У жительницы столицы украли праздник, и Гринч тут ни при чем: как аферисты наживаются на Рождестве
В редакцию обратилась читательница, которая в процессе приобретения новогодней ели столкнулась с мошенниками. Выслушав историю девушки, корреспондент агентства «Минск-Новости» решила пообщаться со злоумышленниками по ту сторону экрана. Спойлер: остались, разумеется, без елки, но с опытом по изобличению аферистов в Сети.
– В моем Instagram постоянно мелькала реклама искусственных елей. Перешла на указанный профиль. Оснований для того, чтобы заподозрить что-то неладное фактически не было. Подписчиков больше 15 тысяч, в закрепленных — обзоры продукции, ежедневные сторис, в профиле мелькали лица людей, которые якобы продают новогодние деревья. Все это подтолкнуло к оформлению заказа, – рассказала Ольга. – Мы постоянно ставили дома живые ели, но в этом году решили заказать искусственную, и там как раз были скидки. Обычно все по десять раз перепроверяю, однако, учитывая, что у меня на руках маленький ребенок, времени для основательной аналитики не нашлось. Сейчас понимаю: стоило все-таки проявить бдительность.
Важный момент истории: скидка в 20 % действовала только в том случае, если потребитель перечислял на карту продавца всю сумму покупки. Девушка перевела мошенникам 252 рубля, вместе с исчезновением которых пропало и все предновогоднее настроение. Ее обманули, а после уточнений о получении товара прислали короткое «доставка курьером» и заблокировали.
Пишу мошенникам сама: мол, хочу заказать ель. Те решили не затягивать и сразу же спросили: «Через какой банк оплата?». Перед этим, правда, попросили указать ФИО, город, адрес и контактный номер. Уточняю, смогу ли отслеживать перемещение курьера. Ответ утвердительный (по трекеру). Спрашиваю, надо ли мне будет дополнительно устанавливать какие-либо приложения (наподобие тех, которые есть у Белпочты), чтобы видеть, как скоро доставят товар. В принципе, на этом моменте уже можно было бы скинуть фишинговую ссылку, но злоумышленники выбрали гордое молчание. Спустя два часа ответили: «Через сайт». Краткость – сестра таланта, да-да. Меня даже не интересует, почему по ту сторону экрана так скупы на слова, куда пропала «клиентоориентированность», которая характерна для таких профилей. Волнует следующий момент: почему ссылки на сайт организации нет в шапке профиля? Ведь это напрямую сказалось бы на его посещаемости, что выгодно самому продавцу. Ах да, нет же самого сайта.
Подобные аккаунты появляются в Instagram с завидной регулярностью. Отдельные минские шоурумы даже публикуют у себя в историях никнеймы данных псевдомагазинов и их переписки с обманутыми пользователями. Собственно, так я и выхожу на еще один профиль мошенников. Разоренной потребительницей становиться, разумеется, не собираюсь, но аферистам об этом знать не обязательно. Сообщаю, что хотела бы приобрести у них ель. Общаются со мной исключительно заранее написанными текстами, некоторые вопросы и вовсе игнорируют – ответа на них в сундучке с заготовками, вероятно, не находится.
Давлю на отсутствие гарантий. Мне учтиво сообщают, что возможен возврат. Но как обменять или сдать обратно продавцу то, что тебе по итогу так и не было отправлено? Уточняю, есть ли возможность самовывоза. Ответ отрицательный. Кто бы сомневался. Перемещения курьера я также отследить не смогу – «доставка только почтой». Предлагаю альтернативу: пообщаться с клиентами, которые уже получили товар, чтобы убедиться в честности продавца. Сообщения остаются проигнорированными. Рисковать контактами кого-то из «своих» (а какие тут еще варианты?) мошенники не рвутся.
А теперь о том, что происходит после оплаты ели (до этого этапа аферы я предусмотрительно не дошла). Женщина, которая заказала новогоднее дерево у этого же продавца, через пару дней получила сообщение, что ель оказалась бракованной, и клиенту якобы хотят вернуть деньги. В Telegram покупательницы продавец скинул ссылку под предлогом необходимости оформления заявки на возврат средств, и она, разумеется, оказалась фишинговой.
Предупреждением случаев столкновения с мошенниками в Instagram активно занимаются представители ГУВД Мингорисполкома. По словам правоохранителей, слишком низкая цена на товар должна насторожить пользователей: она не может быть в несколько раз ниже рыночной, даже если возят продукцию не совсем легально. Закрытые комментарии – также «звоночек» для потребителя. Мошенники обычно отвечают только в личных сообщениях. Просьба перечислить предоплату в размере полной стоимости товара на личную карту продавца – тоже повод насторожиться.
Если продавец является ИП и без проблем готов предоставить регистрационный номер индивидуального предпринимателя/УНП, полученные данные в любом случае необходимо сперва проверить в любом поисковике. Но даже при таком раскладе вас могут обмануть. Поэтому оптимальный вариант – оплата товара после его получения.
Кроме этого, стоит прекратить всяческие контакты с продавцом, если его профиль наполнен фотографиями из стоков или рекламными снимками брендов, а реальные фото продукции он предоставить отказывается.
Если избежать потери денежных средств все-таки не удалось, по факту столкновения с мошенниками в Instagram можно и нужно писать заявления для последующего возбуждения уголовных дел.