Создавая хиты для фильма «Приключения Буратино», композитор преследовал автора слов даже в отпуске
Как создавали хиты для фильма «Приключения Буратино» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Неожиданные открытия
О белорусском культовом фильме «Приключения Буратино» (1975) в 1990-е и в 2000-е много писали в прессе, поэтому казалось: новая публикация будет выглядеть вторично. Но соприкоснувшись с темой, стало понятно: лично я, представитель поколения, для которого это кино снималось, многого не знал. Например, стало открытием, что роль Карабаса-Барабаса сначала исполнял Роман Филиппов. Снялся чуть ли не в половине сцен. Посмотрев отснятый материал, постановщик, решил, что в актере не хватает кровожадности. Грозный на вид, он был добряком, что противоречит сути персонажа. Филиппова поменяли на Владимира Этуша. Будущий ректор Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина как нельзя лучше подходил на роль Карабаса, знал методы воспитания артистов!
А начиналось все с того, что Инна Веткина написала сценарий пятисерийного мультфильма, из которого режиссер Леонид Нечаев решил сделать двухсерийное музыкальное кино. Веткиной не нравилась затея чрезмерного переполнения фильма музыкой. Нечаев настоял и пригласил модного тогда композитора Алексея Рыбникова. Ему удалось всё повернуть так, что песни не прерывают сюжет, а являются его двигателем, характеризуют персонажей, задают тон всей ленте. По признанию маэстро, сперва, предложение его испугало, так как нужно было все написать еще до съемок, на основе сценария. и песни должны были соответствовать высокой планке, заданной автором. Интересно, что мелодии создавались уже для отобранных актеров. Музыкант изучал их вокальные возможности, старался выделить достоинства их голосов и спрятать недостатки.
Самоотвод Фаины Раневской
Нечаев хотел видеть в качестве автора слов Юлия Кима. Но руководство «Беларусьфильма» категорически отказалось иметь дело с диссидентом, каковым поэта тогда считали. Предложили кандидатуру Булата Окуджавы. Он был не против авторства, однако выдавать готовые стихи не спешил. Знал, что часто песни создают во время производства ленты, а не на подготовительном этапе. Ничего не написав, он укатил в санаторий. Чтобы как-то мобилизовать барда-гения, Рыбников поехал туда же и поселился в соседнем номере. Булат Шалвович выходил на балкон в номере, а на соседнем стоял маэстро. Выходил в коридор и снова видел его. Даже в столовой Рыбников похлопотал, и его определили с Окуджавой за один столик. Под таким напором поэт стал выдавать произведения одно за другим! И даже больше! На мотив уже написанных песен для детей сочинял частушки для взрослых. Вот, например, строчки, созданные на мелодию песни кота Базилио и лисы Алисы:
На женщину не нужен нож!
Ты ей немного подпоёшь,
Ты ей покажешь медный грош,
Ты ей с три короба наврешь,
Ты ей немножечко нальешь!
И делай с ней, что хошь!
В конечном итоге перу Окуджавы в картине принадлежат семь произведений. Это «Серенада Пьеро» с забавной строчкой «Не нужна мне малина, не страшна мне ангина…», «Песня о поле чудес» («Не прячьте ваши денежки по банкам и углам»), «Песня Карабаса» («Считайте меня подлым»), «О жадинах, хвастунах и дураках» («Пока живут на свете хвастуны, мы прославлять судьбу свою должны»), «Первая песня Карабаса» («Я на спектакль приглашаю: там будет множество затей»), «Песня папы Карло» («Из пахучих завитушек, стружек и колечек») и самая, на мой взгляд, мелодичная «Песня фонарщиков» («Мы люди неплохие: как вечер — мы в пути»).
На деле Окуджава написал гораздо больше текстов, но на Гостелерадио, по заказу которого снимали кино, их сочли чрезмерно философскими, что было свойственно автору. И тогда для написания стихов на остальные мелодии позвали Юрия Энтина. Он сочинил тексты для вступительной песни «Бу-ра-ти-но!», «Песню Дуремара», «Песню кукол», «Песню пауков», «Романс черепахи». Кстати, в этом произведении было три куплета. Но второй Рина Зеленая петь отказалась, считая, что это камень в ее огород:
Мне казалось — счастье рядом,
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Прошуршали лета дни.
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят…
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад.
Вообще эту роль сначала предлагали Фаине Раневской, она согласилась. Но узнав, что съемки будут проходить в Минске, взяла самоотвод, сославшись на слабое здоровье для переездов.
Пугачева отказалась
Проблемы были и с сочинением стихов для заглавной песни, так как в музыке «торчали» ноты на которые ничего невозможно было положить. Но, к счастью, Энтину пришла в голову мысль разбить слово «Буратино» на слоги, и недостаток неожиданно стал достоинством. Вообще получилась песенка-скороговорка! Ее предлагали исполнить восходящей звезде Алле Пугачевой, но она отказалась. Тогда исполнительницей стала Нина Бродская.
Все взрослые актеры в картине спели свои партии сами. А вот за подростков исполняли профессиональные певицы. Исключением стал Роман Столкарц, сыгравший Пьеро. Кстати, за ребят не только пели, но и говорили в кадре. Например, Буратино озвучила Татьяна Канаева, Артемона — Ярослава Турылева, Арлекина — Маргарита Корабельникова. Дело в том, что сегодня никто не против, когда дети говорят в кадре, пусть сбивчиво, но естественно. В советском кино предпочитали поставленный голос. Актрисы, изучавшие сценическую речь как предмет, могли правильнее расставить акценты, выбрать уместную интонацию в зависимости от ситуации. В общем, во всем этом была своя логика. Единственная, чей голос оставили в оригинале, —исполнительница роли Мальвины Татьяна Проценко. У нее была отличная дикция. Роль Красной Шапочки для следующего фильма Нечаева Веткина писала для нее. Но девочка получила сотрясение мозга, упав на велосипеде, и сниматься ей запретили. Ее заменила Яна Поплавская. Проценко не стала актрисой, окончила киноведческий факультет ВГИКа, в 2021 г. скончалась в результате онкологии и перенесенного на ее фоне коронавируса.
Вскоре после премьеры фильма вышла пластинка с песнями из него. Примечательно, что песни Карабаса там звучат в исполнении Филиппова, который записал их еще до его замены на Этуша.
Признаться, страшно подумать, что фееричной ленте с прекрасной музыкой скоро исполнится 50 лет.
Еще материалы рубрики:
Текст хита Пугачевой «Не отрекаются любя» был написан вовсе не в 1970-е, а в годы войны в госпитале
На съемках первой в СССР многосерийной мелодрамы из-за песни «Стою на полустаночке» случился скандал