«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера
В 1980 году фильм «Тегеран-43» посмотрели около 50 млн советских зрителей. В том числе из-за мегапопулярного тогда Ален Делона. Как режиссеры заполучили французскую звезду и почему Тегеран в картине ненастоящий — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фильм рассказывает о сорванной попытке покушения нацистских террористов в Тегеране в 1943 году на руководителей СССР, США, Великобритании. Через весь сюжет проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки русского происхождения Мари Луни.
Подсказка из телевизора
К концу 1970-х режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов совместно сняли девять картин. Среди них «Павел Корчагин» (1956), «Бег» (1970), «Легенда о Тиле» (1976). Находясь в поиске материала для новой ленты, они зашли в гости к коллегам. По телевизору шел выпуск новостей, в котором показывали репортаж о террористическом акте, произошедшем где-то далеко от Советского Союза. На последних кадрах умирающий пострадавший посмотрел в объектив камеры так, будто заглянул зрителям в душу. Постановщики решили, что тема угрозы мирового терроризма в форме политического детектива должна лечь в основу их следующего сценария. Пытаясь найти идею, они вспомнили рассекреченную историю о неудавшемся покушении на «большую тройку» в Тегеране в 1943 году. Операцию гитлеровских спецслужб блокировали разведчики СССР. Среди них Геворк Вартанян, который потом 40 лет был советским резидентом на Западе, жил с супругой в десятках стран. Он и его жена стали прототипами главных героев.
К написанию сценария подключился драматург Михаил Шатров. Когда текст был готов и прошел проверки в КГБ, руководство «Мосфильма» напомнило авторам, что с конца 1960-х советская сторона практикует работу над совместными проектами с зарубежными студиями. Поскольку в сюжете много эпизодов, происходящих за границей, организаторы решили обратиться к французским и швейцарским продюсерам. Тема ленты показалась им перспективной для мирового кинопроката. Так к СССР присоединились кинокомпании Méditerranée Cinema (Франция) и Pro Dis Film (Швейцария). Советский Союз выделил немалый бюджет для поездок группы в Париж, Нью-Йорк, Тегеран, однако все оказалось не так просто, как виделось на начальном этапе.
Наш Делон
Кандидатуру актрисы на главную женскую роль М. Луни даже не обсуждали. Без проб она досталась супруге Наумова Наталье Белохвостиковой. С этим никто не спорил. Она привлекательная и трудолюбивая актриса. В «Тегеране-43» артистка сыграла сразу трех персонажей: непосредственно Мари, ее дочь Натали в 1970-е годы, а также мать Мари в кадрах воспоминаний. Для этого ей накладывали сложный возрастной грим. К тому же Наталья — дочь дипломатов, имеющая талант освоения языков. Для съемок актрисе удалось изучить в необходимом для фильма объеме фарси (персидский язык).
Роль разведчика Бородина досталась одному из главных красавцев советского кинематографа тех лет Игорю Костолевскому. А убийцу (Макс Ришар) и террориста Шернера сыграли Армен Джигарханян и Альберт Филозов соответственно.
Авторы заранее получили согласие и от некоторых звезд мирового кино. Австриец Курд Юргенс не отказался от образа адвоката Легрена. А француженка Клод Жад перевоплотилась в посланницу террористов Франсуаз.
Парижские продюсеры даже и не мечтали заполучить в актерскую обойму А. Делона. Его съемочный день в ту пору стоил 100 тыс. долларов. Он был очень популярен не только во Франции. После приключенческих лент «Черный тюльпан» (1963) и «Зорро» (1975) Алена боготворили и в СССР. Когда группа прибыла в Париж, Наумов уговорил продюсера позвонить в офис звезды. Неожиданно Делон согласился на встречу с режиссерами. Но, когда увидел всего три страницы с текстом роли инспектора полиции Жоржа Фоша, сказал: «Если завтра к 8 утра вы привезете мне 20 страниц, где в вашем сюжете качественно действует мой персонаж, я соглашусь сотрудничать». Вернувшись в гостиницу, соавторы вызвали переводчицу и за ночь выполнили условие. Актер оценил старательность советских кинематографистов и дал добро на съемки. Уступил в торге за гонорар. Более того, когда группе в кадре потребовался самолет, он по телефонному звонку организовал его совершенно бесплатно, за счет своих спонсоров. Перелет лайнера из Марселя в Париж зарегистрировали как учебный рейс!
Андропов против!
Снимать картину действительно могли в Тегеране. У СССР с Ираном были дружеские отношения. Но в период работы над лентой там началась исламская революция. Декорации кварталов Тегерана, где люди ездили на ослах и шумел восточный базар, используя фотоснимки, построили в павильоне № 1 «Мосфильма». В кадре все смотрится убедительно. Частично столицу Ирана сымитировали в Баку.
Съемки в Нью-Йорке оказались невозможными: волокита с разрешениями, дороговизна легального кинопроцесса, требующего оцепления полицией. Смогли снять кадры с вертолета, обозначив на экране мегаполис. А сцены на улицах запечатлели тайно. Актеры на тротуарах, в будничном городском потоке прохожих действовали по сценарию, вели диалоги. Их фиксировали на камеру, скрыто установленную рядом в салоне легковой машины.
В сцене покушения на героев Делона и Белохвостиковой персонажи падают на асфальт в дальней точке набережной Сены в Париже. На француза надели защитные щитки. Когда после команды «стоп» он заметил, что его партнерша при падении получила ссадины, и узнал, что на ней не было защиты вовсе, набросился на Наумова с кулаками. Потом не разговаривал с ним неделю. Ален и предположить не мог, что советские актеры не так щепетильны в мерах безопасности. Впрочем, В. Наумович мог бы позаботиться о супруге, которая младше его на 23,5 года. В своем негодовании Делон был прав.
Кстати, сначала эпизод с выстрелами в героев планировали снимать в центре Парижа, где всегда много прохожих. А. Делон предупреждал: народ помешает работе! Ассистенты сказали, что разберутся. Тогда кумир на глазах постановщиков вышел к афишной тумбе в месте предполагаемых съемок. Через три минуты вокруг него собралась возбужденная толпа поклонниц. Их было невозможно оттеснить от знаменитости. Съемочный объект поменяли на малолюдный.
В финале фильма отрицательный персонаж Филозова бесследно растворяется в парижской толпе. Посмотрев ленту до премьеры в кинотеатрах, глава КГБ СССР Юрий Андропов попросил переснять последнюю сцену. Аргументировал так: подонок должен получить пулю, а не остаться безнаказанным. Соавторы долго добивались встречи с руководителем всесильного ведомства. В личной беседе убедили Юрия Владимировича, что оставшийся в живых преступник — образ нависшей над миром угрозы терроризма. В чем-то оказались пророками.
В 1980 году картину посмотрели около 50 млн советских зрителей. А в 1981-м права на прокат закупили 64 страны! Написанная для ленты песня «Вечная любовь» на стихи Шарля Азнавура в его же исполнении стала мировым хитом.
Еще материалы рубрики:
В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии
Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»
Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни
Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»