Спешиваться или нет: какие изменения внесены в ПДД, и придерживаются ли пользователи СПМ
Пользователей СПМ и велосипедистов с 1 сентября обязали идти пешком по пешеходным переходам. Какие еще изменения произошли в ПДД, как их выполняют — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Новые правила
С 1 сентября СПМ перестали называть устройствами и приспособлениями. Согласно обновленным ПДД теперь они считаются транспортными средствами, имеющими одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость не более 25 км/ч. Предназначены для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей).
Именно одного, а не двоих, троих, как иногда случается видеть на минских улицах. А еще таких пользователей приравняли к велосипедистам и уже именуют водителями, а не пешеходами.

По новым правилам те, кто ездит на велосипедах и электросамокатах, обязаны спешиваться при пересечении проезжей части, за исключением велопереездов, на которых установлены специальные транспортные светофоры.


Устройства, способные развивать скорость свыше 25 км/ч, оснащенные электродвигателем мощностью свыше 0,25 кВт, сейчас относятся к категории мопедов либо мотоциклов, и их надо регистрировать в подразделениях ГАИ. Но прежде необходимо пройти оценку соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Подробная информация об этом есть на сайте Государственного комитета по стандартизации. К слову, для управления мопедом требуется водительское удостоверение категории АМ. Получить его можно с 16 лет после сдачи теоретического испытания по Правилам дорожного движения. В этом случае проходить обучение и сдавать практический экзамен не нужно. Ездить на мопеде также разрешено с водительским удостоверением на право управления автомобилем, мотоциклом или самоходной машиной.

С чем связаны такие изменения? По словам начальника главного управления ГАИ МВД Виктора Ротченкова, частое использование средств персональной мобильности и велосипедов повлекло за собой негативные моменты. За последние два года в стране зарегистрировано около 900 ДТП с участием таких пользователей. Наибольшее количество происшествий зафиксировано в 2024 году. Как ни печально, но наезды на самокатчиков и велосипедистов происходят в основном на пешеходных переходах. Многих несчастных случаев можно было бы избежать, если бы автомобилисты проявляли повышенные внимание и осторожность, а те, кто перемещается на СПМ и байках, не «пролетали» на скорости по переходам. Вот пример. 28 августа на улице Н. Орды возле дома № 32 Mazda совершила наезд на 15-летнего мальчика. По данным ГАИ, он выехал на электросамокате из-за стоящего автомобиля. Подростка доставили в больницу.

Усиленный режим
Так совпало, что нововведения в ПДД вступили в силу в начале учебного года, когда после трех месяцев отдыха дети отправились в школы. В этот период сотрудники столичной Госавтоинспекции несут службу в усиленном режиме.
На дорогах дополнительные наряды ДПС, проводятся рейды.
— По нашим наблюдениям, большинство велосипедистов и пользователей СПМ выполняют новые требования ПДД и спешиваются на пешеходных переходах, — рассказал начальник отдела ГАИ Московского РУВД Александр Алешкевич. — Еще недавно велосипедистам и пользователям электросамокатов разрешали передвигаться по пешеходному переходу не спешиваясь. Правда, с поправкой: со скоростью идущего шагом человека. Однако это правило соблюдали далеко не все, что иногда приводило к ДТП. Нередко сотрудники ГАИ фиксировали езду вдвоем, а то и втроем на самокате, что также запрещено и опасно. Подобные вольности инспекторы будут пресекать и впредь. К слову, административная ответственность для таких лиц определена статьей 18.20.1 КоАП Республики Беларусь. Штраф составляет от 1 до 3 базовых величин (от 42 до 126 рублей).

— Контроль на дорогах осуществляется как в ходе несения дорожно-патрульной службы, так и посредством Республиканской системы мониторинга общественной безопасности, — обратил внимание А. Алешкевич. — В нашем распоряжении есть технические средства, позволяющие фиксировать скорость движения не только транспорта, но и средств персональной мобильности.
На перекрестке пр. Газеты «Звязда» и ул. Голубева заметили, как молодой человек, не спешиваясь, пронесся на электросамокате по переходу на зеленый. Вскоре побеседовали с нарушителем.
— Не знал о новых правилах, — признался Данила. — Теперь буду соблюдать.
Ему сделали устное замечание. В следующий раз штрафа не избежит.

Очередного нарушителя остановили на Слободской недалеко от перекрестка с ул. С. Есенина. Велосипедист Евгений проехал по зебре и не спешился. С ним тоже провели беседу и на прощание вынесли ему устное замечание.
При виде сотрудников ГАИ мужчина на электросамокате решил остановиться, чтобы уточнить некоторые моменты из ПДД.
— Полтора месяца пользуюсь личным электросамокатом, — сказал Александр. — До этого передвигался на прокатных. Однажды неудачно сманеврировал и упал, угодил в больницу. С тех пор езжу аккуратно. На мой взгляд, на регулируемых пешеходных переходах можно было разрешить не спешиваться. В остальном с внесенными в правила поправками согласен.

Фото Сергея Лукашова
Читайте также:
- В Беларуси значительно снизилось количество ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ
- В Минске дополнительно обозначили 190 мест, где велосипедисты и водители СПМ могут не спешиваться
- Из пешеходов — в водители. Выяснили, все ли пользователи СПМ знают об изменениях в правилах
- В Беларуси определен порядок прохождения оценки соответствия СПМ
- Иван Кубраков: «Штрафовать водителей СПМ за отсутствие регистрации не будем. Но есть исключение»
Смотрите также:























