Старт сплошной коллективизации, родился Рембо, умер Бондарчук. Этот день в истории: 20 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 20 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1854 год. Родился Артюр Рембо, один из самых влиятельных французских поэтов, несмотря на то, что посвятил поэзии лишь четыре года жизни
Он появился на свет в провинциальном городке Шарлевиле на северо-востоке Франции, недалеко от Бельгии, в семье военного и зажиточной крестьянки. Когда Артюру исполнилось четыре года, отец ушел из семьи, и мать одна воспитывала четверых детей. С тремя другими у нее проблем не было, головной болью был Артюр, второй по старшинству. Он считал школу психушкой, мечтал стать журналистом и несколько раз сбегал из дома.
Стихи Артюр начал писать рано. Не страдая комплексами, рассылал их разным известным людям — даже принцу. На удивление, этот прием сработал — в 15 лет за стихи, написанные на латыни и понравившиеся престолонаследнику, Артюр был награжден премией. Но главное — стихи понравились уже известному на тот момент поэту Полю Верлену. Поощряемый Верленом, Рембо отправился в Париж, намереваясь стать сверхпоэтом.
Европу вижу я лишь лужей захолустной,
Где отражаются под вечер облака
И над которою стоит ребенок грустный,
Пуская лодочку, что хрупче мотылька…
Рембо прожил всего 37 лет, но из литературы ушел еще раньше. Он хотел изменить мир своими стихами, но быстро понял, что это невозможно, и к 20 годам, когда некоторые поэты только начинают свой творческий путь, Рембо решил прекратить писать стихи. Покинул Европу и занялся коммерцией в Африке. На этой стезе успеха он не снискал. А вот стихи его продолжает читать весь мир. Рембо остается одним из величайших стилистов во французской поэзии, одним из пионеров символизма и модернизма.
В 1995 г. режиссер Агнешка Холланд сняла картину «Полное затмение», где роль Рембо блестяще сыграл Леонардо Ди Каприо. Несмотря на то, что его герой принадлежал прошлому столетию, Ди Каприо удалось передать его бунтарство юности и обиду на мир. Фильм вызвал противоречивые отклики из-за общей концепции авторов, показавших историю личных трагических взаимоотношений Верлена и Рембо, совершенно исключив из нее все, связанное с их искусством. Ди Каприо представляет в фильме эксцентричного юношу, высокомерного и истеричного, которому нравится шокировать общество и который всецело подчиняет себе влюбленного в него Верлена. Но, может, великий Рембо и был таким?
1929 год. ЦК ВКП(б) официально провозглашает сплошную коллективизацию
Целью коллективизации было установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав.
Отправной точкой сплошной коллективизации послужила опубликованная 7 ноября 1929 г. в газете «Правда» статья Сталина «Год Великого перелома», объявлявшая 1929-й годом «коренного перелома в развитии нашего земледелия». В ней говорилось: «Наличие материальной базы для того, чтобы заменить кулацкое производство, послужило основой поворота в нашей политике в деревне. Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса».
При проведении коллективизации широко применялись различные репрессивные меры. В результате более 2 млн крестьян были депортированы, из них 1,8 млн только в 1930–1931 гг.; 6 млн умерли от голода, сотни тысяч — в ссылке. В марте 1930 г. появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей. В связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников» жесткий курс был несколько смягчен.
1944 год. Глава НКВД Берия докладывает Сталину о работе, проведенной его ведомством по проверке бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или окружении противника
Еще 27 декабря 1941 г. решением ГКО № 1069 для проверки военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или окружении, в системе НКВД были созданы фильтрационные спецлагеря. С весны 1943 г. проверкой занимались отделы контрразведки «СМЕРШ» НКО, а до этого — особые отделы.
Как следует из справки, представленной Берией, по состоянию на октябрь 1944 г. «всего прошло через спецлагеря бывших военнослужащих Красной армии, вышедших из окружения и освобождённых из плена, 354 592 человека, в том числе офицеров 50 441. Из этого числа проверено и передано: в Красную армию 249 416 чел., в том числе в воинские части через военкоматы – 231 034, из них – офицеров 27 042, на формирование штурмовых батальонов – 18 382, из них – офицеров 16 163; в промышленность по постановлениям ГКО – 30 749, в том числе офицеров 29; на формирование конвойных войск и охраны спецлагерей – 5 924. Арестовано органами «СМЕРШ» 11 556, из них агентов разведки и контрразведки противника – 2 083, из них офицеров (по разным преступлениям) – 1 284. Убыло по разным причинам за все время в госпитали, лазареты и умерло – 5 347. Находятся в спецлагерях НКВД СССР в проверке – 51 601, в том числе офицеров – 5 657. Из числа оставшихся в лагерях НКВД СССР офицеров в октябре формируется 4 штурмовых батальона по 920 человек каждый».
