Треугольник надежды. Как армейские почтальоны за годы войны доставляли на фронт и отправляли в тыл 6 млрд писем
Шесть миллиардов (!) писем за годы войны доставили на фронт и отправили в тыл армейские почтальоны. Подробности их нелегкого труда — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как часы
Вовсе не с именем Сталина на устах бойцы поднимались в атаку, а с мыслью о близких. Это ведь только в начале мобилизации мужчины шли на сборные пункты под высокопарные фразы. Но очень скоро, когда убивали друга, родного, война превращалась в личное сражение, цель которого — возмездие. А еще бойцы хотели защитить тех, кто остался в тылу: любимых, жен, детей, родителей. И знать, что у них всё в порядке, было важнее котелка каши или короткого сна в блиндаже.
Находясь на передовой, не были уверены, удалось ли семье эвакуироваться. С тревогой узнавали из сводок, что в их города вошли гитлеровцы. И весть о том, что те, кого ты любишь больше жизни, успешно добрались до Алма-Аты или Ташкента, давала эмоциональный заряд. Никакие идеологические речи политруков не имели такой побудительной силы, как обычные письма.
Естественно, не менее важна была обратная корреспонденция в тыл. Написанные в окопах карандашом сухие строчки означали: брат, сын, отец, муж жив! Но случалось, что вслед за письмом приходила похоронка. Тогда в последнем конверте от близкого оставалась жить часть его души.
В Кремле понимали мотивирующую силу почты. Поэтому в частях создали почтовые полевые станции (ППС) и присвоили им номера. Например, типичный номер военно-полевой почты начала войны 280/120 означал 280-ю ППС и 120-ю дивизию. На то, какого рода войск дивизия, указывал всё тот же номер ППС, который не повторялся ни в бригадах, ни в армиях, ни на фронтах. Позже, во избежание раскрытия разведкой противника настоящей нумерации частей, возникла система условной нумерации подразделений специально для корреспонденции. Она была пятизначной.
Письмо с фронта, отданное бойцом почтальону, сначала оказывалось на ППС. Потом его доставляли на военно-почтовую базу армии. Далее оно летело на военно-почтовый сортировочный пункт фронта, а оттуда — на военно-почтовый сортировочный пункт одной из зон, на которые разделялась вся территория СССР. Кажется, что путь долгий, на деле для доставки корреспонденции создали исключительные условия. Почтовые эшелоны пропускали в первую очередь. Остановки запрещали. Помимо поездов письма доставляли всеми видами транспорта в зависимости от местности адресатов. Везли на судах, воздушных машинах, автомобилях. Использовать почтовый транспорт для прочих нужд категорически не допускалось.
Не личное дело
Уже в июле 1941-го, столкнувшись с нехваткой конвертов, искали выход. Появились письма-треугольники. Лист бумаги загибали с обеих сторон. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. Никаких марок не требовалось, пересылка была бесплатной. Со временем бумажный треугольник стал символом надежды. Люди продолжали жить и любить. Ежемесячно только в действующую армию приходило до 70 млн писем! В 2016 году генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов заявил: всего за время войны полевая почта доставила 6 млрд писем-треугольников и конвертов!
Почтальонами, или, как их называли, экспедиторами, на фронте были преимущественно мужчины. И дело не в дискриминации по половому признаку: вес тюка с письмами мог достигать сотни килограммов! Девушке такая ноша не по плечу. И в дождь, и в холод мужчины несли письма на первую линию обороны, в траншеи, где бойцы ждали вестей из дома.
У девушек была другая задача: они работали цензорами. Все отправления тщательно проверяли. Частная переписка перестала быть личным делом. Проверяющие следили, чтобы в посланиях не присутствовала информация о дислокации подразделений, об их численности и прочие военные секреты. Почтовая цензура подчинялась Главному управлению контрразведки Наркомата обороны СССР. Если в письме не агентурные сведения, а просто критика командования, негативная информация о положении дел, то оно не изымалось. Нежелательные строчки густо зачеркивали. На одобренных к отправке письмах ставили штамп «Проверено цензурой».
Молодость брала свое. Цензоры-девушки иногда вынимали из писем снимки симпатичных бойцов и сами писали им. Заочные знакомства стали обычной практикой. В газетах публиковали адреса девушек-комсомолок, готовых в переписке поддержать боевой дух солдат и офицеров. Иногда такая эпистолярная связь завершалась свадьбой после войны.
Осознанный риск
К 1944 году численность партизан в Белоруссии превысила 370 тысяч человек. Среди них не только местные жители, но и бойцы, попавшие в окружение в первые месяцы войны. Это люди из разных республик Советского Союза, которым тоже было важно поддерживать связь с домом. Письма централизованно собирали в партизанских бригадах и отправляли в тыл транспортными самолетами, которые по ночам периодически привозили на оккупированную территорию необходимую технику, оружие и провизию для народных мстителей. Вернувшись на свой аэродром, пилот передавал мешки с треугольниками в почтовое отделение.
Фронтовые почтальоны часто выполняли свою опасную работу, осознанно рискуя жизнью. Виктор Славин служил заместителем начальника военно-почтового сортировочного пункта № 26. 4 октября 1943-го он с воинской почтой, находясь в эшелоне, попал под налет гитлеровской авиации. Из горящего вагона выбрасывал мешки с письмами. Корреспонденция сохранилась. Ее подобрали, доставили. Самому Славину спастись не удалось.
Иногда военными почтальонами становились женщины. Мария Литвинова рассказывала, что во время освобождения Белоруссии, в период операции «Багратион», ей довелось доставлять письма через непроходимые болота. Лошади отказывались идти через топи. Поэтому, взвалив мешок с письмами на себя, приходилось преодолевать трясину, аккуратно шагая по проложенным партизанами тропкам.
Сохранившиеся письма времен войны — живой говорящий памятник. Ведь многие, уходя на фронт, не успевали даже проститься.
Еще материалы рубрики:
Мобилизация СМИ и знаменитости-добровольцы. Как советская пресса перешла на военные рельсы
Во время Великой Отечественной войны борьба с пожарами в СССР обрела всенародный характер
Смотрите также: