «Партизанскую» и «Автозаводскую».
Ровно через 8 лет, 7 ноября 2005-го, сдан в эксплуатацию участок Автозаводской линии, на котором находятся «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная Горка».
В День Октябрьской революции в 2007-м открыты «Борисовский тракт» и «Уручье», а в 2012-м первых пассажиров приняли «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина».
Минский метрополитен неглубокий. Но мало кто знает, что есть участок, который даже не пришлось копать. Расположен он между станциями «Пролетарская» и «Тракторный завод». При строительстве тоннеля нужно было пройти через канал Слепянской водной системы. Было принято простое решение — пустить ветку над ним. Канал заключили в водовод, поверх него проложили рельсы, соорудили тоннель и просто засыпали его слоем земли. Так в Минске появился небольшой надземный участок подземки.
Были и подарки ко Дню знаний: 1 сентября 2002 года на Московской линии стали курсировать пятивагонные составы. А ровно через 7 лет пятивагонными стали составы и на Автозаводской.
11 сентября 2015 года на станции «Могилевская» торжественно открыли музей Минского метрополитена. Экспозиция в подземке могла появиться еще в 1991-м. Проектировщики предлагали оборудовать в вестибюлях станции «Немига» специальные ниши. В них должны были разместиться археологические находки, обнаруженные при возведении станции. Однако от этой идеи отказались.