В трех подземных переходах в Минске проведут капремонт с реконструкцией
С отбойными молотками и перфораторами: как в Минске ремонтируют подземные переходы, узнавал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Знаете ли вы, сколько в столице подземных пешеходных переходов? Оказывается, 101. Причем сотенный рубеж преодолен в нынешнем году — на обслуживание приняты три новых перехода в Лошице. И это еще не всё: на улице Аэродромной близится к завершению строительство еще одного такого объекта.
Антивандальное средство
Все столичные подземные переходы находятся в хозяйственном ведении государственного предприятия «Горавтомост».
— За чистотой и порядком на этих объектах следят 262 уборщика территории. Чтобы их труд был более эффективным, приобретаем средства малой механизации — поломоечные машины и мини-мойки высокого давления, — рассказывает заместитель директора «Горавтомоста» по ремонту и обслуживанию подземных пешеходных переходов Игорь Воробьёв. — Проводится постоянная работа по техническому обслуживанию, ремонту лифтов и подземных платформ, а также ежедневный мониторинг их состояния. Наши новые объекты обязательно оснащаются элементами безбарьерной среды — подъемными устройствами вертикального и наклонного перемещения, лифтами. Делаем это и при проведении капитальных ремонтов подземных переходов.
По его словам, специалистам «Горавтомоста» не раз приходилось сталкиваться с проявлениями вандализма:
— Больно видеть сломанные кнопки пульта управления, механизма поднятия платформ. Похищают и электрические провода, разрисовывают стены переходов граффити. Нашему предприятию приходится нести значительные материальные затраты на ремонт и восстановление поврежденного оборудования. Однако мы стараемся сыграть на опережение: для предотвращения актов вандализма подземные переходы оснащаются системами видеонаблюдения. Они позволяют своевременно установить личности вандалов и частично возместить нанесенный ущерб.
Большинство сооружений предприятия находится в удовлетворительном техническом состоянии. В то же время некоторые подземные переходы требуют проведения ремонтных работ.
— В конце каждого года по результатам сезонных осмотров (осенью и весной) составляется перечень объектов, на которых необходимо выполнить текущий или капитальный ремонт. Так, сейчас разрабатывается проектная документация на проведение капремонта с реконструкцией трех подземных переходов: на улицах Якубовского, Московской (переход на станцию метро «Институт культуры»), на пересечении улиц Бобруйской и Ленинградской, — отмечает Игорь Воробьёв.
Попасть на крючок
В нынешнем году часть запланированных работ уже выполнена. Проведены ремонт и замена лестничных сходов из гранита, парапетов, перил и перильного ограждения из нержавеющей стали во входных группах подземных пешеходных переходов на пересечении улиц Маяковского — Аранской и Якуба Коласа — Кульман. С первых чисел июня ведутся ремонтные работы в переходе на улице Якуба Коласа, 1. Туда и направляемся.
Здесь одновременно приводят в порядок два выхода в направлении Комаровского рынка. Территория стройобъекта огорожена.
— Делаем так всегда, чтобы и минчанам не мешать, и у самих было достаточно места для хранения материалов, — говорит встретивший нас мастер по ремонту подземных пешеходных переходов Евгений Ромашин. — На каждом из выходов задействованы по три специалиста нашей строительной бригады. Они выполняют стандартные виды работ по ремонту гранитной облицовки стен, парапетов, лестниц и лестничных сходов. Хотя в случае непредвиденных обстоятельств готовы выехать на объект в любое время суток. Так произошло в январе нынешнего года, когда после ДТП на перекрестке Веры Хоружей и Куйбышева в переход съехал автомобиль. Мы приехали, когда машину еще не вытащили. Были сломаны ограждение парапета, перила, но за неделю всё исправили. Впрочем, такие аварии — явление нечастое.
Спускаемся в один из выходов. По дороге разминулись с рабочими, выносившими в мешках строительный мусор. Что ж, эта входная группа предстала перед нами практически без привычной «одежды».
— Сейчас снимается гранитная облицовка со стен, с лестниц и парапетов. У рабочих для этого имеются необходимые инструменты — отбойные молотки, перфораторы, болгарки, — рассказывает Евгений Ромашин. — Попадаются такие гранитные плиты, которые не получается снять в целости и сохранности. Все-таки сказывается возраст перехода, ведь он был построен в 1971 году. Строители получают установку по максимуму сохранить ценный материал, чтобы использовать его вновь, — бюджетные средства надо экономить.
— Вот на это бетонное основание скоро начнут крепить плиты? — интересуюсь у Евгения.
— Конечно, но его сначала подготовят как следует: уберут сколы, выбоины, заделают их раствором. Только тогда приступят к облицовке. Вот к этой сетке прикрепят крючки из латунной проволоки, которая не подвержена коррозии. На них и будут вешать гранитные плиты. Они тяжелые, так что по-другому никак. Даже если затем происходит разрушение основания и плитка выдавливается, то крючок не даст ей упасть, — поясняет мастер.
На объекте строители задержатся примерно на два месяца. Потом им предстоит отремонтировать еще две близлежащие входные группы.
— За теплую пору года стараемся успеть как можно больше. Однако апрель выдался холодным, с постоянными перепадами температур, со снегопадами. Это влияет на сроки выполнения ремонта. Работа у нас трудоемкая, ежегодно приводим в порядок 8–12 входных групп, — подчеркивает Евгений Ромашин.
Справочно
Первый подземный пешеходный переход был построен в Минске в 1966 году на проспекте Партизанском, 116 (в районе Дворца культуры МАЗ).
Фото Сергея Лукашова