Стекло в терапевтических целях: посетили необычный мастер-класс в Национальной библиотеке
Как превратить обычное стекло в произведение искусства с помощью обычной гуаши? При чем тут ПВА и техника «как в детском саду», корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала на тематическом мастер-классе.
Мастер-класс и арт-терапия в одном флаконе. Под таким соусом подает роспись стекла народный художник и педагог-психолог Нина Шкурдюк. Не самая обычная связка, правда?
– Многие психологические приемы завязаны на искусстве, – убеждена собеседница. – Точнее, психологи взяли на вооружение искусство и превратили это в схему, которая действительно работает.
Классический художник по первому образованию, сейчас Н. Шкурдюк большую часть времени уделяет педагогическо-психологической работе с детками, у большинства из которых есть расстройства аутического спектра.
Почему стекло? Сложный же материал?
– Очень сложный и привередливый, – подтверждает мастер народных ремесел и с легкой ехидцей добавляет: – Особенно если у «ученика» есть масса не нужных установок в духе «рисовать нужно правильно, выверенно, как в классической художественной школе, а в противном случае вообще не браться». С одной стороны, стекло действительно просто так не сядешь и не разрисуешь. Поэтому упрощаем задачу. Сперва играем буквально, как в детском саду, – расставляем кляксы, произвольные линии и штрих на бумагу наносим, чтобы прочувствовать и кисть, и краски. Потом делаем эскиз будущего витража на бумаге. А после подкладываем эскиз под стекло и, как по старой доброй копирке, переносим уже красками.
Уточняю, какие конкретно краски нужны. Скажем, обычная гуашь растечется же?
– Не растечется, – безапелляционно заявляет Н. Шкурдюк и выставляет на стол коробку как раз с гуашью, – особенно если ее загустить клеем. Самым обычным ПВА. Прием, к слову, стар, как мир, в котором не было акрила.
Участники мастер-класса примеряются к стеклам, но художник слегка притормаживает порывы.
– Берем листок бумаги и складываем пополам, – командует Н. Шкурдюк. – Сейчас поиграем, как в детском саду. И расслабьтесь, а то так уже напряжены, как будто я сейчас возьму указку и по пальцам постучу.
Собравшиеся, невзирая на разбежку в возрасте, хихикают и тянутся за листами формата А4. Собственно, суть задания проста – берем краску, кисть и произвольно «художничаем».
– На мои мастер-классы приходят люди разных профессий – зачастую не связанные с искусством – и разных возрастов, в том числе пенсионного, – рассказывает художница. – Они приходят не вторым Пикассо стать за 2,5 часа сеанса, а просто порисовать, получить удовольствие. Но при этом им тоже важно услышать похвалу, что они молодцы, и у них все получается. А чтобы получалось, нужно расслабиться, а не сидеть в напряжении с мыслями «как бы так нарисовать точно, красиво и правильно». Большинство боится снова – как в детстве – услышать фразы в духе «это неправильно, так не красиво». И я не просто так начинаю с вот этого игрового приема. Он расслабляет, настраивает на нужный лад. И потом уже не страшно ни эскиз набросать, ни перевести его на то самое – капризное – стекло. А на выходе получить вот такие шедевры. Рисовал, между прочим, совсем мальчишка (Нина с гордостью демонстрирует работу одного из своих учеников. – Прим. авт.).
Роспись по стеклу – один из серии мастер-классов, которые проходят в Национальной библиотеке в рамках выставки «Фарфоровое ассорти». За стеклом – более 500 разнообразных фигурок, собранных частным коллекционером Виктором Суворовым.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: