Театральная дива наотрез отказалась сниматься. Как подбирали актеров на главные роли картины «Идиот»
Считая свои ленты сталинского периода проходными однодневками, режиссер Иван Пырьев пытался остаться в истории советского кино, экранизируя произведения Федора Достоевского. В 1957 г. он приступил к съемкам фильма «Идиот» по мотивам первой части романа Достоевского. Как они проходили и что им предшествовало, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Появление простодушного и порядочного князя Льва Мышкина вызывает смятение в светском обществе. Он пытается помочь каждому, но искренние открытость и любовь к людям становятся для него невыносимой ношей.
Долгим путем
Роман Ф. Достоевского «Идиот» впервые опубликовали в 1868 г. в журнале «Русский вестник». Лишь в 1899-м постановка увидела свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и московского Малого театра. В 1910 г. Петр Чардынин снял немую кинозарисовку — 15-минутную историю князя Мышкина. Режиссеры опасались многослойного философского произведения.
В первые три советских десятилетия романы Достоевского находились под негласным запретом. Их не переносили на сцену, не создавали экранизаций этих произведений. С одной стороны, в них отражались аморальность и нищета монархического периода в России, что было на руку идеологам. С другой — в диалогах героев прослеживались воззвания, не соответствовавшие большевистской морали. Например, в романах «Бесы», «Братья Карамазовы». Гражданам СССР не следовало столь глубоко погружаться в социальную, а тем более в христианскую философию. Рекомендовался лишь диалектический материализм!
В послевоенное время зарубежные студии взялись за экранизацию произведений русских классиков. В 1946-м во Франции вышел «Идиот» Жоржа Лампена с Жераром Филипом в главной роли. В 1951 г. роман Федора Михайловича перенес на экран Акира Куросава, правда, в его ленте события разворачиваются в ХХ веке.
Автор музыкальных пропагандистских комедий «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941) и других И. Пырьев в начале 1940-х, находясь в эвакуации в Алма-Ате, мечтал об экранизации произведения, написанного Достоевским. Рассказал о замысле коллеге Сергею Эйзенштейну. Иван Александрович не только создал сценарий картины «Идиот». Он сделал рисованную раскадровку будущего фильма вместе с нашим земляком, уроженцем Гомеля, кинооператором Марком Магидсоном. Изначально планировалось снять две части ленты. В первой повествование должно было ограничиваться событиями вокруг Настасьи Филипповны Барашковой. Во второй же собирались сфокусироваться на Аглае Епанчиной.
Однако военное лихолетье требовало иных жанров. В 1944 г. постановщик создал кино «В 6 часов вечера после войны», а позже увидели свет «Сказание о земле Сибирской» (1947) и «Кубанские казаки» (1949).
После смерти Сталина Иван Александрович вернулся к идее экранизации произведения. Будучи директором «Мосфильма», Пырьев без труда утвердил на худсовете замысел картины. Правда, в 1954-м его соавтор по разработке романа Марк Магидсон погиб в автомобильной катастрофе. Режиссеру пришлось подбирать нового единомышленника, оператора-постановщика. Основной проблемой стал поиск актера на главную роль. Пырьев представлял себе человека с глазами, как у Иисуса Христа. Найти такого исполнителя оказалось нелегко.
С 1955-го по 1957-й Иван Александрович провел сотни проб, однако так и не отыскал подходящего артиста.
Взял измором
Кино — это прежде всего производство. Если ленту внесли в годовой план, ее нужно снимать. Однако актера на роль князя Мышкина режиссер так и не нашел. Пришлось утвердить Олега Стриженова, который на тот момент пользовался популярностью. Но он не был похож на человека не от мира сего. Пырьев относился к предстоявшей работе очень серьезно. На время съемок решил покинуть пост директора главной студии страны. Однако именно благодаря должности у него получилось найти того, кого искал. По долгу службы руководитель утверждал кандидатуры актеров во все фильмы кинофабрики. Для картины Григория Чухрая «Сорок первый» проходил пробы никому не известный Юрий Яковлев. Иван Александрович обратил внимание на его снимок. Пригласил на фотосессию. Когда артист в костюме и гриме вошел в павильон, коллеги ахнули. Перед ними стоял князь Мышкин.
На роль Настасьи Филипповны сперва утвердили актрису театра имени Маяковского Евгению Козыреву. Хоть для нее и сшили все костюмы, режиссер все еще сомневался в своем выборе. Начал снимать сцены, где этой героини нет по сценарию.
Однажды, побывав в Театре имени Вахтангова, Пырьев увидел Юлию Борисову. Понял, что она та, кого искал. Но театральная дива наотрез отказалась сниматься. Она сообщила режиссеру, что готовится к премьере на сцене и на кино нет времени. Потом уехала в санаторий, полагая, что в группе успокоятся и найдут альтернативу.
В последний день отдыха в номер позвонил Иван Александрович и сказал: «Юлия Константиновна! Выгляните в окно!» Под балконом, опустившись на колено, стоял ее коллега по театру Юрий Яковлев с цветами, а рядом сверкал черный, отполированный до блеска директорский «ЗИМ» Пырьева. Сердце артистки растаяло.
Еще один важный персонаж в романе — Парфен Рогожин. Многие критики считали, что актер Леонид Пархоменко упростил героя. А ведь у Достоевского он более сложный и противоречивый человек. Действительно, на экране мы видим скорее пародию на купца, который швыряется деньгами. Вероятно, это отголосок пырьевской манеры 1930-х — выставлять помещиков безродными хамами.
Успех за рубежом
Интерьеры снимали в павильонах «Мосфильма». Натуру запечатлели в Ленинграде. 1957 год выдался не самым холодным, а режиссеру хотелось, чтобы зрители ощутили ледяное дыхание зимы. Поэтому постановщики использовали большое количество искусственного снега и ветродуи.
Бюджет ленты составил без малого 4 млн дореформенных рублей, что не так много в сравнении с бюджетами картин того периода. Причина в том, что группа почти не ездила в экспедиции.
Одни считают, что фильм сделан «кровью сердца» Пырьева. Другие критикуют его за обилие крупных планов лиц, чрезмерную театральность, излишне пестрые декорации. Но лента побывала на фестивалях во Франции, в Шотландии, Румынии. Исполнители главных ролей и постановщик ездили с ней в турне по городам США, где картина имела успех. В 1958-м в СССР ее увидели более 30 млн человек.
Вторую часть Иван Александрович так и не снял из-за насыщенности в романе религиозной тематики. Следующим его фильмом стали «Белые ночи» (1959) по одноименной повести Достоевского. А последним в карьере — «Братья Карамазовы» (1968). Но все же в историю советского кино Пырьев вошел не экранизациями классики, а музыкальными комедиями, которые считал однодневками. Тем не менее именно они несут отпечаток целой эпохи.
Еще материалы рубрики:
Концовку пришлось переделать из-за недовольства Хрущева. Как снимали фильм «Друг мой, Колька!..»
Конфликты с Гурченко и кордебалет на траве. Как снимался фильм «Небесные ласточки»
Благодаря этой картине Вельяминов, никогда не снимавшийся в кино, в одночасье стал звездой
Разрешение на прокат фильма дала сама Фурцева. Как снимали «Когда деревья были большими»
Как смерть танцора вдохновила сценаристов на создание фильма «Зимний вечер в Гаграх»