Современное белорусское искусство создается здесь. НЦСИ отмечает десятилетие
Выставочный проект «Архіў. Прастора паміж…», приуроченный к 10-летию со дня основания Национального центра современных искусств Беларуси (НЦСИ), открылся 4 сентября. Какие работы там представлены — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

«Архіў. Прастора паміж…» продолжил серию масштабных концептуальных проектов НЦСИ. Мысли, высказывания, голоса заполнили пространство экспозиции и создали место для диалога и обратной связи.
Заместитель директора НЦСИ по творческой работе Олеся Иноземцева отметила, что нынешний проект — не только подведение итогов работы, но и возможность показать, что центр за десятилетие сформировался и стал известен в Беларуси как площадка, которая дает возможность молодым авторам проводить эксперименты, демонстрирует актуальные художественные практики и всевозможные их сочетания.

— Современное белорусское искусство создается в этих стенах. Многие проекты, которые можно увидеть на этой выставке, буквально рождались в процессе длительного монтажа, — отметила О. Иноземцева. — Не уверена, что некоторые из них возможно будет повторить где-то еще.

Инсталляция «Забвение. Вечность пахнет нефтью» Анастасии Сегренёвой привлекает внимание, и битум здесь — не только физическая оболочка, но и символ непроницаемой завесы забвения, которая опускается на наше прошлое. А фрагменты слов, выступающие из битумной массы, символизируют неизбежную борьбу памяти за выживание.
Полина Мицкевич представила проект «Предки», взяв за основу семейные фотографии. Кажется, что снимки настоящие, но на самом деле это иллюстрации. Цель проекта — вернуть зрителей в детство, дать возможность вспомнить, какой они видели реальность, которая их окружала. В экспозиции есть игрушки, которые изготавливал для П. Мицкевич в детстве ее дедушка Евгений Фомич.

— Мой дедушка был краснодеревщиком. Постоянно что-то вырезал из дерева и придумывал разные необычные конструкции для быта. Однажды дедушка принес мне, на тот момент маленькой девочке, деревянного коня, на котором сидел проволочный Дон Кихот. Примерно в тот же год он сделал для меня маленькое гаечное сообщество и три желудя — каждая из этих игрушек была наделена мной характером и полом. Дедушка умер в июне этого года, и теперь простые игрушки стали очень ценными и памятными для меня произведениями искусства, — отметила П. Мицкевич.


Кирилл Крохолёв представил «Каталог пустот» — архив бетонных слепков. Исходные пенопластовые формы, найденные в пунктах вторсырья, уничтожаются в процессе отливки бетоном, фиксируя пустоту, оставшуюся на месте потребленного товара. Каждый объект — окаменевшая память об эфемерной оболочке.

Александр Трусковский продемонстрировал работу из стекла «Кабинет». В прошлом этот зал был кабинетом легендарного мастера Михаила Савицкого. «Кабинет» стал пространством нового высказывания и формирования взгляда.

— Моя личная задача — поиск среды высказывания через несколько простых предметов кабинета: стол, стул, люстра, картина на стене и витраж в окне, — подчеркнул автор.
Отдельным проектом в экспозиции представлены 10 произведений из фонда НЦСИ, которые отобрали 10 работников из разных отделов: научные сотрудники, смотритель, заместитель директора, художник, главный хранитель фонда, культуролог, заведующий отделом, главный бухгалтер. Среди авторов работ, которые оказались особенными для каждого из них, — Виталий Цвирко, Матвей Басов, Александр Досужев, Николай Казакевич, Владимир Климушко, Олег Крошкин, Виктор Петров, Владимир Провидохин, Николай Селещук, Валерий Слаук.

Интересно, что на стены зала нанесены изображения помещений, где хранится фонд центра. Красными точками на них обозначены места, в которых располагались отобранные произведения.

О. Иноземцева рассказала, что экспозицию сотрудники дополнили личными предметами, которые постоянно используются ими на работе и связаны с НЦСИ. Здесь цветок в вазоне, кружка, стул и даже туфли музейного смотрителя Натальи Рябовол, в которых она исходила много километров по НЦСИ.


Проект продолжит работу до 23 ноября.
Фото автора
Читайте также:
- Национальный центр современных искусств отметит 10-летие проектом «Архіў. Прастора паміж…»
- Его искусство стало вечным: в НЦСИ проходит выставка «Сон Ван Гога». Что там можно увидеть
- Мир за пределами бытовухи: в столице проходит экспериментальная выставка современного искусства
- Разница восприятия или глубина знаний. Чем удивляет выставка современного искусства в Минске
- Сразу три выставки открылись в Национальном центре современных искусств. Узнали подробности











