1200 90

В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы

В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

2

О чем кино

Московская школьница Оля погналась за убежавшим через волшебное зеркало котом Барсиком и… оказалась в Королевстве кривых зеркал, где все выглядит обманом: в отражениях голодные кажутся упитанными, а нищие — богатыми. Там же героиня сталкивается со своим зеркальным двойником — Яло.

Мастер по изготовлению зеркал Гурд восстает против местных порядков. Девочки видят его арест и решают вызволить юношу из Башни смерти, украв ключи.

Сказка – ложь

Aleksandr Rou

Александр Роу

Сложно поспорить с тем, что яркие киносказки — часть детства каждого и их помнят всю жизнь. Такое воспоминание миллионам советских детей подарил и режиссер Александр Роу. Несмотря на то что отец постановщика был ирландцем, а мать гречанкой, он всегда экранизировал русские народные сказки. Фильм «Королевство кривых зеркал» стал для Роу исключением, так как впервые режиссер взял за основу не классическое, а современное литературное произведение, написанное Виталием Губаревым в 1951 году. На первый взгляд это сказочная пародия на капиталистическое устройство жизни в неизвестной, условной стране, где король — попугай, а министры — глупые представители фауны. В литературе и кинематографе СССР существовало немало подобных работ. Например, сказка Юрия Олеши «Три толстяка» (1924), пьесы Евгения Шварца «Тень» (1940) и «Дракон» (1944). В 1965 году на «Беларусьфильме» экранизировали произведение Тамары Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». А Чиполлино Джанни Родари, боровшийся с синьором Помидором и принцем Лимоном, вообще был кумиром советских детей.

Другое дело, что во всех этих произведениях с легкостью можно узреть не критику капитализма, а антитоталитарные смыслы, направленные в адрес советской системы. Например, в «Королевстве кривых зеркал» мальчик Гурд заточен в башню за отказ изготавливать кривые зеркала. Под пытками он заявляет: «Делать не буду, они искажают действительность». Разве не намек на советскую пропаганду? Хотя трактовать можно было по-разному. Началась холодная война, набирала обороты буржуазная пропаганда. Автор всегда мог указать на нее, что и делал, возможно, даже веря в свои слова. Всю жизнь Губарев находился в страхе разоблачения. Указывал в анкете, что его отец — учитель. На деле родитель был донским казаком, потомственным дворянином, в Гражданскую войну сражался на стороне белой армии, а потом эмигрировал. Поэтому остается загадкой, как писатель решился при жизни Сталина создать такую двусмысленную повесть.

Однако вышеперечисленные подтексты в фильме становятся заметны зрителю лишь по мере взросления. Детям же безразличны. Малыши шли в старые минские деревянные кинотеатры в парках Горького и Челюскинцев на «Королевство кривых зеркал» посмеяться над министром по имени Абаж и насладиться осознанием того, что в обратном прочтении его имя — Жаба. Было интересно и немного страшно, ведь некоторые персонажи в фильме действительно выглядят демонически. Но на то оно и детство, чтобы верить в сказки.

72210 originalСам режиссер картины Александр Роу был лишен детства. Отец, приехавший по контракту в Россию налаживать мукомольное производство, сбежал, когда сыну не было 8 лет. И маленький Саша, чтобы прокормить себя и маму, торговал на рынке изделиями местных кустарей-ремесленников и спичками. Возможно, поэтому, когда вырос, решил осчастливить своими сказками не одно поколение.

Не без блата

Подыскивая сестер на роли Оли и Яло, режиссер посмотрел более 300 пар близнецов. Ему хотелось, чтобы наряду с идентичной внешностью у девочек были разные характеры. Одна по сценарию задумана бойкой, вторая — рассудительной и сдержанной. Сестры Ольга и Татьяна Юкины в ту пору выиграли конкурс чтецов в районном Доме культуры, и их снимки случайно попали на стол режиссеру. Познакомившись с сестрами, Роу был счастлив: девочки были копиями друг друга и при этом обладали противоположными характерами.

После этой ленты близняшки снялись в эпизоде фильма «Морозко». Мать противилась их актерской карьере. В 1970-е сестры работали в системе гостурбюро «Интурист», бывали за границей, жили в достатке. В 1990-е обе едва сводили концы с концами, потеряли работу, имели проблемы с алкоголем. Не дожили до 60 лет.

Мать Андрея Стапрана трудилась на киностудии имени М. Горького. Однажды мальчик пришел к ней на работу, в коридоре его заметил ассистент режиссера и пригласил на пробы. Андрей сыграл положительного Гурда, но актером не стал — сделал карьеру режиссера-постановщика научно-популярного кино.

Nosova

Тамара Носова

Роль кухарки, тетушки Аксал, была заранее уготовлена Тамаре Носовой. С 1962-го по 1967-й она состояла в гражданском браке с автором сценария фильма Виталием Губаревым. После премьеры вышел новый тираж книги «Королевство кривых зеркал», и произведение стало бестселлером. На второй странице красовалось посвящение актрисе Тамаре Носовой. Правда, в новых экземплярах в 1970-е оно исчезло.

Коварную Анидаг сыграла Лидия Вертинская — вдова знаменитого шансонье, мать двух его дочерей, ставших актрисами. Она и ранее снималась в кино. Возможно, кто-то помнит знаменитую птицу Феникс с нестандартной холодной красотой в ленте «Садко» (1952). В 1963 году актрисе исполнилось 40 лет. Фильм Роу стал для нее последним. В дальнейшем Лидия работала на полиграфическом комбинате художником.

Покрасили скалу

В книге события происходят зимой. Роу ради сочной натуры перенес действие на летние месяцы. Съемки проходили в Крыму — Ялте, Симеизе, Красном камне.

Поскольку все фильмы режиссера окупались с лихвой, денег не жалели. Однажды даже покрасили скалу в оранжевый цвет! Специально для этого из Москвы вызвали бригаду промышленных альпинистов. После съемок краска сохранялась еще 30 лет.

Атмосфера настолько вдохновляла, что 60-летний Андрей Файт в роли властолюбивого главнейшего министра Нушрока сам лихо скакал верхом: запрыгивал на лошадь, как заправский кавалерист.

Lidiya VertinskayaВ картине использовали технологии комбинированных съемок. Их оператором был наш земляк — минчанин, фронтовик Леонид Акимов.

Начиная со дня премьеры в 1963 году показ фильма в детских кинотеатрах периодически возобновлялся более 20 лет. Ведь детская аудитория сменяется быстро. В 1960-е, 1970-е и даже в начале 1980-х залы вновь и вновь заполняли ребята из начальных классов. Сейчас это люди среднего и старшего возраста. Когда они видят на экране телевизора начало этой ленты, не всегда переключают канал и порой открывают для себя что-то новое, чего не заметили в детстве.

Еще материалы рубрики:

Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. О фильме «Чужие письма»

За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову

Почему фильму «Офицеры» присвоили низшую прокатную категорию, и как ситуацию спасла жена министра обороны

«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей

Костолевского заковали в кандалы и забыли в Петропавловской крепости. Как снимали «Звезду пленительного счастья»

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области посетила предприятия Минского городского технопарка и «Великого камня»

В Беларуси с официальным визитом находится делегация Мурманской области России во главе с губернатором Андреем Чибисом. В субботу гости посетили промышленные предприятия на территории Минского городского технопарка и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 23 20 22 19 kopiya

В технопарке гостей из северного региона России интересовало прежде всего производство вело- и мототехники.

photo 2024 11 23 20 22 17 kopiya

mgik lazarevich i panfilova na motovelo lukashov 29 kopiya

Делегация посетила цеха, в которых выпускают велосипеды, мотоциклы и квадроциклы.

mgik lazarevich i panfilova na motovelo lukashov 54 kopiya

mgik lazarevich i panfilova na motovelo lukashov 38 kopiya

Также участникам продемонстрировали в действии одну из последних разработок — электромотоцикл. Еще одним пунктом в программе визита стало предприятие, где производят оборудование для получения ценных веществ из масличных культур.

mgik lazarevich i panfilova na motovelo lukashov 10 kopiya

На территории индустриального парка «Великий камень» делегация из Мурманской области посетила предприятие, занимающееся разработкой и выпуском авиационных комплексов. В условиях сложного и довольно пересеченного рельефа региона, где далеко не во все точки можно добраться по суше, эта техника имеет все шансы стать востребованной.