Таким образом не выдерживает критики миф о том, что все бывшие военнопленные фашистских концлагерей, попав на Родину, без разбора прямым ходом «колоннами шли на каторгу в Сибирь». В то же время без тщательной проверки было никак нельзя.
После окончания войны началось массовое освобождение советских военнопленных и гражданских лиц, угнанных на принудительные работы в Германию и другие страны. Согласно директиве Ставки № 11086 от 11 мая 1945 г., для приема репатриируемых советских граждан, освобождаемых войсками союзников, наркоматом обороны было организовано 100 лагерей. Кроме того, действовало 46 сборных пунктов для приема советских граждан, освобожденных советскими войсками.
Из военнопленных, освобожденных после окончания войны, репрессиям подверглись 14,69 % – как правило, власовцы и другие пособники оккупантов. Причем большинству из этих «борцов за свободу», попавших в руки НКВД, было объявлено, что хоть они и заслуживают самого сурового наказания, но в связи с победой над Германией Советское правительство проявило к ним снисхождение и, освободив от уголовной ответственности за измену Родине, ограничилось отправкой на спецпоселение сроком на 6 лет.
1944 год. Бюро Минского горкома КП(б)Б принимает постановление «О массовом обучении трудящихся города Минска строительным специальностям»
В июле город был освобожден от оккупантов. Столица лежала в руинах. Тысячи горожан принимали участие в воскресниках, работая на разборе завалов. По сути Минск предстояло отстраивать заново. В этой ситуации самыми дефицитными специальностями в одночасье стали строительные. И было понятно, что и в перспективе, ближней и дальней, профессия строителя будет востребованной.
Согласно постановлению «О массовом обучении трудящихся города Минска строительным специальностям» каждый трудоспособный минчанин, независимо от пола, должен был овладеть одной из строительных специальностей: штукатура, печника, плотника, каменщика, маляра и других.
«Пройдет время, и вокруг уцелевшего асфальта поднимутся новые красивые дома, — говорил, выступая в декабре 1944 г. на общегородском съезде интеллигенции поэт Аркадий Кулешов. — Город изменит свой облик, он будет совсем не таким, как до войны. Человеку, который был в Минске до войны, который не видел его разрушений, при посещении нашего города, скажем, лет через 10—15, Минск может показаться совсем незнакомым, новым городом, в котором он никогда раньше не был. Нам же он всегда был и будет знакомым, родным городом, потому что мы будем строить его и привыкать к его изменениям постепенно, будем привыкать к каждому новому дому, кварталу и площади».
1994 год. Уходит из жизни выдающийся мастер советского и мирового кинематографа Сергей Бондарчук
Вернувшись с войны, он был зачислен на третий курс актерского факультета ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова. Тогда он не думал о режиссерской стезе. В 1948 г. Бондарчук снялся в первой картине — «Молодая гвардия». В 1950-м сыграл в фильме «Кавалер Золотой Звезды», а через год — в картине «Тарас Шевченко». В 32 года Бондарчук стал самым молодым актером, удостоившимся звания народного артиста СССР.
Незаурядный талант Бондарчука как актера во всей полноте раскрылся в фильме «Отелло» (1955 г.). Картина понравилась как советскому, так и международному зрителю, демонстрировалась на международных фестивалях.
После того как Бондарчук состоялся как актер, он решил попробовать себя в режиссерском амплуа. В 1959 г. на экраны вышел его фильм «Судьба человека» по одноименному роману Михаила Шолохова. Сам Бондарчук сыграл в нем роль Андрея Соколова, добившись редкого сочетания реализма и патетики. Фильм получил главный приз Московского международного кинофестиваля, а режиссер – Ленинскую премию.
Четыре серии киноэпопеи «Война и мир» стали уникальным явлением отечественного кинематографа. Бондарчук не просто проиллюстрировал сюжетные линии толстовского шедевра, но дал кинематографическое воплощение философским воззрениям писателя. Тот факт, что в картине участвовали 120 тыс. статистов, позволил внести ее в Книгу рекордов Гиннеса. В 1969 г. киноэпопея Бондарчука получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Мастерство постановщика батальных сцен Бондарчук подтвердил в фильме «Ватерлоо».
В 1975 г. вышел фильм Бондарчука «Они сражались за Родину». В этой экранизации шолоховского романа не было свойственных режиссеру помпезных сцен войны. Война была показана скорее как драма, полная человеческих историй и переживаний.
У Бондарчука был рак легкого, но умер он от инфаркта миокарда на 75-м году жизни.
Читайте также:
- Как умер сталинский генпрокурор, и кто написал «Олесю» и «Малиновку». Этот день в истории: 22 ноября
- Независимый Вольтер, «закон о невозвращенцах» и дебют Эллы Фицджеральд. Этот день в истории: 21 ноября
- Минский окружной суд, переливание искусственной крови и «Волчье логово». Этот день в истории: 20 ноября