Трое своих детей и пятеро приемных. Каким был в жизни звезда советского кино Василий Меркурьев
Знаменитый на весь Советский Союз актер Василий Меркурьев получил первую крупную роль на экране, встретил свою судьбу благодаря приглашению сняться в ленте «Белгоскино». Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Не хотел в кино
Сегодня, чтобы оставаться известным актером, нужно постоянно появляться на экране ТВ, мелькать в сериалах онлайн-кинотеатров. В 1920-е еще сохранялось такое понятие, как очень популярный театральный актер, которого ныне в чистом виде, без экрана, не существует. В связи с отсутствием других развлечений театр посещали более массово. Зажиточные зрители покупали билеты в партер, несостоятельные — на галерку. Юные барышни искали кумиров именно среди театральных героев, поджидали их с цветами и записками после спектаклей. Нельзя забывать и то, что театр тогда имел идеологическое значение. Его часто использовали как средство пропаганды. Актерам и режиссерам вручали ордена, их одаривали всяческими благами: квартирами, автомобилями. Конечно, уже существовало немое кино. Но не все в театральном мире понимали его роль в популяризации собственной личности. Не все хотели и могли играть без слов и звукового сопровождения, выражая свои эмоции лишь взглядами и пантомимой. Многие бывавшие в Америке считали немое кино примитивными ожившими комиксами, а не искусством.
Примерно так же думал к началу 1930-х популярный ленинградский театральный исполнитель Василий Меркурьев. В 1926-м, в 22 года, он уже сыграл Силу Грознова в комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше» на сцене ленинградского Театра стажеров. Разноплановый актер, способный исполнять как комедийные, так и серьезные драматические роли, нравился публике. Был высок, широк в плечах, что, безусловно, привлекало зрительниц.
В 1934 году Меркурьев служил в Ленинградском театре Красной Армии. Кино его, как и многих коллег, по-прежнему не прельщало. К этому времени ему исполнилось 30. Он нехотя сыграл в двух крошечных киноэпизодах. В 1924-м появился в массовке в картине «9 января», а спустя 10 лет — всего на несколько минут в роли почтальона в ленте «Подруги».
В августе 1934-го актер проводил время под Ленинградом в санатории. Туда к нему специально приехала ассистент по актерам «Белгоскино» Ирина Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда.
Тут надо сделать небольшое отступление. «Белгоскино» в те годы временно располагалось в Ленинграде на канале Грибоедова в здании бывшего театра «Кривое зеркало». На белорусской студии работало много ленинградцев. В связи с этим белорусские культурные деятели считали, что кинопроизводство оказалось оторванным от национальной почвы. Кинорежиссеры не жили в БССР, мало общались с белорусскими литераторами, театральными режиссерами, словом, не держали руку на пульсе республики, не знали истории и быта народа. Это так лишь отчасти. Большую часть картин «Белгоскино» тогда посвящали как раз теме борьбы народа за социальное и национальное освобождение. Вот и картина «Инженер Гоф», в которой Ирина приглашала сняться Меркурьева, рассказывала о классовой борьбе в белорусской деревне. Василию уготовили образ Стася. Парень из семьи кулака, ранее осужденный, бежал из мест заключения, прячется в лесу возле родного села, чтобы разобраться, кто на самом деле вредитель. В ленте есть и смута, и бабий бунт. Какое время, такое и кино. Но дело не в этом. Меркурьев согласился на роль из уважения к отцу Ирины Мейерхольд. Кроме того, девушка действительно ему приглянулась — он не мог отказать ей. А когда во время съемок строптивый конь понес и сбросил одного из актеров и Ирина, имевшая опыт в верховой езде, вскочила на скакуна и успокоила его, Василий влюбился. Через месяц они поженились. Хотя ему шептали перед свадьбой: папа Иры почти в опале, связываться с ней опасно для жизни. Меркурьев только посмеивался. Хоть «Инженер Гоф» вызвал много споров, прошел «вторым экраном», широкого освещения в прессе не было, но Меркурьева, его стать, фактуру и актерский талант заметили другие режиссеры. И уже со следующего года он снимался в заметных ролях в 3–5 картинах в год. Фильмы были знаковые, популярность росла. В семье родились две девочки, Аня и Катя. Ирина тоже была профессионально счастлива. Начала самостоятельно ставить спектакли. Так отчасти благодаря «Белгоскино» в личной и профессиональной жизни актера начался новый этап. Но о нем позже…
Революционный напор
Сначала коротко о детстве и юности: в истории это тоже имеет значение. Родился Василий в городе Острове Псковской губернии весной 1904 года. В семье были семеро сыновей и одна дочь. Папа торговал дегтем. Мама в молодости приехала из Швейцарии и служила в качестве экономки у помещика Нехлюдова. Готовила домашние сыры и прочую экзотическую для России снедь. Один из братьев Меркурьева погиб на фронтах Первой мировой. Второй еще до революции обнаружил в себе музыкальный талант и уехал в Швейцарию к маминым родственникам. Третий умер в 9 лет.
Отец готовил сыновьям судьбу лавочников, мелких предпринимателей, что в дореволюционной провинции было доходным делом. Но октябрьские события 1917-го всё перевернули с ног на голову. Представления о достатке, престижных профессиях менялись.
В Острове был местный театр. Уже в 16 лет Василий играл в нем Беглого монаха в «Борисе Годунове». А в 18 лет стал управляющим, по факту директором, театра в соседнем городке Новоржеве. В 1923-м активному в местном театральном движении парню достается комсомольская путевка, он едет в Ленинград. Поступает в театральный вуз на курс режиссера Александринского театра Леонида Вивьена. В одной группе с ним оказались будущие ленинградские театральные знаменитости: Николай Симонов, Юрий Толубеев, Виталий Полицеймако, Ольга Казико, Михаил Екатерининский. 1920-е были пропитаны духом эксперимента. Театры-студии появлялись как грибы после дождя. Меркурьев кроме участия в спектаклях с 28 лет стал преподавать актерское мастерство.
Невыносимая проза
Вместе с Василием в Ленинград 1920-х приехали два его брата. Александр стал директором хлебозавода. Умер в годы блокады от дистрофии… Еще один младший брат, Петр, дорос по должности до заместителя директора крупного завода «Красный Путиловец». Стал делегатом печально известного XVII съезда ВКП (б): многие делегаты были вскоре репрессированы. Был в добрых отношениях с главой города Кировым. В 1934-м стоял в почетном карауле у его гроба.
Петра не миновала трагическая участь. В 1939 году его арестовали, и из тюрьмы он уже не вернулся. Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд, имея на руках двух своих малолетних девочек, приняли в семью троих детей Петра: Наталью, Евгения, Виталия. Воспитывали как собственных. И это несмотря на то, что в июне 1939 года арестовали отца Ирины, Всеволода Мейерхольда. В феврале 1940-го расстреляли. Ирину как дочь врага народа уволили со всех должностей. К тому времени она тоже в качестве подработки преподавала театральное мастерство. Но отлучили ее и от студентов. Единственным кормильцем семьи с пятью детьми оставался Василий Васильевич. Хотя и он в силу родственных отношений с репрессированным Петром находился в опасности. Человек с большим сердцем и широкой душой каждый вечер шел в театр к своим зрителям. Ехал на съемки. Старался думать и говорить лишь о хорошем. Железная выдержка. В этот непростой период сыграл в уморительной комедии «Хирургия». И еще в одном белорусском развлекательном фильме «Песнь о дружбе».
Тем временем дочь Мейерхольда понимала: заработков одного Василия не хватит, чтобы поднять детей. Нашла выход и уговорила знакомых дать ей разрешение на подвижническую деятельность подальше от Северной столицы. В 1940-м, наняв няню для малышей, она ездила в Осетию и Казахстан, организовывая там национальные театры. За это платили.
После начала войны, в июне 1941-го, Александринку, где работал Меркурьев (в советские годы — Государственный театр драмы имени А. С. Пушкина), оставили в Ленинграде. Эвакуировали по Ладоге в 1942-м. Как семья выжила в первую блокадную зиму, неизвестно.
По другой версии, семья Меркурьева эвакуировалась осенью 1941-го. Уже в тылу, следуя в поезде, на одной из станций актер с женой и детьми увидели двух сирот. Василий и Ирина решили усыновить и их. А в 1943 году в Новосибирске у них родился сын Петр. Таким образом, у супругов в тяжелые военные годы оказалось восемь детей: трое своих и пятеро приемных. Возможно, таким образом в смутное время они пытались не дать зачахнуть любым проявлениям жизни. В детях была их отдушина. И в то же время стимул к проявлению самодисциплины. Недаром говорят: выживали блокадники, которым нужно было о ком-то заботиться.
Папа Золушки
С 1942 по 1943 год актер вместе с женой организовывал коллектив труппы и руководил Нарымским окружным театром. С 1943 по 1944 год возглавлял Новосибирский театр юного зрителя. Когда в 1944-м блокаду Ленинграда сняли, он вернулся в город на Неве. Ирина с детьми приехала в июне 1945-го.
Дом, где они проживали до войны, был разрушен артиллерийскими обстрелами. Когда актер прибыл один, перебивался на квартирах друзей. После возвращения детей всё семейство приютила чета актрисы Ольги Лебзак. Потом им выделили небольшую однокомнатную квартиру в том же подъезде. Спали на полу. Несколькими этажами выше в большой трехкомнатной квартире проживал основатель ленинградского ТЮЗа Александр Александрович Брянцев. Однажды он зашел к Василию Васильевичу и сказал: «Мне с моей старухой хоромы не нужны, прибираться не успеваем. А тебе с твоим табором в самый раз! Давай меняться квартирами без разговора и обсуждений». Вот такими были послевоенные ленинградцы.
Актер снова работал на сцене. В первые послевоенные годы в театре делали упор на классику. Уже в 1944-м в «Отелло» Шекспира он сыграл Дожа (главу) Венеции. В спектакле «Лес» Островского — Восьмибратова. Вместе с супругой набрал первый послевоенный актерский курс в театральном институте. Параллельно начал ставить спектакли в качестве режиссера. Возобновились съемки в кино. Поворотным событием стала лента «Небесный тихоход» (1945). Многие помнят лейтенанта Тучу в его исполнении. С 1947 по 1952 год был удостоен трех Сталинских премий за роли в фильмах «Глинка», «Повесть о настоящем человеке», «Донецкие шахтеры». Это изменило жизнь семьи, которая получила просторную квартиру и вернула режиссеру Брянцеву его трешку. Но наряду с благами семье предстояло пройти очередные испытания. В 1947-м механизм преследования родственников врагов народа заработал с новой силой. Ирину Всеволодовну, как дочь Всеволода Эмильевича, снова отовсюду уволили. 12 лет, вплоть до реабилитации отца в 1959-м, ей не позволяли заниматься профессиональной деятельностью. Меркурьев в поиске выхода из положения купил небольшую дачу, где Ирина Всеволодовна с детьми выращивали овощи и разводили кур. Местная детвора сбегалась посмотреть, как отец Золушки из одноименного фильма 1947 года переносит на себе мешки с картошкой на железнодорожную станцию, находившуюся в 4 км, чтобы отвезти их в Ленинград. А обратно тем же путем, между утренней репетицией и вечерним спектаклем, несет огромные сумки с продуктами для супруги и всего семейства.
Кстати, в фильме «Золушка» Меркурьева не хотели снимать. Руководство считало, что актер, исполняющий роли бравых офицеров и патриотов, не может играть слабохарактерных подкаблучников, каковым выглядит добрый лесник, не способный справиться со сварливой женой. Фаина Раневская, мало кого по-настоящему уважавшая, относилась к актеру с теплотой, считала его человеком большой души и удивительного благородства. Ее утвердили на роль его супруги, мачехи главной героини. Когда всё было решено, актриса заявила, что без Меркурьева играть не будет. На такой же ультиматум подтолкнула исполнителей всех главных ролей: Янину Жеймо, Эраста Гарина. Руководство пошло на попятную.
К 1948 году в СССР развернулась большая кампания по поиску родных и близких, преимущественно детей, потерявшихся в годы войны. Актер выступил по радио, рассказав о двух сиротах, подобранных им на железнодорожной станции в начале войны. Описал приметы, детали, обстоятельства. Вскоре нашлась мама ребят. Забрала их. Благодарила. А дети всю оставшуюся жизнь считали Ирину Всеволодовну и Василия Васильевича родными.
Быть легендой
В 1950-е Меркурьев еще раз доказал, насколько широк его актерский диапазон. Какие разные академик Нестратов из «Верных друзей» (1954), Мальволио из «Двенадцатой ночи» (1955) и хирург, отец главного героя Фёдор Иванович из «Летят журавли» (1957). Будучи профессором Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, народным артистом СССР, советской звездой первой величины, он охотно принимал предложения начинающих режиссеров. Снялся в первой ленте Георгия Данелии «Серёжа» (1960), в картине молодого Андрона Кончаловского «Дворянское гнездо» (1969), в дебютном фильме Сергея Микаэляна «Принимаю бой» (1963).
Даже в солидном возрасте волновался перед выходом на сцену, хотя половина советской ленинградской театральной элиты училась у него. Среди его учеников Игорь Владимиров, Марина Неёлова, Евгений Леонов-Гладышев и десятки других актеров. На театральную сцену выходил до последнего дня в образе Манилова в «Мертвых душах» и, конечно, в спектакле «Пока бьется сердце» Храбровицкого в роли Николая Николаевича Бурцева, за что актера удостоили Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского.
Василий Васильевич скончался 12 мая 1978-го на 75-м году жизни.
В городе Острове открыт музей и улица названа его именем.
С нами остались его роли в кино. И, конечно, слова песен из фильмов, например: «Шел ли дальней стороною, плыл ли морем я, всюду были вы со мною, верные друзья».
Еще материалы рубрики:
Смотрите также: