Тарифы на услуги такси обсудили за круглым столом в агентстве «Минск-Новости»
О перевозках автомобилями такси, конфликтах между пассажирами и водителями, тарифах и новшествах в этой сфере деятельности шла речь за круглым столом в агентстве «Минск-Новости».
Участники
Андрей Гладкий, заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Нина Емельянова, начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома
Анна Суша, председатель Белорусского общества защиты потребителей
Александр Лещенко, начальник отдела контроля и договорной работы ГУ «Столичный транспорт и связь»
Олег Радкевич, директор СП ООО «Корис-Гуард» (такси «Столица 135»)
Новое в законе
Корр.: Из всех автотранспортных услуг перевозки автомобилями такси — наименее контролируемая и управляемая сфера. К примеру, точное количество машин с шашечками, работающих в столице, неизвестно и не регулируется. Но на этом поле деятельности ожидается ряд важных нововведений. Что это за новшества?
Андрей Гладкий (далее — А. Г.): Речь идет о дополнениях и изменениях в Закон об автомобильном транспорте от 17 июля 2017 года и Декрете № 7 Президента Республики Беларусь. Одно из существенных изменений — отмена лицензирования внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров. Это касается и такси. С 26 февраля субъекту хозяйствования надлежит лишь уведомить местный исполнительный и распорядительный орган о начале своей деятельности. Так что Мингорисполком фактически будет знать количество перевозчиков, зарегистрировавшихся в столице. В соответствии с Декретом отменены путевые листы при осуществлении транспортной деятельности, что немного облегчит водителям работу. Но обязательные предрейсовые медобследования и контроль техсостояния машины перед выездом на линию по-прежнему останутся.
Тарифная чехарда
Корр.: Недовольство по поводу тарифов на услуги такси сегодня, пожалуй, самая распространенная жалоба со стороны потребителей. Почему возникает такая проблема?
Нина Емельянова (далее — Н. Е.): Мы рассматриваем немало подобных обращений. К примеру, пассажир сел в машину к перевозчику на вокзале и поехал домой. Неделю назад он заплатил за такую поездку 7 рублей. В этот раз водитель пообещал взять не больше 10, а счетчик показал 26. При разборе ситуации в управлении торговли он не отрицал, что у него 5 разных тарифов, которые он может применять по своему усмотрению. Как такое возможно?
А. Г.: Поскольку услуги такси не относятся к социально значимым, государство не регулирует тарифы на них. Перевозчики вправе устанавливать стоимость поездки самостоятельно. Но Правила автомобильных перевозок пассажиров обязывают водителей информировать клиентов о цене за километр или называть ориентировочную стоимость поездки до ее начала. Правда, некоторые таксисты пытаются разными способами ввести в заблуждение. Поэтому перед поездкой нужно внимательно ознакомиться с предлагаемыми тарифами.
Анна Суша (далее — А. С.): Водитель не должен говорить: «Едем по счетчику», а пассажиру не стоит на это соглашаться. Сначала — конкретные цифры.
Олег Радкевич (далее — О. Р.): Непорядочный извозчик постарается скорректировать стоимость поездки, как ему выгодно. Если пассажир хочет ехать по заявленному тарифу, лучше воспользоваться диспетчерской службой. Конфликты по этому поводу возникают, как правило, с таксистами, работающими от борта.
Корр.: Трудно назвать другую сферу бизнеса, представители которой так свободно манипулируют ценами. В результате пассажиры зачастую оказываются заложниками собственной невнимательности.
О. Р.: Они в основном садятся на заднее сиденье, и мало кто видит бирку с тарифами, находящуюся в салоне, особенно если темно. За рубежом эта информация размещена на автомобилях такси снаружи, чтобы люди ознакомились с ней, прежде чем сядут в машину. У нас водитель, работающий от борта, понимает, что у него могут быть одна-две поездки в день. Значит, с клиентов любыми путями надо собрать побольше денег. Поэтому базовая цена за километр может быть и 5, и 7 рублей. Ее укажет мелким шрифтом, а крупным напишет, допустим, «тариф 0,5 рубля», сбоку разместит еле заметную звездочку и ниже — сноску, мол, тариф действителен для инвалидов Великой Отечественной войны. Выходит, информацию предоставил и правила не нарушил.
Корр.: Практика показывает: даже если водитель, согласно правилам, проинформировал потребителя о тарифах, это не всегда панацея. Сев в такси на стоянке, я вряд ли подсчитаю, в какую сумму обойдется поездка: мне ведь неизвестен километраж. Водитель назовет примерную стоимость, а в конце может потребовать сумму вдвое большую, даст чек и скажет, что всё законно. Если, к примеру, пассажир не записал на диктофон первоначальный разговор, доказать что-либо очень сложно.
А. С.: Всегда повторяю нашим гражданам: не совершайте необдуманных покупок. Это касается и услуг, которые оказывают перевозчики. Заказывайте такси через службы и будьте внимательны при посадке в машину. И учтите, что в законе установлена норма — пассажир может отказаться от поездки и от оплаты, если не включен таксометр.
Логотип «напрокат»
Корр.: Бывают и другие ситуации. Так, нелегальные извозчики обманным путем перехватывали пассажиров у таксистов диспетчерских служб. Человек, прибыв на вокзал, заказал машину у того извозчика, к которому обращался всегда. Подошел к стоянке, а навстречу — радушный водила: «Вы, наверное, ко мне». На автомобиле — желтая полоса, логотип той самой компании… Пассажира не смутило, что водитель не спросил имя. Понял, что это обман, только когда сел в машину: в этот момент позвонил таксист диспетчерской. Пришлось со скандалом отказываться от услуги самозванца.
О. Р.: Вдоль трасс в центре Минска стоят 200-300 машин, потому что водители знают: им ничего не грозит. В последнее время появились автомобили с непонятными белыми полосами и шашечками на бортах, хотя по стандарту нужны желтые. Но даже если имеются стандартные наклейки и логотип диспетчерской, не всегда это значит, что перед вами легальное такси. Некоторые из них раньше работали с диспетчерскими службами, потом ушли на вольные хлеба, оставив у себя соответствующие атрибуты. Все понимают, что к такси, работающему под логотипом, больше доверия. Иногда магниты крадут. И мы с этим ничего не можем поделать. Законных методов заставить таких водителей снять наклейки у нас нет.
Н. Е.: Ну почему же? Руководство одной диспетчерской не раз жаловалось нам, что машины, которые у них не числятся, работают с их наклейками. Это нарушение Закона о рекламе. Если вы выявили такие случаи, можете обратиться к нам, будем действовать.
Нужны квоты
Корр.: Как обстоит дело с тарифами на перевозки такси в европейских странах? Регулируется там эта сфера или ею управляет рынок?
О. Р.: Там ситуация на контроле у городских властей. Кроме того, есть цеховое сообщество. Известна средняя зарплата водителя общественного транспорта по городу, а также приблизительное количество поездок с учетом того, что таксисты в Европе не работают по две смены. Исходя из этого вырисовывается тариф. Город принимает решение: все водители выставляют определенный тариф днем и определенный — ночью. Стороны подписывают соглашение, никакого картельного сговора.
В Минске, даже если знаем примерное число таксистов, мы упускаем важную вещь — переработку: есть те, кто занимается извозом по 18-20 часов. Нужно определить оптимальное количество водителей, которые станут трудиться, как и положено, 40 часов в неделю, возможно, напряженно, но без простоев. При этом они смогут нормально отдыхать, станут ценить свою работу и будут иметь достойную зарплату.
Корр.: Извозом в столице занимаются как свои, так и приезжие. В Минск всегда стремились таксисты из других регионов: здесь заработки выше. С нынешнего года уйдут в прошлое и лицензии на такой вид деятельности. Соответственно, желающих пойти в данный бизнес прибавится. Одни считают, что благодаря этому снизятся тарифы, у других возникают сомнения: не отразятся ли перемены на качестве услуг, принесет ли подобная либерализация пользу городу и пассажирам?
Н. Е.: У таксиста, на которого недавно к нам пришла жалоба, тариф 5 рублей за километр плюс абонирование 25 рублей. Это нормально?
О. Р.: В другой стране у него потребовали бы экономическое обоснование такого тарифа. Вообще ожидать, что из-за роста конкуренции тарифы резко снизятся, не стоит: водители чаще будут находиться в простое. Но рано или поздно мы придем к квотированию (ограничению количества) автомобилей такси, как во всем мире. Чем раньше, тем лучше. После этого власти вместе с профессиональным сообществом смогут достичь согласия по тарифам. В городе останутся условно 5 тысяч такси, которые будут выполнять план без переработки и простоев. Тогда никто не повезет пассажира по баснословным ценам, не подаст прокуренную машину и не нахамит.
Сам себе защитник
Корр.: Как контролируют работу таксистов сегодня? Предусмотрены ли меры воздействия для тех, кто проявил себя не лучшим образом? Ведь речь идет о перевозке людей, их безопасности.
О. Р.: Пока ситуация выглядит следующим образом: жалуйтесь сколько угодно — никто не лишит водителя права заниматься извозом. Лицензий не будет, других мер не установили. Перевозчика лишь оштрафуют, если он нарушит технические требования или налоговое законодательство. Но самое страшное — возрастет опасность встречи с неадекватными водителями. Такси — закрытое пространство, в котором вы находитесь с незнакомым человеком. Диспетчерские службы хотя бы знают, с кем работают: у них есть информация о машинах, водителях, и если что-то произойдет, известно кого искать. Но когда пассажир ловит машину на дороге, он должен отдавать себе отчет, что это риск. Сегодня на уровне города нужно решать, что делать с водителями, которых и близко нельзя подпускать к пассажирам. Мы не раз обсуждали с «СТС» эту тему: необходимо выдавать свидетельство о праве на работу, допустим, на 3 года. А если что-то пойдет не так, отбирать у перевозчика этот документ.
Корр.: Заметим, и таксисты становятся жертвами нападения со стороны пассажиров. Их могут избить, ограбить. Почему не устанавливают решетки в машинах с шашечками?
О. Р.: Так мы уменьшим количество мест для пассажиров. Почти все автомобили — в частной собственности водителей, они используют что есть. А покупать более просторные машины наши перевозчики не в состоянии, предложения от лизинговых компаний для них неподъемные.
Корр.: К слову, о безопасности перевозок этим видом транспорта. Ограничений по году выпуска авто, задействованных в таксоперевозках, по-прежнему нет?
А. Г.: Нормативные правовые акты ограничений по срокам эксплуатации таких машин не устанавливают. Отмечу, что к чемпионату мира по хоккею в 2014 году Министерство транспорта и коммуникаций готовило проект указа, где было предусмотрено ограничение срока эксплуатации автомобилей такси — до 7 лет. Предлагали также ввести такой элемент регулирования, как квотирование. К сожалению, эти инициативы не поддержали.
Жалобы
Корр.: Помимо тарифов на что еще жалуются пассажиры такси?
Александр Лещенко (далее — А. Л.): В «СТС» в год поступают порядка 10 обращений на некачественные услуги. Но надо учитывать, что за такой период осуществляются в среднем 15-17 млн поездок только через диспетчерские службы. Кроме того, часть подобных обращений не подтверждается.
О. Р.: Структура жалоб в диспетчерские службы такси изменилась за последние годы. Раньше речь шла о конкретных нарушениях правил перевозки. Сейчас чаще предъявляют претензии к качеству обслуживания: водитель не так себя держит, не так разговаривает. В 90 % жалоб нет вины водителя, но он участвует в эскалации конфликта, например ответил на грубость — и пошло-поехало.
Н. Е.: Регламентировано ли время подачи машины? Одна клиентка пожаловалась, что опоздала на вокзал, потому что такси долго к ней ехало, потом водитель вез ее не по тому маршруту и попал в пробку. Она даже требовала возместить стоимость билета.
А. Л.: Водитель не станет нарушать ПДД ради того, чтобы быстрее приехать к клиенту. Поэтому нельзя вызывать машину впритык, если надо ехать на вокзал или в аэропорт, особенно в часы пик. На дороге возможны заторы, аварии. Мы рассматривали похожую жалобу. Вины водителя там не было.
Корр.: Приходится ли разбираться с такими претензиями, мол, диспетчеры такси намеренно долго не отвечают на звонок короткого номера, чтобы за это время накапало как можно больше денег?
О. Р.: Мы не раз отвечали на подобные жалобы, и «СТС» подтверждал нашу правоту. Ни копейки с трехзначных номеров диспетчеры не получают. Наша задача — максимально сократить время ожидания. А тарифы за звонки на короткие номера есть на сайтах операторов связи и «Белтелекома».
Дополнительная информация
По информации Транспортной инспекции, в столице и Минской области на начало года зарегистрированы 4 747 лицензиатов, осуществляющих перевозки автомобилями такси. Из них 4 104 — индивидуальные предприниматели, 643 — юрлица.
В Минске перевозки осуществляют ориентировочно от 10 тысяч до 15 тысяч машин такси. Производятся примерно 1,5 млн перевозок в месяц.
Материал подготовили Магда Крепак и Надежда Ильяшук