В столичных школах станет больше педклассов
О повышении престижа профессии педагога и подготовке учителей нового формата корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ректором Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александром Жуком.
Слагаемые успеха
— Александр Иванович, начнем с наболевшего. Престиж профессии педагога в какой-то момент сдал свои позиции. Можно ли его вернуть?
— Говоря о престиже, мы имеем в виду ту ценность, которая придается профессиональной деятельности. Здесь можно выделить два аспекта. С одной стороны, это отношение человека к своему делу, с другой — отношение общества к этому специалисту. К сожалению, в социуме произошли искажение восприятия сущности педагогической профессии и подмена понятий, когда во главу угла были поставлены материальные ценности.
В разные времена различные профессии называют престижными. Экономист, юрист, бизнесмен… Сейчас это ИT-специалист. Но все они будут настойчиво искать для своих детей «хорошего воспитателя и хорошего учителя». Того, кто владеет профессией на должном уровне и кому можно доверить воспитание и образование ребенка. Наша задача — готовить таких специалистов, чтобы проблема поиска хорошего педагога перестала быть актуальной. Если человек любит свою профессию, относится к ней с уважением, то результаты его труда обязательно не заставят себя ждать. Тогда рождается чувство гордости за свою профессию, завоевываются авторитет, уважение и признание.
— Но согласитесь, достойная оплата труда тоже неплохо мотивирует.
— На мой взгляд, государство сегодня обеспечивает социальную защищенность педагогов и достойный уровень вознаграждения: полный социальный пакет, длительный отпуск, поддержка молодых специалистов на первом рабочем месте, комфортные оборудованные рабочие места, стабильная зарплата, система стимулирования и поощрения профессиональных достижений, конкурсы профессионального мастерства, награды, премии, звания. Педагог-профессионал всегда найдет себе работу, нет ограничений для карьерных перспектив, особенно учитывая современные тренды глобализации и цифровизации.
Сама профессия развивается и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях — педагоги разрабатывают образовательные электронные ресурсы, ведут влоги/блоги, онлайн-курсы, координируют обучающие онлайн-платформы, работают как коучи, тьюторы, проектные менеджеры в сфере корпоративного обучения, участвуют в международных образовательных программах.
«Неслучайные» абитуриенты
— Именно БГПУ 6 лет назад стал инициатором открытия педагогических классов по всей стране. Удалось ли решить таким путем проблему привлечения в профессию мотивированных ребят?
— За это время количество таких классов увеличилось более чем в 4 раза: ежегодно в стране формируется более 450 педагогических классов и групп, в которых обучаются в среднем 4 200 учащихся.
Это особая категория абитуриентов, чей выбор тщательно продуман и осознан. Они знают специфику, плюсы и минусы профессии. Так, в 2020 году на педагогические специальности в университеты страны поступили 649 выпускников педклассов, что составляет более 35 % от их общего числа. Это хороший показатель, который исключает массовость и приток в вузы на педспециальности случайных абитуриентов.
Наш опыт изучают в других странах. В декабре 2020-го в Минске прошла совместная коллегия профильных министерств Беларуси и России. По итогам изучения нашего опыта министр просвещения России Сергей Кравцов анонсировал открытие в этом году в Российской Федерации 5 000 педагогических классов.
— Насколько активное участие принимает университет в реализации программы «Педагогические классы»?
— Мы осуществляем поддержку деятельности педклассов на системном уровне. Это информационно-методическое сопровождение, администрирование сайта «Педагогические классы», организация конкурсного движения и образовательно-событийной среды для этого сообщества. Постоянно мониторим эффективность профильной подготовки педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования — проводим анкетирование учащихся, учителей, администрации, первокурсников. В большинстве случаев тенденции положительные, что радует нас. Значит, мы на верном пути!
