Умер на допросе в Бутырке. История разведчика-самородка, уроженца Минска Якова Серебрянского
Его собирались расстрелять 7 июля 1941-го, а уже в сентябре он занимался заброской диверсионных групп, боровшихся с гитлеровцами в оккупированной Беларуси. История разведчика-самородка, уроженца Минска Якова Серебрянского — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Водоворот событий
Яков Серебрянский появился на свет в семье приказчика. Отец Исаак уготовил ему судьбу управляющего минским сахарным предприятием. Отдал в профильное училище. Желал, чтобы сын в будущем крепко стоял на ногах. Но Яша был неуправляем.
В 1907 году в 16 лет вступил в партию эсеров-максималистов, практиковавших террор. В 1909-м его арестовали по подозрению в соучастии в убийстве начальника минской тюрьмы. Однако доказательств не хватило, и после года в камере под следствием его выслали в Витебск, где он устроился на работу электромонтером.
Яков успел повоевать в царской армии в Первую мировую, был ранен и демобилизован. После направился в Баку и работал электриком на нефтепромыслах. Революционный 1917-й застал в Азербайджане. Он присоединился к местной организации партии социалистов-революционеров. После падения Бакинской коммуны вместе с красной флотилией направился в Персию с целью возвращения русских кораблей, уведенных белогвардейцами к чужим берегам. Там он познакомился с опытным революционером-террористом Яковом Блюмкиным, благодаря чему в августе 1920-го оказался в Москве, получил должность в центральном аппарате ВЧК.
За два года, с 1921-го по 1923-й, Серебрянского дважды арестовывали по подозрению в связях с эсерами, которые к тому времени должны были, по выражению Ленина, самоликвидироваться.
Как только Блюмкина назначили резидентом разведки в Палестине, он сделал Серебрянского своим заместителем. Вместе они уехали в Яффу (сейчас город, единый с Тель-Авивом) собирать данные о планах Англии и Франции на Ближнем Востоке и искать там ячейки сторонников большевиков.
Когда в 1924 году Блюмкина отозвали в Москву, Серебрянский возглавил резидентуру. Будучи евреем, он легко находил контакт с сионистским движением Палестины, привлек многих к работе с ОГПУ. Показал себя с лучшей стороны. Его назначили нелегальным резидентом сначала в Бельгии, потом во Франции. Основной целью работы оставалась подготовка к мировой революции и сбор ее сторонников за рубежом под одним крылом. В каждом новом регионе электрик с неоконченным образованием зубрил местные языки. Изучал проблематику, на которой можно сделать акцент при вербовке новых шпионов. Со временем образовалась разветвленная сеть, которую негласно называли группой Яши. Кроме прочих в ее задачи входили внедрение агентов на военные объекты, ликвидация руководства РОВС (Русского общевоинского союза), объединявшего все военные организации в странах, где жили русские эмигранты. В Москве не без оснований считали, что ожидавшие своего часа за границей офицеры царской армии представляют серьезную угрозу. Интересно, что о «группе Яши» знали только председатель ОГПУ Менжинский, Сталин, глава ОМС Коминтерна Пятницкий. Особого приказа о ее создании решили не составлять по причине секретности. Это позже сыграет с Серебрянским злую шутку.
Считали врагом
Под руководством Серебрянского 26 января 1930 года на одной из улиц Парижа сотрудники «группы Яши», переодетые в полицейскую форму, попросили председателя РОВС генерала Александра Кутепова предъявить документы. Потом потребовали сесть в машину. Ничего не подозревая, тот подчинился. Далее версии расходятся. По одной информации, его убили ударом ножа прямо в автомобиле. По другой — ввели большую дозу морфия. Генерал скончался на корабле от сердечного приступа. На судне его пытались переправить в СССР.
В годы Гражданской войны войска Кутепова жестко расправлялись с большевиками, а порой и с их семьями. Потому участники этой операции были убеждены, что ликвидировали врага.
После Яков занимался вербовкой агентов в Румынии, США, Японии, Китае, снова в Париже. Когда в 1936-м началась гражданская война в Испании, Серебрянский поставлял боеприпасы республиканцам. Он по поддельным документам ловко организовывал доставку не только стрелкового оружия, но и самолетов, причем закупленных им же в других европейских странах. Как Якову удавалось обмануть таможни стран вывоза и ввоза самолетов, остается загадкой.
Срочный отзыв
В 1937 году Лев Седов, сын Троцкого, объявил в эмигрантской среде о подготовке троцкистского интернационала, который мог объединить всех беженцев из России. Съезд этой новой организации должен был состояться летом 1938-го в Париже.
Серебрянский смог внедрить в окружение Льва агента Марка Зборовского, который выкрал часть архива Троцких. Яков доставил бумаги в Москву. После прочтения документов в Кремле приняли решение о похищении Седова, переправке его в СССР. Подготовили план, разработали маршруты. Но Седов неожиданно умер при удалении аппендикса.
К ноябрю 1938 года наркомом НКВД назначили Берию. Уважение Сталина к Серебрянскому его раздражало. Лучший способ удалить потенциального соперника — скомпрометировать его. Якова отозвали в Москву, где 10 ноября 1938-го арестовали у трапа самолета.
Вклад в освобождение
Военная коллегия Верховного Суда СССР 7 июля 1941 года приговорила Серебрянского к расстрелу. А спустя месяц решением Президиума Верховного Совета СССР Якова амнистировали. Шла война, страна нуждалась в кадрах. С 3 сентября 1941-го уроженец Минска снова руководил отделами в разведке. Вместе с Павлом Судоплатовым организовывал заброску диверсионных групп в оккупированную Беларусь. Прибыв на место, разведчики способствовали созданию вооруженных партизанских отрядов. Разрозненные соединения народных мстителей получали связь с Москвой, материальное обеспечение. Так что его заслуги в освобождении БССР неоспоримы. Не говоря уже об операциях, проведенных в военные годы в Западной и Восточной Европе.
После Великой Отечественной в НКВД-МГБ вновь начались аппаратные игры. Якова Исааковича то увольняли в запас, то вновь принимали на работу.
8 октября 1953 года его опять арестовали. На сей раз объявили: мол, способствовал заговорщицкой деятельности врага народа Берии! Письменных приказов об операциях «группы Яши» в архивах не нашли. Как мы помним, их просто не существовало. Амнистию отменили, приговор 1941-го назвали обоснованным. Правда, расстрел заменили на 25 лет лагерей.
Яков Серебрянский скончался 30 марта 1956 года на допросе в Бутырской тюрьме. В 1971-м председатель КГБ Юрий Андропов изучал архивные документы НКВД 1930-х. Ознакомившись с короткими оперативными записками, где часто фигурировала «группа Яши», поручил поднять все шифровки, касающиеся ее. В том же году Яков Исаакович был посмертно реабилитирован.
Еще материалы рубрики:
Свела сама судьба. Как два опальных офицера вместе освобождали Беларусь от фашистов
Сапожник со «Звездой Героя». История жизни разведчика Ладо Давыдова
Сражаться, не опуская камеры. Как белорусский оператор Ефим Лозовский запечатлел войну с башни танка
Наставница, санитарка и просто мама Нина. История жизни легендарного советского снайпера
Что за девушки все лето 1942 г. наводили ужас на фашистов в Крупском и Борисовском районах