Спустился в бункер Гитлера и написал «Карнавальную ночь». Интересные факты о поэте Борисе Ласкине
«Есть указание весело встретить Новый год», «Бабу-ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе». Эти фразы, ушедшие в народ, вышли из-под пера нашего земляка — поэта и сценариста Бориса Ласкина. Подробнее о его жизни и творчестве — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Спасибо, что живой
Строчки из песен «Три танкиста, три веселых друга — экипаж машины боевой», «Эх, путь-дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая», наверняка, слышали почти все. И эти хиты советского периода написал Б. Ласкин.
Борис родился в Орше в 1914 году. Ловко складывать слова в строчки, подбирать рифмы научился сызмальства. Это произошло примерно так же, как в ребенке откуда ни возьмись обнаруживается талант к рисованию. Промысел божий!
Когда мальчишке исполнилось 8 лет, умер его отец. С мамой и братом Марком он переехал в Москву. Но Оршу Борис никогда не забывал. Уже будучи взрослым, часто там бывал. Тянуло в родное гнездышко. Тем более дом, в котором он родился и жил до революции, выстоял в войну. Его снесли лишь в 2008-м из-за ветхости. Только находились там совсем посторонние люди. Однако с Б. Ласкиным они познакомились. Тот всегда был дорогим гостем. Не мудрено! Автор сценария «Карнавальной ночи», «Дайте жалобную книгу» и десятков других фильмов, не говоря уже о знаменитых песенных хитах сталинской эпохи.
Борис окончил сценарный факультет ВГИКа в 1935 году. В 1930-е успел пройти срочную военную службу в РККА. Отправился работать на «Мосфильм». Когда в 1938-м режиссер Иван Пырьев трудился над картиной «Трактористы», тот поставил Ласкину задачу: завтра к часу дня написать песню о танкистах на Халхин-Голе. Молодой автор был озадачен. Он служил в армии, но на Халхин-Голе не бывал и не знал о деталях происходившего, кроме тех, что упоминались в газетах. Однако само время водило рукой поэта. Общие умонастроения были известны, поэтому легко получилось сочинить: «На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура часовые Родины стоят…» Строчки легко легли на музыку композиторов братьев Покрасс. В этой же картине прозвучал «Марш танкистов», написанный Ласкиным: «Броня крепка, и танки наши быстры…»
В соавторстве с Никитой Богословским он написал песню «Спят курганы темные» для фильма «Большая жизнь». В ленте ее почему-то доверили спеть отрицательному персонажу, вредителю Макару Ляготину в исполнении Лаврентия Масохи. Поэтому она не ушла в народ. Но в 1940 году хит на пластинку записал Марк Бернес, и страна начала ему подпевать.
Автор вспоминал, как в 1970-е ездил по военным частям, где устраивали творческие встречи, и солдаты подхватывали песни моментально. А после объявления конферансье о том, что сейчас на сцене появится автор, бойцы были шоке: всем казалось, что сочинителей этих гимнов трудовой славе и Советской армии давно нет в живых.
Случилось в Германии
В 1941-м литератора не взяли в армию и даже в военные корреспонденты в связи с хроническим туберкулезом. Если бы вскоре не изобрели пенициллин, он вряд ли прожил бы без малого 70 лет. В первые военные годы писал сценарии в Ташкенте, в частности к фильму «Швейк готовится к бою» (1942). Сочинил пьесу о девушках-летчиках «Небесное создание», которая долго шла в Центральном театре Красной армии. Потом с помощью друга Константина Симонова ему все же удалось стать военкором, побывать в освобожденном Берлине и даже спуститься в бункер Гитлера. Там он взял из типографского набора шрифтов букву L, соответствующую первой литере своей фамилии, в качестве трофея.
Летом 1945-го Б. Ласкину посчастливилось проехать с командировкой по послевоенной Германии, подробно описать впечатления в дневниках.
В них литератор рассказал о деталях быта немцев, об американских солдатах. Даже отрывки из этих дневников говорят многое о том, что происходило в то время.
***
«И вот Лейпциг. Огромный город. Он сразу понравился мне. Я не почувствовал в нем казарменного холода Берлина. Сегодня впервые я пожалел о том, что союзники бомбили этот город. На улицах полно людей. Фланируют франты. Многовато людей военного возраста. Видимо, союзники великодушно отпустили пленных. Ходят девицы. Их великое множество. Они ходят, зазывно смеясь и строя глазки советским офицерам. Все, в общем, оживлено. Работают трамваи, автобусы. Висят рекламы театра и варьете. Город изрядно потрепан бомбежкой, но это не Берлин».
***
«В нашем отеле на 2-м этаже имеется номер люкс. Здесь останавливался Гитлер. Сейчас в номере живет наш генерал с женой. Жена узнала, кто жил в номере и заявила, что она здесь спать не будет. Муж ее успокоил, заверив, что бывший постоялец сюда не вернется».
***
«Кабинет Гитлера. Холодное помещение. Безумства бомбежки очевидны. В его кабинете все отобрано для музея. Охраняет резиденцию казах Сергибаев 1926 года рождения.
Был у Рейхстага. Снялся у надписи «Мы пришли сюда, чтобы вы к нам не ходили». На фоне поверженного, разбитого рейхстага базар. Торгуют немцы барахлом. Это «рейсхтаговка»!
Не без критики
Первая известная работа Ласкина после войны — «Песенка фронтового шофера» («Эх, путь-дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая»).
Дело в том, что в 1947 году сняли фильм «Великий перелом», в котором Бернес сыграл шофера Минутку. Потом в радиопередаче «Клуб веселых артистов» слушатели предложили написать для него песню. Так и появился хит, уже после ленты. Беспрецедентный случай.
Что касается «Карнавальной ночи», то Рязанов в своих мемуарах сетовал, будто сценарий Ласкина и Полякова показался недоработанным. Директор студии Пырьев, буквально отняв у него билеты для поездки в отпуск, заставил доделывать материал. Режиссер вспоминал: «В сценарии были подробно описаны сатирические моменты и репризы, а вот характер и поведение персонажей совершенно не прописаны».
Но ведь на сатирических моментах и репризах держится картина. Словом, роль авторов, одним из которых был Ласкин, сильно занижена. Эльдару Александровичу как начинающему постановщику хотелось продемонстрировать свой вклад в хитросплетения и драматургию сюжета. Он это и сделал в режиссерском сценарии. К тому же если бы первоначальная версия была так плоха, то фильмы по созданным Ласкиным и Поляковым сценариям директор студии не запускал бы в производство каждый год. Их было немало. А о повестях и рассказах и говорить нечего. Произведения Б. Ласкина исполняли Аркадий Райкин, Мария Миронова, Александр Менакер, Андрей Миронов.
Борис Савельевич ушел из жизни в 1983 году. А в 1984-м в «Правде», самой влиятельной газете, в который раз опубликовали его юмористические рассказы.
Еще материалы рубрики:
Ежегодно снимался в 3–6 картинах. Популярность к актеру Николаю Пастухову пришла после 50 лет
День «Если однажды»: как фашистская армия в феврале 1942 г. оказалась в Канаде
Кем были минские градоначальники, и почему пробыли они на своих постах не долго
Лекарство против страха. Как военнопленный Николай Кюнг организовал в Бухенвальде подпольную школу