1200 90

Тематические марки, открытки. Что еще подготовила «Белпочта» в преддверии праздников для горожан

Торжественная церемония официального гашения новой почтовой марки «С Новым годом и Рождеством Христовым!» состоялась 22 декабря в здании Главпочтамта. Что еще включает в себя ассортимент новой коллекции, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6114 kopiya

– У нас есть замечательная традиция, которая проводится не одно десятилетие: в канун светлых праздников мы презентуем новые элементы почтовой продукции – марки, открытки, конверты, – отметил в своей речи заместитель генерального директора по идеологической работе «Белпочты» Игорь Киркин.

Пользуясь случаем, замгендиректора поздравил присутствующих с наступающими праздниками и пообещал, что «Белпочта» и дальше будет радовать горожан и гостей столицы новыми проектами.

К слову, новогодние марки «С Новым годом и Рождеством Христовым!» – самая масштабная серия. Она выпускается уже на протяжении 30 лет и включает в себя более 50 экземпляров.

В этом году белорусская почта удивит своих пользователей новой красочной коллекцией тематических художественных марок «С Новым Годом и Рождеством Христовым!» на основе работ художника Виктора Чайчука.

Первые марки, созданные по его рисункам, увидели свет в 2018 году. В разработке проекта также принимала участие ведущий дизайнер издательского центра «Марка» «Белпочты» Евгения Бедоник. Результатом пятилетнего сотрудничества двух творческих людей стали многочисленные почтовые проекты на различные темы. В 2019 году в обращение были выпущены марки «С Новым годом! С Рождеством Христовым! С Колядками!», которые признали лучшей маркой года. В 2023-м впервые представлена большая серия художественных почтовых ярлыков «С Новым Годом и Рождеством Христовым!». Впервые она состоит из восьми марок и малого листа.

evgeniya bedonik kopiya

– Для меня это значимое событие, – подчеркивает Е. Бедоник. – Впервые я участвую в праздничном гашении продукции, в создании которой участвовала сама. Хочется сказать, что все проекты, созданные в сотрудничестве с В. Чайчуком, – для меня самые масштабные не только по объему, но и по своему наполнению. Проект отображает не только жизнь сказочного леса, но и показывает работу белорусской почты. Мы видим, что обитатели леса так же, как и люди, пользуются ее услугами: отправляют письма, делают друг другу подарки, пишут письма Деду Морозу. И я надеюсь, нам удалось создать сказочное настроение людям, которые получат эту продукцию.

img 6102 kopiya e1703256702480

Сам В. Чайчук не имел возможности принять участие в церемонии, однако через Е. Бедоник передал речь, обращенную к гостям мероприятия:

«С чего начинается иллюстрация? С придумывания мира, в котором живут герои, взаимодействуют друг с другом. Еще накануне работы я просматривал лучшие образцы жанра и в голове появлялись образы, которые постепенно складывались во что-то конкретное. Тут только успевай зарисовывать! Так называемый процесс рождения героя из среды композиции – это основной этап; сам рисунок – это уже чисто техника и навык».

Некоторые работы, отмечает художник, стали для него настоящим вызовом. Однажды перед ним стояла задача показать отрицательных мифических персонажей белорусского фольклора добрыми помощниками людей. Так появилась уникальная белорусская русалочка… с ногами. Ее, как и многих других героев, вышедших из-под пера художника, можно было увидеть в рамках представленной экспозиции.

Также в рамках экспозиции можно было увидеть новый проект белорусской почты – марки со сценарием дополненной реальности.

irina shipilova kopiya

– Сюжет, изображенный на марке, повторяется в мультфильме, который можно увидеть, если скачать бесплатное приложение, – объясняет начальник ИЦ «Марка» «Белпочты» Ирина Шипилова. По словам руководителя издательского центра, инновация изменила привычное восприятие почтовых марок. Стоит поднести экран к марке, посвященной купальскому празднику, – взору предстанет расцветающая «папараць-кветка». Через приложение можно знакомиться и с историко-культурными достопримечательностями, например совершить виртуальное путешествие в один из древнейших храмов Беларуси – Каложскую церковь в Гродно.

И все же виртуальная графика не сможет заменить письменного послания в канун новогодних праздников. Ведь даже в век высоких технологий, когда привычнее отправить виртуальное поздравление в мессенджере, ничто не сравнится с душевностью обычной открытки.

img 6136 kopiya

img 6138 kopiya

Справочно
Виктор Чайчук в начале своей изобразительной карьеры учился у народного художника Беларуси Анатолия Барановского, преподавал в изостудии, работал мультипликатором в отделе мультфильмов на белорусской киностудии «Союзмультфильм». На его счету – тысячи проиллюстрированных книг, сказок, комиксов, раскрасок, открыток.

Фото автора

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.