mgik lazarevich i panfilova v velikom kamne lukashov 10 kopiya

mgik lazarevich i panfilova v velikom kamne lukashov 18 kopiya

— Мурманская область обладает уникальными природными ресурсами, — отметила первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич. — Но, чтобы работать с ними в специфических условиях, необходима соответствующая техника. И на наших предприятиях она выпускается. В Мурманскую область поставляется тяжелая горнопромышленная техника, в том числе карьерные самосвалы, в меньших количествах — тракторы и грузовые автомобили. Присутствуют в северном регионе России и белорусская косметика, и товары легкой промышленности, но возможности для расширения товарооборота при этом сохраняются. Минск же заинтересован в первую очередь в поставках морской рыбы и морепродуктов. Они пользуются у наших жителей спросом.

mgik lazarevich i panfilova v velikom kamne lukashov kopiya

Минск и Мурманская область заинтересованы и в иных сферах сотрудничества, кроме промышленности. Это здравоохранение, культура, спорт, образование, патриотическое воспитание молодежи.

Также делегация Мурманской области посетила «Першы нацыянальны гандлёвы дом».

photo 2024 11 23 20 22 36 kopiya

mgik lazarevich i panfilova pershy naczyyanalny lukashov 21 kopiya

mgik lazarevich i panfilova pershy naczyyanalny lukashov 13 kopiya

Он также стал площадкой для обсуждения перспективных контактов — в том числе в сферах поставок пищевой продукции и товаров легпрома.

Фото Сергея Лукашова

Изначально считался едой бедняков. Готовим сытный суп минестроне

Минестроне вобрал в себя культуру разных эпох и регионов. Кстати, его название переводится с итальянского как «большой суп» (minestra — суп, one — увеличительный суффикс). Об истории этого блюда и его приготовлении читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

vm 21.11 kulinarnye istorii minestrone

Изначально минестроне считался едой бедняков: что называется, дешево и сердито. Самые ранние источники гласят, что возникновению этого кушанья поспособствовали расширение и завоевание Рима (позже ставшего Римской республикой и Римской империей), когда местный рацион был вегетарианским и состоял в основном из овощей, таких как лук, чеснок, спаржа, морковь, репа, брокколи, а также из бобов, чечевицы и грибов.

В то время основным блюдом была пульта — простенькая, но сытная каша из спельтовой муки с добавлением доступных овощей. После создания и развития Римской республики в местную кухню вошло многообразие продуктов из завоеванных областей, в том числе мясо и мясные бульоны. Пшеничную муку уже не клали в супы, поскольку в римском рационе почетное место занял хлеб. И пульта стала пищей для бедных.

В XV веке в Европе получили распространение цветная капуста и сельдерей. А после открытия Америки сюда попали такие продукты, как картофель, помидоры, цукини, тыква, фасоль. Со временем они становятся основными ингредиентами минестроне.

В XVII столетии было страшно засушливое лето, тогда-то итальянцы впервые попробовали добавлять в суп макароны. И вариант тоже прижился.

Минестроне классический

Картофель — 200 г, томаты — 130 г, морковь — 200 г, цукини (небольшие) — 2 шт., капуста цветная — 200 г, лук репчатый — 1 шт., шпинат — 50 г, сельдерей (стебель) — 100 г, чеснок — 1 зубчик, зеленый горошек и отварная фасоль — по 50 г, петрушка и базилик — 4-5 веточек, оливковое масло — 2 ст. л., соль, перец по вкусу.

Репчатый лук режем мелкими кубиками и добавляем к нему измельченные петрушку и базилик. Затем так же нарезаем остальные компоненты, за исключением шпината, горошка и фасоли. Цветную капусту можно разобрать на соцветия.

В кастрюле с толстым дном обжариваем на оливковом масле зубчик чеснока в течение 3 минут, после этого выбрасываем. Кладем туда нарезанные овощи и зелень и жарим на небольшом огне, периодически помешивая. Через 10 минут вливаем прохладную воду, чтобы она лишь немного покрывала овощи, и варим 20 минут. Солим, как только суп закипит. Затем добавляем шпинат (можно порезать либо целиком, если листья маленькие), зеленый горошек, фасоль и варим еще полчаса.

Подаем блюдо c гренками из белого хлеба. При желании можно посыпать тертым сыром. Приятного аппетита!