Этой весной начал работать Telegram-канал «Педагогические классы». Каждый год в университете в дни школьных каникул реализуется проект «Студент-на-1-день-в-БГПУ». Ученики педклассов имеют возможность больше узнать о студенческой жизни, побывать на занятиях, поговорить с преподавателями и студентами.
С 2016 года в нашем учреждении образования проводится конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы». Все это имеет очень важный эффект, так как многих ребят, которые приезжают в БГПУ, мы потом видим в качестве абитуриентов на собеседовании, а позже студентами нашего вуза.
— Сколько педклассов в Минске?
— Они открыты в 22 из 279 столичных школ. В скором времени их число возрастет, так как проблема нехватки педагогических кадров в Минске стоит очень остро. Вместе с тем есть учреждения образования, успешно осуществляющие профильную педподготовку, с которыми мы сотрудничаем не первый год, — это средние школы № 6 и 126, гимназия № 20.
Работа на перспективу
— Какие модели электронного обучения применяются в университете?
— Проведена апробация нескольких, но приоритетной стала модель смешанного обучения — 30–80 % времени в электронной среде. Это позволяет оптимизировать временные затраты преподавателя, высвободить ему до 30 % времени на научную и методическую работу, при этом сохранив, а в перспективе и улучшив качество обучения. В данной модели активно и эффективно используются наполненные учебными материалами личные блоги преподавателей, система дистанционного обучения, интернет-портал БГПУ, сервисы потокового вещания видео, вебинары. Около 80 % наших студентов считают обязательным использование информационно-компьютерных технологий для повышения эффективности обучения. Они имеют возможность подключения к электронным образовательным ресурсам университета как во время аудиторной, так и во время самостоятельной работы.
— Насколько широко применяются в университете возможности электронной среды в обучающем процессе?
— В дополнение к традиционному педагогическому взаимодействию в образовательный процесс активно включены электронные учебно-методические комплексы, репозиторий научных и учебных документов, видеорепозиторий, которые дают возможность студентам заниматься в любое время и в любом месте.
Наша учебно-лабораторная база благодаря цифровизации пополнилась сетью ресурсных центров, а недавно открылся Центр современных методик дошкольного образования. На их базе проводятся онлайн-конференции, вебинары, которые собирают широкую интернет-аудиторию. Еще в августе 2018 года в Центре образовательной робототехники БГПУ прошел первый хакатон для школьников на тему «Виртуальная реальность и цели устойчивого развития». Задача на ближайшее время — создание STEAM-центра, а затем STEAM-парка при поддержке Министерства образования Беларуси и частного бизнеса.
Богатая учебно-методическая база, включая электронный контент, и материально-техническое обеспечение центров позволяют внедрять новые активные методы подготовки педкадров с широким использованием информационно-компьютерных технологий. Они созданы при поддержке банков и ИТ-компаний.
— Какие еще проекты помогают подготовить учителей нового формата?
— Один из наиболее масштабных — «Сетевая академия педагогики электронного обучения». Это научно-технологическая площадка, на которой создаются условия для исследований и разработок в области е-дидактики, сетевых научно-образовательных проектов студентов, педагогов, учреждений образования.
У нас есть официальный YouТube-канал. Активно занимаемся формированием фонда лучших лекций ведущих педагогов БГПУ «Золотая лекция». Также здесь размещены видеозаписи конференций, семинаров и вебинаров. Регулярно транслируем открытые лекции приглашенных профессоров. Количество подписчиков канала — более 600, просмотров — более 170 000. Сегодня создание мультимедийного и видеоконтента является одним из наиболее востребованных умений современного учителя.
Университет предлагает будущим педагогам возможность получения второго образования, переподготовки, прохождения обучающих курсов на базе Института повышения квалификации и переподготовки. Всего в корзине предложений ИПКиП для студентов и учителей — более 100 программ обучающих курсов, ведется подготовка слушателей по 18 специальностям переподготовки, реализуются 25 образовательных программ повышения квалификации.
Фото Павла Русака и из архива агентства «Минск-Новости»
Смотрите также: