1200 90

В Художественном музее открылась выставка «Святые неразделенной церкви»

В Национальном художественном музее Республики Беларусь начала работу выставка произведений современного христианского искусства, посвященная общим для Запада и Востока древним святым, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

LK2A0846

«Святые неразделенной церкви» — уникальный по своему географическому охвату иконописный проект. Представлено более ста икон, созданных в Беларуси, России, Украине, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Латвии, Литве, Сербии, Финляндии и Франции. Авторы работ — такие известные иконописцы, как архимандрит Зинон (Теодор), Александр Чашкин, Александр Корноухов, Олег Шуркус (Россия), Тодор Митрович (Сербия), Георгий Кордис (Греция), Виктор Довнар, Антон Дайнеко (Беларусь)… Среди иконописцев — участников проекта очень много женщин. Проект «Святые неразделенной церкви» родился в начале 2016 года и получил мощный импульс к развитию после исторической встречи в Гаване Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

LK2A0848

Временем неразделенной церкви традиционно называют период до 1054 года, когда произошло размежевание христиан Востока и Запада. По иконам, представленным на выставке, можно проследить историю святости — от апостолов и древних христианских мучеников до благоверных правителей X–XI веков. Показан также драматический период становления церкви в разных землях и странах: от Сицилии до Ирландии и Скандинавии.

LK2A0852

На церемонии торжественного открытия выставки очень яркую, глубокую, философскую речь произнес протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода Минска:

LK2A0996

Мы называем общество верующих в Иисуса Христа церковью. Мы говорим, что она не имеет территориальных и временных границ. И одновременно мы делим в своем сознании христианство на западное и восточное… И чем дальше отходим от первых веков христианства, тем больше чувствуем их взаимное охлаждение и даже противостояние.

Первое тысячелетие нашей эры — время неразделенной церкви. Благодаря людям, чьи лики мы видим на иконах, Европа стала сначала окраиной христианского мира, а затем и центром христианской жизни.

Художники-иконописцы вернули древним святым утраченные образы. В итоге мы пришли к ним, а они — к нам. Более того, они вступили в диалог с нами.

Каждая работа экспозиции — это миниатюрная драма из далекого прошлого, переосмысленная и рассказанная нашим современником. Поэтому уместны сравнения. Вот, например, какие параллели можно провести: Брендан Мореплаватель и Федор Конюхов; Беда Достопочтенный и Франциск Скорина. Или рассмотрим приветственное лобызание на иконе Петра и Павла. Запад считает себя преемником апостола Петра, Восток – апостола Павла. Так что здесь символическая встреча церквей, уверение в единомыслии и единодушии, которое, увы, не случилось в жизни, но осталось на подсознательном уровне и закрепилось в желании этого единства. Фундаментом для построения взаимоотношений западных и восточных верующих является Христос, а средством – искусство и культура. 

Канон обязателен, но сам по себе не является догмой. Он во все времена позволял художнику творческое дерзновение. И данный проект открыл безграничные возможности для проявления инициативы. Осматривая экспозицию, мы убеждаемся, как много нового еще можно сказать в церковном искусстве! А если взглянуть шире, проект «Святые неразделенной церкви» оживил все искусство в целом. Ведь культура, нашедшая опору в вечном, устоит под напором перемен.

LK2A1001

Отец Федор сравнил выставку с зерном, которое, прорастая, способствует сближению народов, их духовному очищению и возрастанию, укреплению мира на земле.

На церемонии выступили также епископ Юрий Кособуцкий, историк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи (Россия) Наталия Шередега и другие.

Они говорили о том, что диалог восточных и западных христиан никогда не прерывался и что проект «Святые неразделенной церкви», несомненно, сыграет в этом диалоге огромную роль. Генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов зачитал приветствия, пришедшие от священнослужителей, деятелей культуры Российской Федерации в адрес музея в связи с открытием выставки.

…Чтобы увидеть иконы, принять участие в церемонии открытия экспозиции, в музее собрались десятки научных работников, историков, искусствоведов, священников, художников — в том числе иконописцев, политических и общественных деятелей, руководителей минских предприятий.

Выставка поражает. От каждой иконы исходит свет — об этом говорили многие из присутствовавших. Образы святых сияют неземной красотой, они, без сомнения, одухотворены силой небесной. На иконах — подвижники, жившие в европейских землях, миссионеры и пастыри, короли и простые воины, ученые и монахи, люди разных сословий и разных судеб. Это и есть христианский фундамент европейской культуры.

Представленные произведения выполнены в самых разных техниках — яичной темперы, энкаустики, мозаики, резьбы по дереву, керамики и гравюры. Можно увидеть, каковы сегодня подходы к интерпретации образа святого в христианском искусстве.

Иконы созданы специально для выставки «Святые неразделенной церкви» и в подавляющем большинстве ранее не экспонировались. Минск стал первым городом, где они вышли к широкой публике. После белорусской столицы выставка отправится в путешествие по российским городам.

Организаторами выставки стали Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» (Москва), Национальный художественный музей Республики Беларусь и Всехсвятский приход Минска.

Выставка «Святые неразделенной церкви» продлится до 20 февраля.

Фото Елизаветы Добрицкой

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минчанин вырастил в шкафу куст конопли — суд наказал его огромным штрафом

Вынесен приговор 50-летнему ранее не судимому горожанину, который вырастил в квартире куст конопли, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Октябрьского района.

cbd 7665217 1920
Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Несколько лет назад фигурант нашел семечко растения рода Cаnnabis, из которого летом 2024 года из интереса решил вырастить в домашних условиях куст конопли. О процессе возделывания культуры он прочитал информацию в интернете, после чего приобрел лампу, термометры, удобрения, грунт, а из системного блока компьютера достал вентилятор. В шкафу минчанин оборудовал своего рода гроубокс.

В один из дней в его квартиру на ул. Аэродромной нагрянули оперативники наркоконтроля и изъяли растение. В отношении мужчины возбудили уголовное дело. Вину он полностью признал, в соединенном раскаялся.

— Обвиняемый работает переплетчиком в частной компании, ранее к уголовной ответственности не привлекался, — прокомментировал помощник прокурора Октябрьского района Виктор Завадич, выступавший по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в незаконном посеве и выращивании растений, содержащих психотропные вещества, в целях иного получения наркотических средств, и на основании ч. 1 ст. 329 УК Республики Беларусь назначил ему наказание в виде штрафа в доход государства размере 300 базовых величин (12 000 рублей).

Приговор не вступил в силу, может быть обжалован и опротестован в установленном законом порядке.

Как взошла в Мюнхене звезда Антонины Кошель, и почему Минск стал талисманом для советских гимнастов

Словосочетание «70-летний юбилей» в отношении олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Антонины Кошель звучит непривычно. На юбилее звезды советского спорта побывал корреспондент агентства «Минск-Новости». 

20 11 2024 sport antonina koshel miczevich 15

Не скрывающая своего возраста Антонина Владимировна выглядит стильно. Бодрая, подтянутая, обаятельная, с тонким чувством юмора, она была рада всем, кто пришел поздравить ее в этот знаменательный день.

Заместитель министра спорта и туризма Александр Барауля, передав Антонине Кошель поздравительный адрес от Главы государства, в котором отмечено ее честное служение гимнастике и спортивной отрасли в целом как тренера и руководителя, вручил ей Почетную грамоту министерства.

koshel 1972 god

Председатель Постоянной комиссии НОК Беларуси по делам спортсменов Дмитрий Довгаленок, от имени олимпийского комитета поздравляя Антонину Владимировну с красивой датой, заметил: его с виновницей торжества объединяет не только звание олимпийского чемпиона, но и то, что их родители из одной деревни в Смолевичском районе. Олимпийскую чемпионку в этот день поздравили почти все спортивные организации страны. Процедура заняла более получаса.

Трогательными и искренними были видеопоздравления от совсем юных гимнастов и гимнасток из всех детско-юношеских спортивных школ страны. И это символично. Ведь, чествуя спортивных героев советского прошлого, мы верим, что эстафету их побед продолжит новое поколение.

krajnyaya sleva

Не менее волнительным стал показ слайдов с фотохроникой Антонины Кошель: вот ее снимок с тренером Виктором Хомутовым, а вот кадр со встречи с президентом США Ричардом Никсоном, принимавшим советскую женскую сборную, победившую на мюнхенской Олимпиаде, во время ее спортивных гастролей в Америке. Черно-белые фотографии совсем юной гимнастки во время тренировок и соревнований никого не оставили равнодушным.

Прошло более полувека с тех пор, как в Мюнхене на пьедестал почета XX Олимпийских игр поднялась белоруска, уроженка Минской области Антонина Кошель. Это была золотая эпоха белорусской женской спортивной гимнастики.

medal

Игры-1972 были особенными. Весь предолимпийский сбор команда СССР по гимнастике впервые проводила в белорусской столице. На три месяца минский Дворец спорта стал местом тренировок лучших гимнастов страны. То, что советская сборная по гимнастике на Играх в Мюнхене наполовину состояла из белорусских атлетов как в мужском, так и в женском виде, стало возможным благодаря двум спортивным менеджерам: заместителю председателя Госкомспорта БССР Герману Бокуну, который также был личным тренером четырехкратной олимпийской чемпионки Елены Беловой, и государственному тренеру по спортивной гимнастике Александру Жихаревичу, одному из самых известных советских гимнастов 1960-х, оставившему спорт после серьезной травмы.

Игры в Мюнхене прошли под знаком советской женской спортивной гимнастики. С тех пор для гимнастов СССР Минск стал талисманом. Здесь проходили все последующие предолимпийские сборы.

Фото Сергея Мицевича и из архива Антонины Кошель