Специалисты называют минчанина Дениса Лазавика самым ярким белорусским представителем новой шахматной волны. В 2019-м он выполнил норматив мастера ФИДЕ, через два года — международного мастера, а в 2022-м — гроссмейстера. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с 18-летним талантом.
Правильный ход
— Первыми моими учителями в шахматах стали папа и дедушка, которые показали простейшие детские ловушки в игре, — вспоминает собеседник. — Благодаря их урокам выигрывал у ребят в школьной секции. Эти победы были важны. Если бы на первых порах проигрывал, наверняка забросил бы тренировки. Например, когда чуть позже решил попробовать силы в единоборствах и после нескольких занятий почти ничего не получалось, решил не продолжать. А шахматы не надоедали.
— Долго занимались в школьной секции?
— Один год, затем перешел в Республиканский центр олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. Вскоре нас начали заявлять на турниры. Помню, на дебютном для меня первенстве страны соперники слишком уверенно обыгрывали. Не мог понять, почему на тренировках получалось неплохо, а на состязаниях вышло безнадежно. Если бы родители тогда сказали, что можно дальше не тренироваться, я бы бросил. Но мама и папа меня поддержали, а успех соперников объяснили их большим опытом. Ведь по шахматным меркам тренироваться я начал поздно — в РЦОП пришел в 8 лет, к тому времени многие занимались год-два. Через два года я выиграл первенство Беларуси для ребят до 10 лет. Благодаря этому поехал в Прагу на чемпионат Европы, по итогам которого прибавил в рейтинге. Та загранпоездка на турнир не стала для меня первой, выступали регулярно. Однажды в Даугавпилсе оказался в шаге от победы, но в последних партиях неожиданно проиграл. Было так обидно, что даже хотел бросить шахматы.
С тренером и без
— Когда начали анализировать матчи?
— Долго не устанавливал программу ChessBase, которая помогает в подготовке. А проговаривать ошибки с тренером не всегда получалось: у Юрия Николаевича Муйвида в группе нас было несколько человек. Два года подряд выиграть первенство страны не вышло.
В 2017-м лучшим стал Максим Царук. Однако я получил право выступить на чемпионате Европы, проходившем в Румынии. Провел его плохо. Все потому, что по неопытности совершал ошибки за пределами соревновательного зала. Например, позволял себе купаться в море каждый день. Перед играми! Зато через год победил на чемпионате Беларуси, причем с хорошим запасом, а на первенстве мира в Испании занял пятое место. Вот к тому турниру уже подошел серьезно: установил программу ChessBase и анализировал игры. Мне было 12 лет.
— Это был первый шаг к тому, чтобы стать профессиональным игроком?
— Я сказал бы так: появилось больше желания заниматься. Прежде я не выкладывался в процессе подготовки. До рейтинга в 2 400 очков дошел довольно легко. В 2020-м у меня появился личный тренер — россиянин Александр Рустемов, так как у меня наметился застой. Наставник был у нас на сборах, потом предложил мне лично заниматься. Он передавал свой опыт, учил самостоятельной работе. Ведь в шахматах на определенном этапе начинаешь заниматься без помощи тренера. Казалось, что сложного: скопировал модель и по ней продолжаешь самостоятельную подготовку. В реальности появляется много отвлекающих факторов. Но в итоге график сложился. Могу поработать два часа, взять небольшую паузу, а потом завершить начатое.
Отвлекающий маневр
— Во время турниров что-то может вам мешать?
— Не без этого. Например, на соревнованиях в Баку-2022, где выполнил последнюю норму международного гроссмейстера, разнервничался игрок-подросток. Он начал своевольно расставлять фигуры на доске, что-то записывать. Мы находились в маленьком зале, и все невольно оказались втянуты в те разборки. Это жутко отвлекало. Подобное происходит регулярно: кто-то кнопку не нажал на часах, кто-то фигуру запустил, и началась паника.
Однажды во время соревнований сам создал себе проблему на ровном месте. Республиканская спартакиада проходила в районном центре Беларуси. Варианты блюд в столовой мне не понравились: я привередлив в еде. Питался бананами, печеньем. Через несколько дней проснулся с сильной слабостью! Получил хороший урок: нельзя доводить себя до такого состояния.
— На матчи берете что-то для перекуса?
— Во время игр некоторые участники едят шоколад, орехи, печенье. Я тоже экспериментировал. Но все же остановился только на воде. Еда отвлекает.
А еще во время игры может разболеться голова, живот, подняться температура. Это, конечно, влияет на действия за доской. В таких случаях полагаюсь на интуицию: оцениваю ситуацию и делаю ход, который первым приходит в голову.
— Работает?
— Интуиция — мощный ресурс. Случается, видишь классный ход, но не спешишь его делать, осмысливаешь, прикидываешь варианты. В итоге выбираешь другое развитие событий. А уже по окончании соревнований, во время анализа, понимаешь: именно первый интуитивный ход был более выгодным.
Карлсен прилетел
— В декабре 2023-го вы пробились в финал Champions Chess Tour — серии турниров по шахматам с участием топ-игроков. Как это было?
— На отборочных турнирах этой серии дебютировал несколько лет назад. Хотел получить опыт состязания с сильными шахматистами. В 2023-м победил на одном из турниров и отобрался в финальную часть, которая состоялась в декабре в Торонто. Занял итоговое восьмое место.
— И сыграли против нынешнего шахматного короля Магнуса Карлсена.
— Да. Перед игрой чувствовал дополнительное напряжение и волнение. Не только потому, что напротив оказался титулованный соперник. Было много камер, тысячи людей следили за игрой. Плана на матчи с Магнусом не строил. В рапиде сделать ничью не так сложно. Сыграл в целом неплохо, но мог и лучше.
— Говорят, поездка получилась с приключениями…
— Попал в неприятную ситуацию, когда пришлось самостоятельно добираться из аэропорта в гостиницу, оплачивать ее, найти место, где позавтракать. Не стал делать проблему из этих «приключений». Сконцентрировался на важных партиях.
Фото из архива Дениса Лазавика