СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «День Победы»
Как создавалась песня «День Победы» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Эта песня давно стала лейтмотивом выдающегося события ХХ века — победы над фашизмом. Но путь произведения был тернист, и в первом исполнении она звучала иначе.
Без слез
Накануне 30-летия Дня Победы, в 1975 году, поэту-фронтовику Владимиру Харитонову позвонил редактор Всесоюзного радио и предложил поучаствовать в конкурсе Союза композиторов СССР на лучшую песню к празднованию. Поэт согласился не раздумывая. Ведь слова «война» и «победа» для него не пустой звук. Он воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях. Был ранен. Смущала одна деталь. Редактор попросил, чтобы песня была веселой, без слез. Но именно фраза «Это праздник со слезами на глазах» сразу пришла в голову поэту, хорошо помнившему бои в 1941-м на Волховском фронте. «Почему они хотят без слез?» — удивлялся он.
В середине 1970-х чиновники, ответственные за информацию, тщательно фильтровали устные воспоминания и мемуары ветеранов. В созданный образ народа-победителя слезливые истории не вписывались. Но Харитонов решил поступить вопреки. Когда стихи были готовы, поэт позвонил композитору Давиду Тухманову. У них был совместный опыт работы — песня-шлягер «Как прекрасен этот мир». Приглашение Тухманова принесло песне о победе и ближайшие неприятности, и дальнейший успех.
Не ко двору
Основной костяк Союза композиторов СССР в 1970-е составляли увенчанные лаврами мужчины старше 65 лет, пережившие войну. А Тухманову в начале 1975-го было всего 34 года. Войну он встретил младенцем. К тому же музыкальные старожилы успели приклеить композитору ярлык легкомысленного эстрадника. Он был известен по песням «Последняя электричка», «Наша любимая» и другим, под которые отплясывала молодежь на танцплощадках. По меркам музыкальных мэтров, взявшись за песню о победе, мальчишка Тухманов покусился не на свое, посягнул на их территорию… Он ведь не нюхал пороха. Да и в сам Союз композиторов СССР его приняли только в 1973 году, когда у него было более 30 танцевальных шлягеров.
Несмотря на разницу в возрасте, поэт Харитонов предполагал, что именно Тухманов сможет прочувствовать ключевые фразы его стихов.
Крепко сказано
Когда Тухманов принес музыку песни, она звучала не так, как мы привыкли сегодня, а была похожа на смесь танго и фокстрота, хотя мелодия та же. Дело в оркестровке, или, как сейчас говорят, аранжировке. В ней звучали бас-гитары и прочие электронные музыкальные инструменты. На конкурсе, к которому создавали это произведение, комиссия назвала его пошлятиной и позором, каким нельзя марать светлую память о Великой Победе. Однако благодаря связям поэта Харитонова 9 мая 1975 года в передаче «Голубой огонек» на Центральном телевидении песню исполнил вокалист Леонид Сметанников.
— Это было скандалом, — вспоминал Евгений Александров, директор музея ансамбля песни и пляски Российской армии. — Может быть, Тухманов хотел осовременить мелодию, сделать ее доступной для молодых. Но получилось легкомысленно. Очень расстроились, потому что Давид рассчитывал, что песня произведет эффект. Конкурс Союза композиторов «День Победы» проиграла. А тут ее крутят по телевидению. Возможно, обиделись аксакалы Союза, позвонили кому следует. Но руководитель ансамбля Борис Александров в песне что-то разглядел и сказал, что с ней надо поработать.
Озарение
Д. Тухманов принес ноты Александрову, и тот выбрал в качестве исполнителя молодого вокалиста Эдуарда Лабковского. Он вспоминал:
— Почему-то всегда муссировалось, кто был первым исполнителем. Летом 1975 года песня оказалась у нас в ансамбле, мы стали репетировать. Хор ее категорически не воспринимал. Исполнители просто издевались, пели, как шуточную. Аранжировка действительно была слишком танцевальной. Борис Александров, наш руководитель, произносит свое самое страшное ругательство: «Черт подери, пугачевщину развели… Дальше некуда. Эстрада». И вдруг в один из моментов он говорит ударнику: «Уберите синкопы. Играйте ту же мелодию, но в маршевом стиле». И на глазах у всех песня превратилась в победный марш. Хор притих от изумления.
С лета 1975-го ансамбль стал исполнять «День Победы» в гастрольных поездках. А Лев Лещенко спел ее позже, в ноябре 1975-го, на концерте ко Дню советской милиции и уже в аранжировке Бориса Александрова.
Так методом проб и ошибок подобрали ключ к сердцам миллионов.
Согласился на обмен
Песню услышала и полюбила страна. Но страсти вокруг нее не утихали. Теперь они приняли совсем другой характер.
— Однажды Лещенко приходит в концертный зал «Россия», где завтра у нас концерт, и говорит главному режиссеру: «Если Лабковский споет «День Победы», я просто повернусь и уйду», — вспоминал Э. Лабковский. — Мне в час ночи звонит режиссер и говорит: «Эдинька, родной, ты только не обижайся, но вот такой случай…» Отвечаю: «Замечательно! А можно, я романсы спою?» И впервые вышел и пел не военные песни, а старинные романсы, которые мне тоже по душе.
Никто не пострадал. Слава наконец настигла авторов Тухманова и Харитонова. Остался в тени лишь Б. Александров, повернувший песню к удачному исполнению.
«День Победы» подхватили Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха, ВИА «Лейся, песня». Появилась польская версия Dzień Zwycięstwa в переводе Виктора Максимкина. Ее на фестивале солдатской песни в Колобжеге спел Центральный художественный ансамбль Войска Польского.
В Белоруссии с 1976 года это произведение долгое время исполнял народный артист БССР Владимир Яцкевич.