Спасение челюскинцев, победа Вана Клиберна, смерть Николая Крючкова. Этот день в истории: 13 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1902 год. В Санкт-Петербурге в присутствии министра путей сообщения Михаила Хилкова проводятся испытания первого российского троллейбуса
Разработкой «электрического автомобиля», как тогда называли троллейбус, занималась фирма «Фрезе и К°», основанная русским изобретателем Петром Фрезе. Базой для опытной машины служил стандартный грузовик «Фрезе», оснащенный электромотором, приводимым в движение электрическим током высокого напряжения. Ток подавался по проводам. В основу токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена — по проводам катилась «контактная тележка с троллей».
Как писали газеты, автомобиль весом 50 пудов был нагружен 50 пудами и показал средний расход тока в 7 ампер при 110 вольтах. При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался.
В том же году доклад об успешном испытании троллейбуса был включен в программу II Всероссийского электротехнического съезда. Тем не менее троллейбусный транспорт так и не был внедрен в царской России, а в СССР первые троллейбусные маршруты появились лишь в 1930-х годах.
Вообще по представлениям технических разработчиков конца XIX века самыми перспективными автомобилями считались не бензиновые, а именно электрические. Но в начале XX века бензиновые машины уже захватили лидерство.
1904 год. Во время Русско-японской войны близ Порт-Артура на мине подрывается броненосец «Петропавловск»
Погибли около 700 человек, среди них — командующий российским Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Макаров и знаменитый художник-баталист Василий Верещагин. В живых счастливым образом остался находившийся во время взрыва на капитанском мостике великий князь Кирилл Владимирович, двоюродный брат Николая II. При взрыве он был контужен, получил ожоги, но сумел перебраться на правый борт, и его не затянуло под стремительно погружавшееся в воду судно. Он попал в страшную воронку, но все же выплыл на поверхность.
Крейсер ушел под воду меньше чем за две минуты. Трагедия произошла на виду у всей крепости. «Что «Петропавловск»… Макаров погиб — голова пропала», — сокрушались матросы. Они любили своего адмирала, за окладистую бороду уважительно называли дедушкой.
Задолго до начала войны Макаров остро чувствовал ее неизбежность. Когда в 1903 г. его друг барон Фердинанд Врангель поинтересовался у Степана Осиповича, доволен ли он очередным назначением, тот ответил, что считал бы своим местом Порт-Артур. «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи, а наше положение там незавидное», — в отчаянье говорил он.
В конце января 1904 г. предвиденная Макаровым неизбежность войны с Японией стала очевидной для всех, кроме вершителей политики в Петербурге. Макаров написал управляющему Морским министерством Авелану свое знаменитое письмо от 8 февраля. Письмо это Авелан представил на благоусмотрение генерал-адмирала Алексея Александровича, но тот ответил: «Макаров известный алармист — никакой войны не будет». А она началась в ближайшую же ночь. Произведя атаку, японцы вывели из строя броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».
Утром 8 марта Макаров прибыл в Порт-Артур и поднял свой флаг на крейсере «Аскольд». Не теряя ни дня, Макаров усиленно готовил флот к активным действиям. Он вселял в упавший духом личный состав веру в свои силы и в свое оружие. Сам выводил корабли в море, собирал командиров, знакомил их со своими планами, разбирал ошибки проведенных выходов…
Трагическая гибель вице-адмирала стала тяжелой утратой для флота и страны. Степан Осипович был не только отважным морским полководцем, но и ученым-океанографом, полярным исследователем, кораблестроителем. Он был пионером использования ледоколов, изобретателем минного транспорта, разработчиком теории непотопляемости и русской семафорной азбуки.
Ежегодно в день рождения Макарова, 8 января, на Тихоокеанском флоте проходят памятные мероприятия, посвященные легендарному адмиралу.
1934 год. Завершается операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду
В этот день летчики полярной авиации СССР сняли со льдины последнюю группу челюскинцев.
Летом 1933 г. научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями. До этого такое удалось только ледоколу.
Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 г. пароход был раздавлен льдами и затонул.
Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал два месяца.
После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Тем временем Шмидт возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут, и постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.
На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошли 7 июня.
Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что подвиг полярных летчиков стал толчком к учреждению 16 апреля 1934 г. почетного звания Героя Советского Союза. Уже 20 апреля им были отмечены семеро пилотов.
1958 год. На I Международном конкурсе пианистов им. Чайковского в Москве победу присуждают американцу Вану Клиберну
Вообще-то первого победителя этого конкурса звали Van Cliburn и по-русски это читалось как Вэн Клайберн, но СМИ Советского Союза, действуя по формуле «как пишется — так и произносится», назвали американского пианиста Ваном Клиберном. Так и выговорить проще, и на русское имя «Ваня» похоже.
В одночасье Клиберн стал самым популярным зарубежным исполнителем в СССР. Фотографии вдохновенного 23-летнего красавчика с пышной шевелюрой продавались в киосках «Союзпечати» вместе со снимками советских культовых героев — актеров, полярников, а позже и космонавтов. Американский музыкант даже упоминается в народной комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», вышедшей на экраны в 1965 г. Помните сцену, когда Шурик заходит к Дубу за конспектом?
— Дуб! Конспект есть?
— Нету никаких конспектов, не мешай.
— А что ты слушаешь?
— Вана Клиберна. Иди!
Позже Клиберн рассказывал: «Я понимал, что у американца в Советском Союзе шансы на победу сведены к нулю, и конкурс организовывается, чтобы доказать превосходство советской исполнительской школы. Но моя учительница мисс Розина Бесс-Левина заставляла меня играть по 9–10 часов в день. Она была из СССР, выпускница Московской консерватории, и всегда говорила: «Помни русскую поговорку «Без труда не вытащишь рыбку из пруда!». После этих репетиций я падал замертво. Советскую визу я получил только за два дня до вылета.
После выступления на Конкурсе Чайковского ко мне подошли русские педагоги и сказали: «Мы думали, что Рахманинова и Чайковского дано чувствовать только русским. Мы ошиблись». Гениальный Святослав Рихтер поставил напротив моей фамилии высший балл — 25. Остальных участников конкурса он оценил в ноль баллов… И все же мне рассказывали, что судьи конкурса безумно боялись отдать первую премию американцу».
1994 год. Уходит из жизни народный артист СССР Николай Крючков
Крючков был «живой легендой» советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Николай Афанасьевич был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.
Снимаясь в любой роли, он все делал на совесть и практически всегда сам, без дублеров. Летал на «кукурузнике», гонял на мотоцикле, плясал, пел, играл на баяне и ложился под танк. Профессионал высшей пробы и одновременно — душа нараспашку. «Человек-солнышко» называла его Марина Ладынина.
Увы, после перестройки, когда все советское кино 1930–1950-х годов было повсеместно названо «сталинским», не забыли и про Крючкова: его как одного из виднейших представителей обвинили в пособничестве режиму коммунистов. Николай Афанасьевич сначала впал у властей в немилость, а потом и в нищету: пенсия народного артиста составляла в 1992 г. всего 75 тыс. неденоминированных рублей, половину из которых он отдавал больной дочери…
Но в памяти миллионов людей Крючков остался великим актером, вне времени и режимов. «Небесный тихоход», «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Дело Румянцева», «Парень из нашего горя» — вот далеко не полный перечень любимых народом фильмов, в которых проявился его бесспорный актерский талант.
В начале 1994 г. 82-летний Крючков вдруг ненадолго потерял сознание, и жена настояла на обследовании.
«Две недели врачи его обследовали и ничего не нашли, — рассказывала позже Лидия Крючкова. — Пока отоларинголог не проверил, почему Крючков так тяжело дышит. Было обнаружено, что дыхательный проход у Николая Афанасьевича — всего миллиметр.
Месяц он провел в больнице: у него поднялась температура и никак не падала. Я приходила к нему каждый день: мы вместе пели, шутили… В последнюю неделю он начал засыпать на полчасика днем. Я его будила, а он говорил: «Ты мне не мешай. Я ухожу в другую жизнь». Когда он просыпался, я его спрашивала, мол, как там, в другой жизни? Он отвечал: «Не приняли. Сказали — рано». В последний день он был веселый. Когда я уходила, он сказал: «Мать, я люблю тебя». Я нагнулась к нему, поцеловала в щеку и сказала: «Я тебя тоже. Завтра приду в 9 часов утра». Ему должны были делать операцию… Но утром, 13 апреля 1994 года, Николай Афанасьевич встал и… упал. Видно, слизь попала в дыхательный проход — и он закрылся».
Похоронили Крючкова на Новодевичьем кладбище.