В ноябре стартует очередная белорусская экспедиция в Антарктиду
В ноябре стартует 10-я антарктическая экспедиция, организованная Национальной академией наук Беларуси. Об этом на встрече с коллективом агентства «Минск-Новости» сообщил бессменный начальник отечественной антарктической экспедиции Алексей Гайдашов.
– Когда в северном полушарии наступает зима, в южном – лето, – отметил А. Гайдашов. – Это наиболее благоприятное время для экспедиции в Антарктиду. Температура колеблется от +3 до – 28 градусов, в то время как в зимний период она опускается до -56 градусов. В Санкт-Петербург уже отправлен первый караван грузов. В том числе и очередные конструкции первой в истории белорусской антарктической станции, которая строится в Восточной Антарктиде, на земле Эндерби (побережье моря Космонавтов), в районе горы Вечерняя. Грузы туда прибудут на российском судне «Академик Федоров». А участники экспедиции разобьются на две группы:4 человека доберутся до места базирования в Антарктиде авиационным путем, трое присоединятся к кораблю в Кейптауне, куда прилетят самолетом.
В составе экспедиции – 7 специалистов и научных сотрудников НАН Беларуси. Это сам Алексей Гайдашов, инженер-механик Алексей Захватов, научные сотрудники Максим Горбацевич и Павел Шаблыко, механик Артур Ивашко, врач Дмитрий Ковко и слесарь-монтажник Владимир Нестерович.
– Я еду в Антарктику уже в третий раз, – рассказал Алексей Захватов. – Когда увидел континент впервые, появилось впечатление, что попал на другую планету. Круглосуточно солнце над головой. Контраст белого и синего, а зеленого цвета – травы, листьев, деревьев – нет вообще. Теперь я понимаю, что это уникальное место на Земле. Но на пейзажи смотреть особо некогда: предстоит серьезная работа. На мне, прежде всего, разгрузочные работы. Я иду во второй группе на корабле, а он не сможет подойти к станции ближе, чем на 40 км. Поэтому необходимо организовать вертолетные рейсы и перевезти весь груз на станцию. А в дальнейшем мне предстоит участвовать в работах по вводу в эксплуатацию новых модулей плюс обеспечение объекта электричеством – заправка дизель-генераторов топливом, подвоз воды.
Пресную воду полярники берут в небольшом озере. Природное углубление в скальных породах в летний период от таяния ледника наполняется дистиллированной водой. Ее можно добывать, качая насосом. Несмотря на то, что очень низкой температуры в Антарктиде летом не бывает, пребывание там может нести определенную опасность для здоровья человека.
– Моя задача – изучение аэрозольного и газового состава атмосферы и мониторинг озонового слоя с помощью научного оборудования, – сказал Максим Горбацевич. – Это по большей части работа под открытым небом. Яркое солнце круглые сутки и очень много снега – все слепит глаза. Поэтому на открытом воздухе приходится ходить в специальных очках. И закрывать кожу от воздействия ультрафиолета, иначе можно заработать сильные ожоги, в том числе и глаз. Мы используем балаклавы и защитные кремы.
В Антарктиде нередки сильные ветра, метели, осадки. Для работы у полярников имеется 5-6 комплектов одежды и обуви.
– Одеваемся в зависимости от степени нагрузки, вида работ, метеоусловий, – пояснил Алексей Гайдашов. – Когда-то, еще в составе советских экспедиций, приходилось зимовать в Антарктиде. У нас были комплекты одежды на натуральной верблюжьей и овечьей шерсти. Довольно тяжелые. Да, в них задраиваешься как в скафандр, но активную работу выполнять невозможно. Сейчас обмундирование более легкое и мобильное – из хороших, качественных заменителей. По своей теплопроводности, теплоотдаче они не уступают натуральным.
Задачи перед белорусскими полярниками в этом году стоят не менее важные и сложные, чем в предыдущих экспедициях. Они продолжат строительство и монтаж новой станции. В прошлом году был заложен второй объект Белорусской антарктической станции: 8-секционный служебно-лабораторный модуль: собрана одна секция и установочная платформа для нее.
– В текущем году смонтируем еще 3 секции, – сказал А.Гайдашов. – По итогам сезона будут введены в строй 4 полноценные секции для работы и проживания из 8 запланированных на втором объекте. Кстати, каждая из них функциональна сама по себе и может использоваться по назначению отдельно. На станции создаются такие условия, которые могут быть применимы не только к полярной, но даже к космической экспедиции. Сжатое пространство, все оборудование размещено компактно. Для каждого полярника отведено небольшое помещение для проживания, где есть все необходимое, в том числе санузел, мини-кухня, спальное место. Для профильных научных дисциплин оборудуются отдельные исследовательские лаборатории. В перспективе появится амбулаторно-хирургическая секция.
Это очень важный момент для полярников. Делается все необходимое, чтобы работы велись на безопасном уровне, но никто не застрахован от травм и ушибов, обморожений, простудных и других заболеваний. Будет оборудована и санитарно-гигиеническая секция, где можно будет попариться, принять душ, воспользоваться стиральной машиной. Также в ближайшие два года планируется смонтировать новый комплекс дизель-электростанции.
Строительство первой очереди Белорусской антарктической станции должно быть завершено к 2019 году. Затем в планах НАН Беларуси предусмотрены зимовочные мероприятия. Это значит, что в 2019-2021 годах состоится первая в истории белорусская зимовка – круглогодичное нахождение экспедиции в Антарктиде. А в этом сезоне, как и во всех других экспедициях, полярники будут проводить научные исследования по 5 программам.
– Первая – изучение аэрозольного и газового состава атмосферы, что напрямую связано с проблемой глобального потепления климата, – продолжил А.Гайдашов. – Вторая – исследование озонового слоя, который местами истончается до минимума. Важно точно знать, имеет ли данный процесс отношение к деятельности человека или это естественное природное явление. Третье направление – мы выполняем работу в интересах национальной космической программы. Во время пролетов над местом нашего базирования белорусского и российского спутников делаются синхронные измерения с Земли и с космических аппаратов. Данные сопоставляются и появляется некая дельта – разница в значениях. Она используется на спутниках для корректировки работы аппаратуры.
По словам А. Гайдашова, важное значение отводится биологической и микробиологической программе. В Протоколе об охране окружающей среды продекларировано, что в Антарктике запрещена промышленная разведка и добыча полезных ископаемых. Но это не касается биологических ресурсов – рыбы, водорослей, криля, всех видов морских организмов, которые там обитают. Их разрешено добывать по квотам. Хотя не все так просто. Пакет документов с заявкой нужно подать в Морскую комиссию ООН, которая их рассмотрит и выделит квоты – сколько и чего можно поймать. При этом стране не обязательно иметь свой рыболовный флот или создавать его. Достаточно квоты получить и цивилизованно продать на мировом рынке другим государствам, которые такой флот имеют. На этом Беларусь может зарабатывать деньги. Еще одно направление – геология и геофизика. Оба приполюсных района Земли – кухня погоды всего земного шара. Специалисты, проводя магнитометрические измерения в районе Южного полюса, получают ценнейшую информацию.
– Участие в проведении научных исследований в Антарктиде весьма значимо для любой страны, – отметил А. Гайдашов. – Антарктика – самая крупная на нашей планете заповедная территория. И последний нетронутый природный и ресурсный резерв человечества. Она еще долго будет являться таковой. Но давайте реально смотреть на вещи. Рано или поздно наступит время, когда возможным станет ее дележ. Кто будет готов к этому, тот выиграет. То есть, те государства, которые уже накопят научные данные, сделают потенциальные оценки запасов ресурсов в регионе, кто к тому времени длительное время будет присутствовать там и работать. В настоящее время это те 53 страны, включая Беларусь, которые входят в Договор об Антарктике. Наша деятельность в Антарктиде – это и научная, и экономическая перспектива нашего государства. И не только в отношении полезных ископаемых или морских ресурсов. Антарктика позволяет как нигде в других условиях на нашей планете развивать и продвигать современные прорывные технологии, проводить апробирование новых методик, оборудования, приборов.
Фото Тамары Хамицевич и из архива А. Гайдашова