В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии
Как минимум 6 тыс. подростков пришли на кинопробы на главную роль в фильме «Плюмбум, или Опасная игра». Что подкупило режиссера и какие эпизоды ленты снимали в белорусской столице — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Пятнадцатилетний Руслан Чутко по прозвищу Плюмбум (с лат. plumbum — «свинец») вступает в оперотряд, помогающий милиции ловить преступников. Парень успешно разоблачает воров и контрабандистов. Потеряв голову от успеха, он не брезгует откровенной низостью. Задерживает для галочки собственного отца как рыболова-браконьера. В итоге его тщеславие и обстоятельства приводят к тому, что влюбленная в него одноклассница Соня падает с крыши и погибает.
Неоднозначное кино
В 1985-м в СССР начались масштабные реформы. Социально-экономические и политические изменения происходили поэтапно. Общество не могло не отреагировать на события. Режиссер Вадим Абдрашитов говорил: «Всегда с началом исторического перелома появлялось огромное число «мутантов» — людей, превратно понимавших происходящее вокруг, проявлявших худшие качества в условиях вседозволенности». Вот и в этой ленте до конца не ясно, в какой роли выступает главный герой: Павлик Морозов, Робин Гуд или Иуда, принявший облик школьника.
Вадим остро чувствовал, как события в стране меняют людей, но не знал, каким образом выразить собственное видение в кино. Однажды в газете «Московский комсомолец» он прочел статью о юном помощнике народных дружинников, который на грани добра и зла пользовался свалившимися на него мизерными полномочиями. Режиссер показал заметку соавтору — сценаристу Александру Миндадзе. Они сразу сели за написание материала, довольно быстро создали литературную основу. Хотели выразить следующую мысль: безнаказанность, которую дает мало-мальская власть над людьми, опасна в руках духовно неразвитого человека. Она превращает его в нравственного урода, что и происходит с главным героем повествования.
Времена изменились и на «Мосфильме». Еще недавно цензоры не пропустили бы сценарий на подобную тему. Но в конце 1985 года приветствовали попытки проанализировать общество, существовал тренд на критические материалы. Никто не противился запуску в производство столь неоднозначной картины.
Будущие звезды
Сложными оказались поиски актера на роль главного героя Р. Чутко. Объявления о кинопробах разместили в московских и подмосковных СМИ. В результате попытать счастья на студию пришли как минимум 6 тыс. подростков. С каждым побеседовали режиссер и его ассистенты. На девятиклассника Антона Андросова из Москвы сразу обратили внимание. Несмотря на худобу и невысокий рост, в мальчишке чувствовались уверенность в себе, ум и характер. По словам постановщика, два последних качества невозможно сыграть — либо они есть, либо их нет. Школьника утвердили.
Попробоваться на роль Сони Ореховой, которая в финале падает с крыши, тоже хотели многие девчонки. Но повезло Лене Дмитриевой. Режиссер привел ее в свой кабинет, показал рисунок. Художник-постановщик интуитивно сделал набросок портрета, пытаясь представить ее героиню. Оказалось, девушка очень на нее похожа.
В картине снялись актеры, ранее уже игравшие в фильмах Абдрашитова. Среди них Александр Пашутин. В фильме он перевоплотился в отца Плюмбума. Предложил сцену, в которой он, экранные супруга и сын в семейной обстановке поют под гитару песню Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья». Тем самым подчеркивалось то, как шестидесятники, глядя на мир с долей наивной романтики, упустили поколение собственных детей.
Постановщик искал исполнителей в театрах, посещая спектакли, благодаря чему появилась целая плеяда звезд. Елена Яковлева на тот момент еще не снялась в «Интердевочке». Мелькнула в эпизодах нескольких картин. Сходив в «Современник», где она работала, Вадим Юсупович предложил актрисе сыграть Марию, девушку постарше, в которую влюблен главный герой. Амплуа командира отряда дружинников досталось Александру Феклистову. Таким же образом в ленту попали Сергей Серов и Владимир Стеклов. В образе школьного учителя можно увидеть никому не известного в ту пору Алексея Гуськова.
В Минске 1980-х
Снимать начали в конце января 1986-го в Москве, а на февраль — март уехали в Минск. Почти все уличные съемки сделаны в белорусской столице. В кадр попали старое здание Минского железнодорожного вокзала, перрон, две башни на пл. Привокзальной. Главный герой бежит по пр. Ленина (ныне — Независимости) мимо ГУМа, магазина «Лакомка». Бродит по ул. Ленина рядом с 3-й больницей. Играет в городки на стадионе Белорусского политехнического института. Его друзья гуляют по парку им. Горького, а с С. Ореховой Плюмбум прохаживается в сквере возле пл. Победы, по набережной Свислочи. Все объекты не перечислить!
Вернувшись в Москву в начале апреля, в мае группа вновь собралась в Минск для съемки сцен на крышах перед падением главной героини.
Но 26 апреля случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ходили слухи, что ветра занесли в БССР опасные элементы. Вопрос экспедиции рассматривали на самом высоком уровне. Решили, что каждый член съемочной группы вправе отказаться от поездки. Тем не менее все захотели поехать. Однако бюрократический процесс затянулся. В Минск киношники прибыли в июне. По воспоминаниям режиссера, он увидел опустевший город (кто-то уехал на дачу, дети — в пионерские лагеря. — Прим. авт.). Что его удивило: в магазинах, несмотря на сухой закон, свободно продавали красное вино. Согласно некоторым данным, оно способствовало выведению стронция из организма. Нужно отметить: паники в белорусской столице не было, хромала осведомленность.
Финальную погоню снимали на крыше жилого дома № 32 на ул. Ульяновской. С нее и упала героиня С. Орехова. Потом в московском павильоне создали декорацию — фасад этого здания с окнами и балконами, но в горизонтальном положении. На его фоне имитировали падение: под потоком воздуха от ветродуя Е. Дмитриеву тянули на вращающейся, как карусель, тележке. Камера снимала ее с двигавшейся параллельно платформы. Воспроизведение в замедленном режиме удивляет и сегодня: девушка летит вдоль фасада, оборачиваясь вокруг собственной оси. Специалисты не смогли разгадать, как удалось запечатлеть кадры. Компьютерной графики тогда не существовало.
Лента вызвала немало споров. В начале 1987 года ее показывали в кинотеатрах. В сентябре картину удостоили золотой медали сената итальянского парламента на 44-м Венецианском кинофестивале. В 1988-м ее номинировали на премию «Ника» за лучшую сценарную работу и как лучший игровой фильм.
Кто хочет полюбоваться столицей БССР 1980-х, обязательно посмотрите ленту.
Еще материалы рубрики:
Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»
Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни
Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»
Роль Ефремова должен был сыграть Охлобыстин. Как снимали сериал «Граница: Таежный роман»