1200 90

Треугольник надежды. Как армейские почтальоны за годы войны доставляли на фронт и отправляли в тыл 6 млрд писем

Шесть миллиардов (!) писем за годы войны доставили на фронт и отправили в тыл армейские почтальоны. Подробности их нелегкого труда — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

199228561e7fe720bf3746e89be89ab1

Как часы

Вовсе не с именем Сталина на устах бойцы поднимались в атаку, а с мыслью о близких. Это ведь только в начале мобилизации мужчины шли на сборные пункты под высокопарные фразы. Но очень скоро, когда убивали друга, родного, война превращалась в личное сражение, цель которого — возмездие. А еще бойцы хотели защитить тех, кто остался в тылу: любимых, жен, детей, родителей. И знать, что у них всё в порядке, было важнее котелка каши или короткого сна в блиндаже.

Находясь на передовой, не были уверены, удалось ли семье эвакуироваться. С тревогой узнавали из сводок, что в их города вошли гитлеровцы. И весть о том, что те, кого ты любишь больше жизни, успешно добрались до Алма-Аты или Ташкента, давала эмоциональный заряд. Никакие идеологические речи политруков не имели такой побудительной силы, как обычные письма.

Естественно, не менее важна была обратная корреспонденция в тыл. Написанные в окопах карандашом сухие строчки означали: брат, сын, отец, муж жив! Но случалось, что вслед за письмом приходила похоронка. Тогда в последнем конверте от близкого оставалась жить часть его души.

В Кремле понимали мотивирующую силу почты. Поэтому в частях создали почтовые полевые станции (ППС) и присвоили им номера. Например, типичный номер военно-полевой почты начала войны 280/120 означал 280-ю ППС и 120-ю дивизию. На то, какого рода войск дивизия, указывал всё тот же номер ППС, который не повторялся ни в бригадах, ни в армиях, ни на фронтах. Позже, во избежание раскрытия разведкой противника настоящей нумерации частей, возникла система условной нумерации подразделений специально для корреспонденции. Она была пятизначной.

Письмо с фронта, отданное бойцом почтальону, сначала оказывалось на ППС. Потом его доставляли на военно-почтовую базу армии. Далее оно летело на военно-почтовый сортировочный пункт фронта, а оттуда — на военно-почтовый сортировочный пункт одной из зон, на которые разделялась вся территория СССР. Кажется, что путь долгий, на деле для доставки корреспонденции создали исключительные условия. Почтовые эшелоны пропускали в первую очередь. Остановки запрещали. Помимо поездов письма доставляли всеми видами транспорта в зависимости от местности адресатов. Везли на судах, воздушных машинах, автомобилях. Использовать почтовый транспорт для прочих нужд категорически не допускалось.

2

Не личное дело

Уже в июле 1941-го, столкнувшись с нехваткой конвертов, искали выход. Появились письма-треугольники. Лист бумаги загибали с обеих сторон. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. Никаких марок не требовалось, пересылка была бесплатной. Со временем бумажный треугольник стал символом надежды. Люди продолжали жить и любить. Ежемесячно только в действующую армию приходило до 70 млн писем! В 2016 году генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов заявил: всего за время войны полевая почта доставила 6 млрд писем-треугольников и конвертов!

Почтальонами, или, как их называли, экспедиторами, на фронте были преимущественно мужчины. И дело не в дискриминации по половому признаку: вес тюка с письмами мог достигать сотни килограммов! Девушке такая ноша не по плечу. И в дождь, и в холод мужчины несли письма на первую линию обороны, в траншеи, где бойцы ждали вестей из дома.

У девушек была другая задача: они работали цензорами. Все отправления тщательно проверяли. Частная переписка перестала быть личным делом. Проверяющие следили, чтобы в посланиях не присутствовала информация о дислокации подразделений, об их численности и прочие военные секреты. Почтовая цензура подчинялась Главному управлению контрразведки Наркомата обороны СССР. Если в письме не агентурные сведения, а просто критика командования, негативная информация о положении дел, то оно не изымалось. Нежелательные строчки густо зачеркивали. На одобренных к отправке письмах ставили штамп «Проверено цензурой».

Молодость брала свое. Цензоры-девушки иногда вынимали из писем снимки симпатичных бойцов и сами писали им. Заочные знакомства стали обычной практикой. В газетах публиковали адреса девушек-комсомолок, готовых в переписке поддержать боевой дух солдат и офицеров. Иногда такая эпистолярная связь завершалась свадьбой после войны.

post 4

Осознанный риск

К 1944 году численность партизан в Белоруссии превысила 370 тысяч человек. Среди них не только местные жители, но и бойцы, попавшие в окружение в первые месяцы войны. Это люди из разных республик Советского Союза, которым тоже было важно поддерживать связь с домом. Письма централизованно собирали в партизанских бригадах и отправляли в тыл транспортными самолетами, которые по ночам периодически привозили на оккупированную территорию необходимую технику, оружие и провизию для народных мстителей. Вернувшись на свой аэродром, пилот передавал мешки с треугольниками в почтовое отделение.

Фронтовые почтальоны часто выполняли свою опасную работу, осознанно рискуя жизнью. Виктор Славин служил заместителем начальника военно-почтового сортировочного пункта № 26. 4 октября 1943-го он с воинской почтой, находясь в эшелоне, попал под налет гитлеровской авиации. Из горящего вагона выбрасывал мешки с письмами. Корреспонденция сохранилась. Ее подобрали, доставили. Самому Славину спастись не удалось.

Иногда военными почтальонами становились женщины. Мария Литвинова рассказывала, что во время освобождения Белоруссии, в период операции «Багратион», ей довелось доставлять письма через непроходимые болота. Лошади отказывались идти через топи. Поэтому, взвалив мешок с письмами на себя, приходилось преодолевать трясину, аккуратно шагая по проложенным партизанами тропкам.

Сохранившиеся письма времен войны — живой говорящий памятник. Ведь многие, уходя на фронт, не успевали даже проститься.

Еще материалы рубрики:

Мобилизация СМИ и знаменитости-добровольцы. Как советская пресса перешла на военные рельсы

Боролись с фейками типа «враг взял Москву», делали спецрепортажи. Как в годы войны работало белорусское радио

«Не назвала немцам, отрубившим ей кисти рук, даже своего имени». Рассказываем о подвиге советских связистов

Каждый день требовалось вручную выстирать 240 кг одежды. Кто и как спасал солдат Великой Отечественной от инфекции и эпидемий

Во время Великой Отечественной войны борьба с пожарами в СССР обрела всенародный характер

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Хорошки» выступили в Минске с новой программой «Журавлиный крик»

Белорусский государственный академический заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки» выступил на сцене Национального академического театра им. Я. Купалы 21 ноября с новой программой «Журавлиный крик», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

kultura horeografiya haroshki stolyarov 19 kopiya

Интересный, яркий и трогательный хореографический спектакль зарядил зрителей энергией и наполнил любовью к родному. Были представлены яркие премьеры вокально-хореографических композиций. Концерт прошел под живую музыку, звучали мелодичные белорусские песни.

kultura horeografiya haroshki stolyarov 40 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 28 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 47 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 29 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 23 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 18 kopiya

Журавли же в одноименном номере были представлены как символ душ погибших солдат, образ будущего без войн и разрушений.

kultura horeografiya haroshki stolyarov 42 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 43 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 08 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 09 kopiya

Пронзительный крик птиц напомнил о тяжелых страницах истории страны и призвал людей к миру и пониманию, к пробуждению в их сердцах доброты и милосердия.

kultura horeografiya haroshki stolyarov 24 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 12 kopiya

kultura horeografiya haroshki stolyarov 13 kopiya

Увидеть программу «Журавлиный крик» в Купаловском театре можно 23 ноября.

kultura horeografiya haroshki stolyarov 16 kopiya

Фото Алексея Столярова

Белоруска Алина Горносько выиграла серебро в многоборье на турнире «Небесная грация» в Катаре

Белорусская спортсменка Алина Горносько заняла второе место в многоборье на международном турнире по художественной гимнастике «Небесная грация», который проходит в столице Катара Дохе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Белорусской ассоциации гимнастики.

saveinta.com 467997118 432106163278755 4654858829440399349 n

В самом престижном виде программы белоруска замыкала тройку лидеров по итогам выступлений с обручем и мячом. Однако после композиций с лентой и булавами девушка продвинулась на позицию выше и в итоге взяла серебро с общим результатом 122,55 балла. Чемпионский титул завоевала россиянка Мария Борисова (124,05), бронзу взяла представительница Узбекистана Тахмина Икромова (120,65).

Помимо этого, еще две белоруски стали бронзовыми призерами в отдельных видах. Николь Леута разместилась на третьей строчке в композиции с булавами, Маргарита Журович — со скакалкой.

Фото Белорусской ассоциации гимнастики