1200 90

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1980 году фильм «Тегеран-43» посмотрели около 50 млн советских зрителей. В том числе из-за мегапопулярного тогда Ален Делона. Как режиссеры заполучили французскую звезду и почему Тегеран в картине ненастоящий — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». 

ssylka 1

О чем кино

Фильм рассказывает о сорванной попытке покушения нацистских террористов в Тегеране в 1943 году на руководителей СССР, США, Великобритании. Через весь сюжет проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки русского происхождения Мари Луни.

Подсказка из телевизора

К концу 1970-х режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов совместно сняли девять картин. Среди них «Павел Корчагин» (1956), «Бег» (1970), «Легенда о Тиле» (1976). Находясь в поиске материала для новой ленты, они зашли в гости к коллегам. По телевизору шел выпуск новостей, в котором показывали репортаж о террористическом акте, произошедшем где-то далеко от Советского Союза. На последних кадрах умирающий пострадавший посмотрел в объектив камеры так, будто заглянул зрителям в душу. Постановщики решили, что тема угрозы мирового терроризма в форме политического детектива должна лечь в основу их следующего сценария. Пытаясь найти идею, они вспомнили рассекреченную историю о неудавшемся покушении на «большую тройку» в Тегеране в 1943 году. Операцию гитлеровских спецслужб блокировали разведчики СССР. Среди них Геворк Вартанян, который потом 40 лет был советским резидентом на Западе, жил с супругой в десятках стран. Он и его жена стали прототипами главных героев.

К написанию сценария подключился драматург Михаил Шатров. Когда текст был готов и прошел проверки в КГБ, руководство «Мосфильма» напомнило авторам, что с конца 1960-х советская сторона практикует работу над совместными проектами с зарубежными студиями. Поскольку в сюжете много эпизодов, происходящих за границей, организаторы решили обратиться к французским и швейцарским продюсерам. Тема ленты показалась им перспективной для мирового кинопроката. Так к СССР присоединились кинокомпании Méditerranée Cinema (Франция) и Pro Dis Film (Швейцария). Советский Союз выделил немалый бюджет для поездок группы в Париж, Нью-Йорк, Тегеран, однако все оказалось не так просто, как виделось на начальном этапе.

aleksandr alov i vladimir naumov

Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов

Наш Делон

Кандидатуру актрисы на главную женскую роль М. Луни даже не обсуждали. Без проб она досталась супруге Наумова Наталье Белохвостиковой. С этим никто не спорил. Она привлекательная и трудолюбивая актриса. В «Тегеране-43» артистка сыграла сразу трех персонажей: непосредственно Мари, ее дочь Натали в 1970-е годы, а также мать Мари в кадрах воспоминаний. Для этого ей накладывали сложный возрастной грим. К тому же Наталья — дочь дипломатов, имеющая талант освоения языков. Для съемок актрисе удалось изучить в необходимом для фильма объеме фарси (персидский язык).

Роль разведчика Бородина досталась одному из главных красавцев советского кинематографа тех лет Игорю Костолевскому. А убийцу (Макс Ришар) и террориста Шернера сыграли Армен Джигарханян и Альберт Филозов соответственно.

Авторы заранее получили согласие и от некоторых звезд мирового кино. Австриец Курд Юргенс не отказался от образа адвоката Легрена. А француженка Клод Жад перевоплотилась в посланницу террористов Франсуаз.

ssylka 2

Парижские продюсеры даже и не мечтали заполучить в актерскую обойму А. Делона. Его съемочный день в ту пору стоил 100 тыс. долларов. Он был очень популярен не только во Франции. После приключенческих лент «Черный тюльпан» (1963) и «Зорро» (1975) Алена боготворили и в СССР. Когда группа прибыла в Париж, Наумов уговорил продюсера позвонить в офис звезды. Неожиданно Делон согласился на встречу с режиссерами. Но, когда увидел всего три страницы с текстом роли инспектора полиции Жоржа Фоша, сказал: «Если завтра к 8 утра вы привезете мне 20 страниц, где в вашем сюжете качественно действует мой персонаж, я соглашусь сотрудничать». Вернувшись в гостиницу, соавторы вызвали переводчицу и за ночь выполнили условие. Актер оценил старательность советских кинематографистов и дал добро на съемки. Уступил в торге за гонорар. Более того, когда группе в кадре потребовался самолет, он по телефонному звонку организовал его совершенно бесплатно, за счет своих спонсоров. Перелет лайнера из Марселя в Париж зарегистрировали как учебный рейс!

Андропов против!

Снимать картину действительно могли в Тегеране. У СССР с Ираном были дружеские отношения. Но в период работы над лентой там началась исламская революция. Декорации кварталов Тегерана, где люди ездили на ослах и шумел восточный базар, используя фотоснимки, построили в павильоне № 1 «Мосфильма». В кадре все смотрится убедительно. Частично столицу Ирана сымитировали в Баку.

Съемки в Нью-Йорке оказались невозможными: волокита с разрешениями, дороговизна легального кинопроцесса, требующего оцепления полицией. Смогли снять кадры с вертолета, обозначив на экране мегаполис. А сцены на улицах запечатлели тайно. Актеры на тротуарах, в будничном городском потоке прохожих действовали по сценарию, вели диалоги. Их фиксировали на камеру, скрыто установленную рядом в салоне легковой машины.

В сцене покушения на героев Делона и Белохвостиковой персонажи падают на асфальт в дальней точке набережной Сены в Париже. На француза надели защитные щитки. Когда после команды «стоп» он заметил, что его партнерша при падении получила ссадины, и узнал, что на ней не было защиты вовсе, набросился на Наумова с кулаками. Потом не разговаривал с ним неделю. Ален и предположить не мог, что советские актеры не так щепетильны в мерах безопасности. Впрочем, В. Наумович мог бы позаботиться о супруге, которая младше его на 23,5 года. В своем негодовании Делон был прав.

tegeran 43 1980

Кстати, сначала эпизод с выстрелами в героев планировали снимать в центре Парижа, где всегда много прохожих. А. Делон предупреждал: народ помешает работе! Ассистенты сказали, что разберутся. Тогда кумир на глазах постановщиков вышел к афишной тумбе в месте предполагаемых съемок. Через три минуты вокруг него собралась возбужденная толпа поклонниц. Их было невозможно оттеснить от знаменитости. Съемочный объект поменяли на малолюдный.

В финале фильма отрицательный персонаж Филозова бесследно растворяется в парижской толпе. Посмотрев ленту до премьеры в кинотеатрах, глава КГБ СССР Юрий Андропов попросил переснять последнюю сцену. Аргументировал так: подонок должен получить пулю, а не остаться безнаказанным. Соавторы долго добивались встречи с руководителем всесильного ведомства. В личной беседе убедили Юрия Владимировича, что оставшийся в живых преступник — образ нависшей над миром угрозы терроризма. В чем-то оказались пророками.

В 1980 году картину посмотрели около 50 млн советских зрителей. А в 1981-м права на прокат закупили 64 страны! Написанная для ленты песня «Вечная любовь» на стихи Шарля Азнавура в его же исполнении стала мировым хитом.

Еще материалы рубрики:

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз

Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»

Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни

Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Доля Минска в объеме инвестиций в основной капитал по стране превысила 21 %

Удельный вес столицы в республиканском объеме инвестиций в основной капитал составил 21,1 % за январь — октябрь 2024 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления Минска.

gorod gostinicza belarus bank dabrabyt 01

В столице использовано инвестиций в основной капитал 7 169,2 млн рублей. На строительно-монтажные работы пришлось 45,5 % общего объема инвестиций, на машины, оборудование, транспортные средства — 49,4 %, прочие работы и затраты — 5,1 %.

Доля государственной формы собственности в структуре таких инвестиций по городу составила 47,6 %, частной — 41,2 %, иностранной — 11,2 %.

По информации Национального статистического комитета, в Беларуси за десять месяцев использовано инвестиций в основной капитал 34 млрд рублей.

Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь