1200 90

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

Как минимум 6 тыс. подростков пришли на кинопробы на главную роль в фильме «Плюмбум, или Опасная игра». Что подкупило режиссера и какие эпизоды ленты снимали в белорусской столице — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 3

О чем фильм

Пятнадцатилетний Руслан Чутко по прозвищу Плюмбум (с лат. plumbum — «свинец») вступает в оперотряд, помогающий милиции ловить преступников. Парень успешно разоблачает воров и контрабандистов. Потеряв голову от успеха, он не брезгует откровенной низостью. Задерживает для галочки собственного отца как рыболова-браконьера. В итоге его тщеславие и обстоятельства приводят к тому, что влюбленная в него одноклассница Соня падает с крыши и погибает.

Неоднозначное кино

vadim abdrashitov 1

Вадим Абдрашитов

В 1985-м в СССР начались масштабные реформы. Социально-экономические и политические изменения происходили поэтапно. Общество не могло не отреагировать на события. Режиссер Вадим Абдрашитов говорил: «Всегда с началом исторического перелома появлялось огромное число «мутантов» — людей, превратно понимавших происходящее вокруг, проявлявших худшие качества в условиях вседозволенности». Вот и в этой ленте до конца не ясно, в какой роли выступает главный герой: Павлик Морозов, Робин Гуд или Иуда, принявший облик школьника.

Вадим остро чувствовал, как события в стране меняют людей, но не знал, каким образом выразить собственное видение в кино. Однажды в газете «Московский комсомолец» он прочел статью о юном помощнике народных дружинников, который на грани добра и зла пользовался свалившимися на него мизерными полномочиями. Режиссер показал заметку соавтору — сценаристу Александру Миндадзе. Они сразу сели за написание материала, довольно быстро создали литературную основу. Хотели выразить следующую мысль: безнаказанность, которую дает мало-мальская власть над людьми, опасна в руках духовно неразвитого человека. Она превращает его в нравственного урода, что и происходит с главным героем повествования.

Времена изменились и на «Мосфильме». Еще недавно цензоры не пропустили бы сценарий на подобную тему. Но в конце 1985 года приветствовали попытки проанализировать общество, существовал тренд на критические материалы. Никто не противился запуску в производство столь неоднозначной картины.

Будущие звезды

aleksandr mendadze 1

Александр Миндадзе

Сложными оказались поиски актера на роль главного героя Р. Чутко. Объявления о кинопробах разместили в московских и подмосковных СМИ. В результате попытать счастья на студию пришли как минимум 6 тыс. подростков. С каждым побеседовали режиссер и его ассистенты. На девятиклассника Антона Андросова из Москвы сразу обратили внимание. Несмотря на худобу и невысокий рост, в мальчишке чувствовались уверенность в себе, ум и характер. По словам постановщика, два последних качества невозможно сыграть — либо они есть, либо их нет. Школьника утвердили.

Попробоваться на роль Сони Ореховой, которая в финале падает с крыши, тоже хотели многие девчонки. Но повезло Лене Дмитриевой. Режиссер привел ее в свой кабинет, показал рисунок. Художник-постановщик интуитивно сделал набросок портрета, пытаясь представить ее героиню. Оказалось, девушка очень на нее похожа.

В картине снялись актеры, ранее уже игравшие в фильмах Абдрашитова. Среди них Александр Пашутин. В фильме он перевоплотился в отца Плюмбума. Предложил сцену, в которой он, экранные супруга и сын в семейной обстановке поют под гитару песню Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья». Тем самым подчеркивалось то, как шестидесятники, глядя на мир с долей наивной романтики, упустили поколение собственных детей.

Постановщик искал исполнителей в театрах, посещая спектакли, благодаря чему появилась целая плеяда звезд. Елена Яковлева на тот момент еще не снялась в «Интердевочке». Мелькнула в эпизодах нескольких картин. Сходив в «Современник», где она работала, Вадим Юсупович предложил актрисе сыграть Марию, девушку постарше, в которую влюблен главный герой. Амплуа командира отряда дружинников досталось Александру Феклистову. Таким же образом в ленту попали Сергей Серов и Владимир Стеклов. В образе школьного учителя можно увидеть никому не известного в ту пору Алексея Гуськова.

fd538812c6ab040bdbfa8e35339efb9c

В Минске 1980-х

Снимать начали в конце января 1986-го в Москве, а на февраль — март уехали в Минск. Почти все уличные съемки сделаны в белорусской столице. В кадр попали старое здание Минского железнодорожного вокзала, перрон, две башни на пл. Привокзальной. Главный герой бежит по пр. Ленина (ныне — Независимости) мимо ГУМа, магазина «Лакомка». Бродит по ул. Ленина рядом с 3-й больницей. Играет в городки на стадионе Белорусского политехнического института. Его друзья гуляют по парку им. Горького, а с С. Ореховой Плюмбум прохаживается в сквере возле пл. Победы, по набережной Свислочи. Все объекты не перечислить!

Вернувшись в Москву в начале апреля, в мае группа вновь собралась в Минск для съемки сцен на крышах перед падением главной героини.

Но 26 апреля случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ходили слухи, что ветра занесли в БССР опасные элементы. Вопрос экспедиции рассматривали на самом высоком уровне. Решили, что каждый член съемочной группы вправе отказаться от поездки. Тем не менее все захотели поехать. Однако бюрократический процесс затянулся. В Минск киношники прибыли в июне. По воспоминаниям режиссера, он увидел опустевший город (кто-то уехал на дачу, дети — в пионерские лагеря. — Прим. авт.). Что его удивило: в магазинах, несмотря на сухой закон, свободно продавали красное вино. Согласно некоторым данным, оно способствовало выведению стронция из организма. Нужно отметить: паники в белорусской столице не было, хромала осведомленность.

e6213f6f27fdd6b250b3a65467a16c5b

Финальную погоню снимали на крыше жилого дома № 32 на ул. Ульяновской. С нее и упала героиня С. Орехова. Потом в московском павильоне создали декорацию — фасад этого здания с окнами и балконами, но в горизонтальном положении. На его фоне имитировали падение: под потоком воздуха от ветродуя Е. Дмитриеву тянули на вращающейся, как карусель, тележке. Камера снимала ее с двигавшейся параллельно платформы. Воспроизведение в замедленном режиме удивляет и сегодня: девушка летит вдоль фасада, оборачиваясь вокруг собственной оси. Специалисты не смогли разгадать, как удалось запечатлеть кадры. Компьютерной графики тогда не существовало.

screenshot 1 2 900x501 1

Лента вызвала немало споров. В начале 1987 года ее показывали в кинотеатрах. В сентябре картину удостоили золотой медали сената итальянского парламента на 44-м Венецианском кинофестивале. В 1988-м ее номинировали на премию «Ника» за лучшую сценарную работу и как лучший игровой фильм.

Кто хочет полюбоваться столицей БССР 1980-х, обязательно посмотрите ленту.

Еще материалы рубрики:

Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз

Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»

Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни

Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»

Роль Ефремова должен был сыграть Охлобыстин. Как снимали сериал «Граница: Таежный роман»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Минске на ярмарке вакансий 26 ноября работу предложат около 100 организаций

Городская ярмарка вакансий пройдет 26 ноября в культурно-спортивном центре Минского отделения белорусской железной дороги. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в управлении занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

16 04 2024 soczialka yarmarka vakansij rabota malinovskaya 24 kopiya

В ярмарке примут участие около 100 столичных предприятий. Они представят вакансии в различных сферах деятельности — промышленности, строительстве, транспорте, торговле и общественном питании, здравоохранение и др. Соискатели смогут задать вопросы, касающиеся оплаты труда; требований, предъявляемых к кандидатам и пр.

Посетители также получат информационные материалы об услугах службы занятости, буклеты с рекомендациями по поиску работы и составлению резюме, специализированные печатные издания с актуальными вакансиями.

В ведомстве уточнили, что на городской ярмарке вакансий будут работать девять специализированных секций, ориентированных на определенные целевые группы: молодежь, учащихся лицеев и колледжей, людей с инвалидностью и т. д. Каждому обратившемуся помогут подобрать варианты трудоустройства, проконсультируют по вопросам предоставления господдержки на открытие собственного бизнеса, формирования трудового стажа.

На ярмарке будут работать следующие секции.

«Начнем бизнес вместе!» — специалисты расскажут об условиях предоставления безработным минчанам финансовой поддержки в виде субсидии на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности.

«Твой профессиональный маршрут!» — психологи Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей проведут для учащихся лицеев и колледжей консультации по выбору профессии. Социально-психологическую консультацию также смогут получить граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

«Время возможностей» — учащимся и студентам предложат работу в свободное от учебы время. В работе секции примет участие Минская городская организация ОО «Белорусский республиканский союз молодежи».

«Работа без границ!» — предприятия столицы предложат вакансии людям с инвалидностью. Они смогут ознакомиться с информацией о трудоустройстве, пройти собеседование с нанимателями.

Интерактивная площадка «Траектория карьерного роста» — специалисты государственной службы занятости предложат обучение по востребованным профессиям с гарантированным трудоустройством. Проконсультируют по вопросам планирования карьеры, помогут определить цели и задачи на будущее, а также понять, какие навыки и знания нужно развивать.

«Старшему поколению» — наниматели предложат вакансии людям предпенсионного и пенсионного возраста как на постоянную, так и на временную работу.

«Формула успешной карьеры!» — представители крупных столичных компаний проинформируют о кадровой политике организаций, возможностях обучения, карьерного роста.

«Работа Вас ждет!» — специалисты службы занятости проконсультируют по возможностям трудоустройства на временные, сезонные работы, а также по участию в оплачиваемых общественных работах. Предоставят информацию о вакансиях с предоставлением жилья.

«Правильный путь к уверенному завтра!» — сотрудники Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты проконсультируют минчан по вопросам формирования трудового стажа для назначения пенсий, добровольных страховых отчислений самозанятыми гражданами.

Ярмарка вакансий пройдет с 10:00 до 13:00 по адресу: ул. Чкалова, 7.

От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР