«Там, где клен шумит…» Как группа из Гомеля сделала старую неизвестную песню всесоюзным хитом
Песня «Там, где клен шумит…» долго исполнялась многими вокалистами и ансамблями, оставаясь не замеченной публикой. И только попав в руки к музыкантам группы «Синяя птица», стала шлягером на долгие годы. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Жажда славы
Те, кто успел пожить в СССР в осознанном возрасте, наверняка помнят вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «Синяя птица». Даже не будучи поклонником группы, ее песни сложно было пропустить мимо ушей, так как шла их непрерывная ротация на немногочисленных советских телеканалах и радиостанциях. Далеко не все знают, что изначально это белорусский коллектив. Команда образовалась в 1972 году в Гомеле. Первоначальные названия не вызывали интереса: «Мы, вы и гитары», «Голоса Полесья». Костяк состоял из учащихся Гомельского музыкального училища им. Н. Ф. Соколовского. В 1974 году ребятам показалось, что местные концертные администраторы недорабатывают. Группа колесила по небольшим областным городам, выступала на маленьких концертных площадках. Принимала участие в белорусских музыкальных конкурсах. А славы хотелось всесоюзной. Поэтому «Синяя птица» перебралась под крыло Горьковской, а потом Куйбышевской филармонии. Настоящая известность пришла после появления в их репертуаре старой песни, написанной на новый лад. Ее можно назвать одной из первых советских рок-баллад:
Там, где клен шумит над речной волной,
Говорили мы о любви с тобой.
Опустел тот клен, в поле бродит мгла,
А любовь как сон стороной прошла.
Сердцу очень жаль, что случилось так.
Гонит осень вдаль журавлей косяк.
Четырем ветрам грусть-печаль раздам.
Не вернется вновь это лето к нам.
Встречи и неприятные расставания имели место в жизни каждого взрослого человека. Поэтому слова нашли отклик в сердцах миллионов. Каждый вспомнил свою историю. Но секрет успеха не только в тексте, а прежде всего в мелодии. Ведь целых 15 лет до «Синей птицы» песню кто только не пел. Но достучаться до публики никому не удалось.
Все началось с того, что композитор Леонтий Шишко в 1960-м выпустил сборник своих стихов с нотами для их исполнения. Там же была и песня «Клен» для женского вокала, с совершенно другой музыкой, в отличие от общеизвестной. Также в ней имелся четвертый куплет. «Клену» предрекали большое будущее. Композицию взяла в репертуар Людмила Зыкина. И даже появилась с ней в музыкальном фильме «Когда песня не кончается» (1964). Но народу эта версия, что называется, не зашла.
Опередили овечку Долли
Спустя долгое время, в первой половине 1970-х, композитор Юрий Акулов изменил музыку и «Клен» исполнял ВИА «Калинка». Хотя успеха мелодия тоже не имела. Музыканты играли песню на манер русской народной, надев на головы деревенские фуражки. Часть текста пел сам Акулов. Женские строчки исполняла Людмила Чижевская. Деревенские застольные песни уже тогда не все жаловали вне деревни и стола. В концертном исполнении они мало котировались. Наступала эпоха рока и диско.
Когда «Синяя птица» работала в Горьком, туда с концертами прибыла «Калинка». Музыкант «Синей птицы» Михаил Болотный в тот период жил за счет того, что продавал свои песни гастролирующим ансамблям, так как его коллектив только набирал обороты. И вот с новой своей мелодией «Жар-птица» он пришел за кулисы. Руководитель «Калинки» Сергей Лавровский попросил отложить разговор до конца концерта. Болотный отправился в зал, начал слушать программу. Когда услышал «Клен», почувствовал, что сможет сделать песенку совершенно иной в рок-обработке. После окончания концерта он отдал свои слова и ноты «Жар-птицы», а взамен попросил текст «Клена» и разрешение на его использование. В общем, пришел с одной песней, а ушел с другой. Он добавил в мелодию гитарные пассажи и фуззы, соло-гитару, напоминающую песню Something группы «Битлз». И когда «Синяя птица» записывала свой первый миньон, на нем с другими мелодиями разместили «Клен» в новой обработке. Из текста убрали женские строчки:
И зачем опять ходишь словно тень,
Без тебя порой был и день не в день…
…Если б мог ты знать, как тебя ждала,
Да устала ждать, и любовь прошла.
Будущий хит исполнил вокалист Сергей Дроздов. Никто не ожидал успеха. Но после выхода в свет мини-пластинки звуки «Клена» полились из всех окон. А из ресторанов, где были свои ансамбли, рекой потекли авторские отчисления за исполнение. Советские кабацкие менестрели безвозмездно заимствовали музыку только у западных исполнителей, а отечественным композиторам честно платили.
Болотный вспоминал, как в Калуге зашел в ресторан поужинать и стал свидетелем того, как «Клен» заказывали 18 раз. Далее он рассказывал: «Еще помню, что после концерта в Ижевске пришел в свой номер, голова разболелась. Глянул в окно, а там народу на площади перед гостиницей — яблоку негде упасть, и все в один голос: «Там, где клен шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой…» Впечатление на всю жизнь!»
У «Синей птицы настал новый этап. Музыканты начали ездить на фестивали в Чехословакию, Болгарию. Давали концерты для контингента советских войск в ГДР, Польше. Стали участниками культурной программы Олимпиады-80. Это и была та самая всесоюзная слава. В 1985 году даже состоялся мировой тур группы…Правда, ребята колесили не по Европе, а прокатились по Афганистану, Кении, Эфиопии, Лаосу, Вьетнаму, Кампучии.
Вот такие мировые гастроли по-советски. Примечательно, что в тот период звукорежиссером ВИА работал Олег Газманов. В 1991 году в связи со сдачей всех своих позиций СССР на Западе пользовался популярностью. На этой волне «Синяя птица» добралась до США и давала концерты. Хотя в основном на них присутствовали русскоязычные эмигранты. Американские журналисты приходили поглазеть на диковинку и убедиться в том, что русские поют не в шапках-ушанках и пляшут на сцене без медведей.
Вместе с распадом советской державы перестал существовать и ВИА в старом составе. За 5 лет до клонирования первого млекопитающего—овечки Долли—произошло клонирование «Синей птицы». Многие бывшие члены коллектива (Сергей Дроздов, Алексей Комаров, Дмитрий Галицкий, Сергей Арабаджи, Владимир Преображенский) собрали свои концертные бригады и под старым названием, с прежним репертуаром начали колесить по городам и весям СНГ, чем и продолжают заниматься сегодня. В 2000-е неоднократно судились друг с другом за право использования товарного знака «Синяя птица». Спрос на ретро не велик, но постоянен, пока живы поклонники. Поэтому вполне можно зарабатывать на сносную жизнь.
Еще материалы рубрики:
Песня французских социалистов более 30 лет была гимном БССР
Почему эпический «Спортивный марш» был не только о физкультурниках, но и о грядущей войне
«Ты да я, да мы с тобой». Как сложилась судьба актеров из фильма «Тихие троечники»