В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы
В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Московская школьница Оля погналась за убежавшим через волшебное зеркало котом Барсиком и… оказалась в Королевстве кривых зеркал, где все выглядит обманом: в отражениях голодные кажутся упитанными, а нищие — богатыми. Там же героиня сталкивается со своим зеркальным двойником — Яло.
Мастер по изготовлению зеркал Гурд восстает против местных порядков. Девочки видят его арест и решают вызволить юношу из Башни смерти, украв ключи.
Сказка – ложь
Сложно поспорить с тем, что яркие киносказки — часть детства каждого и их помнят всю жизнь. Такое воспоминание миллионам советских детей подарил и режиссер Александр Роу. Несмотря на то что отец постановщика был ирландцем, а мать гречанкой, он всегда экранизировал русские народные сказки. Фильм «Королевство кривых зеркал» стал для Роу исключением, так как впервые режиссер взял за основу не классическое, а современное литературное произведение, написанное Виталием Губаревым в 1951 году. На первый взгляд это сказочная пародия на капиталистическое устройство жизни в неизвестной, условной стране, где король — попугай, а министры — глупые представители фауны. В литературе и кинематографе СССР существовало немало подобных работ. Например, сказка Юрия Олеши «Три толстяка» (1924), пьесы Евгения Шварца «Тень» (1940) и «Дракон» (1944). В 1965 году на «Беларусьфильме» экранизировали произведение Тамары Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». А Чиполлино Джанни Родари, боровшийся с синьором Помидором и принцем Лимоном, вообще был кумиром советских детей.
Другое дело, что во всех этих произведениях с легкостью можно узреть не критику капитализма, а антитоталитарные смыслы, направленные в адрес советской системы. Например, в «Королевстве кривых зеркал» мальчик Гурд заточен в башню за отказ изготавливать кривые зеркала. Под пытками он заявляет: «Делать не буду, они искажают действительность». Разве не намек на советскую пропаганду? Хотя трактовать можно было по-разному. Началась холодная война, набирала обороты буржуазная пропаганда. Автор всегда мог указать на нее, что и делал, возможно, даже веря в свои слова. Всю жизнь Губарев находился в страхе разоблачения. Указывал в анкете, что его отец — учитель. На деле родитель был донским казаком, потомственным дворянином, в Гражданскую войну сражался на стороне белой армии, а потом эмигрировал. Поэтому остается загадкой, как писатель решился при жизни Сталина создать такую двусмысленную повесть.
Однако вышеперечисленные подтексты в фильме становятся заметны зрителю лишь по мере взросления. Детям же безразличны. Малыши шли в старые минские деревянные кинотеатры в парках Горького и Челюскинцев на «Королевство кривых зеркал» посмеяться над министром по имени Абаж и насладиться осознанием того, что в обратном прочтении его имя — Жаба. Было интересно и немного страшно, ведь некоторые персонажи в фильме действительно выглядят демонически. Но на то оно и детство, чтобы верить в сказки.
Сам режиссер картины Александр Роу был лишен детства. Отец, приехавший по контракту в Россию налаживать мукомольное производство, сбежал, когда сыну не было 8 лет. И маленький Саша, чтобы прокормить себя и маму, торговал на рынке изделиями местных кустарей-ремесленников и спичками. Возможно, поэтому, когда вырос, решил осчастливить своими сказками не одно поколение.
Не без блата
Подыскивая сестер на роли Оли и Яло, режиссер посмотрел более 300 пар близнецов. Ему хотелось, чтобы наряду с идентичной внешностью у девочек были разные характеры. Одна по сценарию задумана бойкой, вторая — рассудительной и сдержанной. Сестры Ольга и Татьяна Юкины в ту пору выиграли конкурс чтецов в районном Доме культуры, и их снимки случайно попали на стол режиссеру. Познакомившись с сестрами, Роу был счастлив: девочки были копиями друг друга и при этом обладали противоположными характерами.
После этой ленты близняшки снялись в эпизоде фильма «Морозко». Мать противилась их актерской карьере. В 1970-е сестры работали в системе гостурбюро «Интурист», бывали за границей, жили в достатке. В 1990-е обе едва сводили концы с концами, потеряли работу, имели проблемы с алкоголем. Не дожили до 60 лет.
Мать Андрея Стапрана трудилась на киностудии имени М. Горького. Однажды мальчик пришел к ней на работу, в коридоре его заметил ассистент режиссера и пригласил на пробы. Андрей сыграл положительного Гурда, но актером не стал — сделал карьеру режиссера-постановщика научно-популярного кино.
Роль кухарки, тетушки Аксал, была заранее уготовлена Тамаре Носовой. С 1962-го по 1967-й она состояла в гражданском браке с автором сценария фильма Виталием Губаревым. После премьеры вышел новый тираж книги «Королевство кривых зеркал», и произведение стало бестселлером. На второй странице красовалось посвящение актрисе Тамаре Носовой. Правда, в новых экземплярах в 1970-е оно исчезло.
Коварную Анидаг сыграла Лидия Вертинская — вдова знаменитого шансонье, мать двух его дочерей, ставших актрисами. Она и ранее снималась в кино. Возможно, кто-то помнит знаменитую птицу Феникс с нестандартной холодной красотой в ленте «Садко» (1952). В 1963 году актрисе исполнилось 40 лет. Фильм Роу стал для нее последним. В дальнейшем Лидия работала на полиграфическом комбинате художником.
Покрасили скалу
В книге события происходят зимой. Роу ради сочной натуры перенес действие на летние месяцы. Съемки проходили в Крыму — Ялте, Симеизе, Красном камне.
Поскольку все фильмы режиссера окупались с лихвой, денег не жалели. Однажды даже покрасили скалу в оранжевый цвет! Специально для этого из Москвы вызвали бригаду промышленных альпинистов. После съемок краска сохранялась еще 30 лет.
Атмосфера настолько вдохновляла, что 60-летний Андрей Файт в роли властолюбивого главнейшего министра Нушрока сам лихо скакал верхом: запрыгивал на лошадь, как заправский кавалерист.
В картине использовали технологии комбинированных съемок. Их оператором был наш земляк — минчанин, фронтовик Леонид Акимов.
Начиная со дня премьеры в 1963 году показ фильма в детских кинотеатрах периодически возобновлялся более 20 лет. Ведь детская аудитория сменяется быстро. В 1960-е, 1970-е и даже в начале 1980-х залы вновь и вновь заполняли ребята из начальных классов. Сейчас это люди среднего и старшего возраста. Когда они видят на экране телевизора начало этой ленты, не всегда переключают канал и порой открывают для себя что-то новое, чего не заметили в детстве.
Еще материалы рубрики:
Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. О фильме «Чужие письма»
За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову
«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей
Смотрите также: