Сожгли настоящий хутор и пшеничное поле. Как снимали фильм «Они сражались за Родину»
Как снимали самый эпичный фильм о Великой Отечественной с масштабными сценами боевых действий «Они сражались за Родину», читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Лента воссоздает отступление наших войск на Дону летом 1942-го, хаос во фронтовой дислокации, трудности, ошибки первого года войны, подвиг советских солдат.
Не герои, а должности
Эта картина — одна из самых эпичных лент о Великой Отечественной. Сцены боев в фильме нельзя отличить от подлинной кинохроники, если не учитывать факт, что картина цветная.
А началось все с того, что в 1973 году Госкино СССР поступила задача выпустить ленту к 30-летию Победы над Германией. Новая картина должна была поразить реалистичностью батальных сцен. Сделать такое кино в СССР мог только Сергей Бондарчук. После его киноэпопеи «Война и мир» (1966), которая поражает панорамностью съемок, даже итальянский продюсер Дино де Лаурентис пригласил Сергея Федоровича снять советско-итальянский фильм «Ватерлоо» (1970) о знаменитой битве, и режиссеру удалось передать дух масштабного сражения.
Получив предложение сделать картину о Великой Отечественной, ее участник Бондарчук начал размышлять о литературной основе фильма. Оказалось, вопрос со сценарием был решен за него! Постановщику вручили книгу министра обороны СССР маршала Андрея Гречко «Битва за Кавказ» и сказали, что лента должна быть снята на ее основе. С первых страниц мемуаров режиссер понял: воспоминания военачальника повествуют не о героизме солдат, а о подвигах генералов. Сергей Федорович отправился в Госкино СССР и заявил, что снимать не будет, так как в произведении нет героев, а есть звания и должности. Такое мог позволить себе только лауреат премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и многих других зарубежных и отечественных наград.
Взамен Бондарчук предложил роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Это означало, что к юбилею Победы постановщик решил делать кино не по произведению, в котором повествуется об одних лишь победах и фанфарах, а по материалу, где смерти и поражения.
Шолохов начал писать главы романа еще в 1942–1943 годах, будучи военным корреспондентом. Автор видел жизнь на фронте своими глазами. Местные жители упрекали изможденных солдат в отступлении, а те отводили глаза. Одни главы проходили цензуру и публиковались в газетах «Правда», «Красная звезда», а другие — печатать запрещали. Михаил Александрович много раз возвращался к написанию книги, которая давалась ему тяжело. Забегая вперед, нужно сказать: перед смертью в 1984 году Шолохов от отчаяния и понимания, что стране не нужна правда, сжег запрещенные главы в камине.
А тогда, в 1973-м, Сергей Федорович смог убедить писателя, что дозволенных Главлитом частей достаточно для создания хорошего фильма. В итоге имена советских классиков Шолохова и Бондарчука повлияли на решение, и картину разрешили снимать. Были уверены: мэтры не допустят антисоветчины.
Борьба за Шукшина и Никулина
В роли рядового Петра Лопахина Бондарчук видел только Василия Шукшина. Однако Василий Макарович отказался: он собирался писать сценарий и снимать ленту о Степане Разине. Правда, работу над фильмом об атамане войска Донского запретили в отделе культуры ЦК КПСС. Сергей Федорович смог убедить работников аппарата ЦК, что такая картина о предводителе восстания 1667–1671 годов нужна, поскольку оно является предтечей революции 1917-го. Условились, что Шукшин начнет съемки сразу после «Они сражались за Родину». Более того, режиссер, пытаясь создать для актера идеальные условия, на роль Александра Копытовского пригласил друга Василия Макаровича Георгия Буркова, а заведующую молочной фермой Глашу предложил сыграть супруге Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Ярое сопротивление худсовета вызвала кандидатура Юрия Никулина на роль рядового Некрасова. Все забыли его серьезную работу в картине «Когда деревья были большими» (1961), но помнили комедии Гайдая, вышедшие одна за другой, и считали: клоуну не место в серьезной киноэпопее. Решающую роль в положительном решении сыграло то, что Юрий Владимирович воевал.
Еще одного героя — контуженного бойца Николая Стрельцова — постановщик предложил воплотить на экране Вячеславу Тихонову. И это при том, что накануне вышел сериал «Семнадцать мгновений весны» и зрители воспринимали актера только как Штирлица. Но именно образ Стрельцова избавил киноманов от предрассудков и повлиял на характер ролей, которые Тихонову предлагали в дальнейшем.
Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова — это лишь немногие из звезд, участвовавших в ленте. Даже в массовке снялись не статисты, а профессиональные актеры, так как на втором плане тоже должна была кипеть жизнь, а это могли сделать только мастера.
Казалось, горело небо
По настоянию Шолохова фильм снимали в местах реальных боев. Перед приездом группы по полям прошли несколько саперных рот с миноискателями, которые нашли в земле не один десяток неразорвавшихся снарядов.
В мае 1974 года рядом со станицей Клетской под Волгоградом развернулось ожесточенное киносражение. Сотни советских солдат шли в бой против фашистских танков. Местные жители видели телеги, переполненные изуродованными трупами, и не догадывались, что это манекены с наложенными на них слепками с лиц известных актеров. Апофеозом стало сожжение настоящего хутора Мелологовского. Искусственные декорации не годились для такой сцены, поскольку не источали облако меловой пыли. Поэтому ветхие дома селения выкупили у хозяев за крупные суммы и неподалеку построили им другое жилье. На опустевшем хуторе три месяца достраивали новые здания и реставрировали старые, чтобы в кадре за четыре минуты сравнять все с землей.
Также горело поле натуральной пшеницы. Убытки колхозу возместили. Режиссер хотел видеть, как колоски пылают, постепенно превращаясь в сажу. Они потрескивали, и это слышно за кадром. Кстати, художником-постановщиком, создавшим на экране военный апокалипсис, стал наш земляк Феликс Ясюкевич.
Гостиницы в станице, рядом с которой проходила работа, не оказалось. Киногруппа жила на трехпалубном корабле «Дунай», пришвартованном на берегу Дона. Его пригнали специально. Лето выдалось жарким. Корабельный металл нагревался. В каютах было невозможно дышать. После съемок актеры с трудом засыпали. Шукшин по ночам писал свой сценарий о Разине, а утром отправлялся на площадку. 1 октября 1974 года отработали финальную сцену ленты. Оставалось снять несколько эпизодов в павильонах «Мосфильма». Утром 2 октября Георгий Бурков зашел в каюту Василия Макаровича и обнаружил, что 45-летний актер, режиссер и писатель мертв. Бурков, заикаясь от шока, позвал коллегу Николая Губенко, с которым они сообщили Бондарчуку о случившемся.
Кроме боли утраты возникла другая дилемма: требовалось доснять оставшиеся сцены и озвучить Василия Макаровича. Фактурой на Шукшина походил актер Юрий Соловьев. В остававшихся сценах с Лопахиным его запечатлели в полумраке, поэтому подмена осталась незамеченной.
Самое удивительное — голос. Его тембр знала вся страна! И актер Игорь Ефимов смог не спародировать, а именно перевоплотить собственную интонацию. Никому из зрителей не пришло в голову, что в кадре говорит не Шукшин. К слову, этот же актер полностью озвучил Анатолия Папанова, когда того не стало после съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987).
Готовую ленту «Они сражались за Родину» показали Шолохову в просмотровом зале «Мосфильма» 17 апреля 1975-го. Писатель сидел в зале один, утирая слезы. Он словно вновь оказался на Дону в 1942 году.
Еще материалы рубрики:
Как на съемках новогоднего фильма «Сирота казанская» Лев Дуров едва не погиб от рук Валентина Гафта
Смотрите также: