В тренде прыжки с парашютом, а еще — изучение космоса. Чем живет Минский аэроклуб ДОСААФ
О работе Минского аэроклуба ДОСААФ, Музее авиации и космонавтики и любви к небу рассказал летчик-испытатель, начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский главному редактору газеты «Вечерний Минск».

— Около семи лет назад экспозиция Музея авиационной техники была перенесена с аэродрома Боровая в Липки. Насколько сложно было подыскать ему новое место?
— В районе аэродрома Боровая началось строительство большого микрорайона. На уровне Президента было принято решение о переносе Минского аэроклуба в Липки. Рассматривались разные площадки — окрестности Молодечно, Раубичей… Главным критерием была как можно меньшая удаленность от столицы. Вскоре идеальное место было найдено. В прошлом году здесь открылся обновленный Музей авиации и космонавтики.

Фото БЕЛТА
— Какие экспонаты стоит особо отметить?
— Основная их часть располагается под открытым небом. Каждая модель авиатехники знаковая. К примеру, на самолете Як-18 когда-то совершил свой первый самостоятельный полет Юрий Гагарин. Есть истребители МиГ-21, воевавший в Афганистане, МиГ-29, штурмовик Су-25… А также первый самолет Президента Ту-154М, по салону которого можно пройтись. Представлены и легендарные вертолеты Ми-1, Ми-2, Ми-8Т, Ми-24, Ми-26, Ка-26, наземный катапультный тренажер.
Гости могут не только заглянуть в фюзеляж, но и посидеть за штурвалом некоторых самолетов, почувствовав себя здесь настоящими пилотами. Можно также увидеть стойки, шасси, двигатели пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также бронеплиту самолета Ил-2.
Изюминка музея — павильон «Космос», состоящий из двух залов, где находятся личные дела и вещи шести космонавтов, в том числе Марины Василевской. А еще можно увидеть своими глазами два спускаемых корабля «Союз», один из которых был доставлен из Королева. Нашлось место и для символической двери из байконурской гостиницы «Космос» с 32 подписями известных астронавтов и космонавтов.

— А как удалось заполучить в экспозицию борт Главы государства?
— Добро дал сам Александр Лукашенко несколько лет назад. Мы доставили самолет в музей и укомплектовали его так, как это было во время эксплуатации. На этом самолете Президент совершал важнейшие полеты в первые годы становления республики.
— Находящиеся под открытым небом экспонаты требуют особого ухода.
— Музей авиации и космонавтики открылся в минувшем октябре. До этого времени летательные аппараты, нуждавшиеся в починке, отремонтировали в полном объеме. Впрочем, на некоторых транспортных и пассажирских самолетах и вертолетах будут проводиться внутренние работы. Планируем весной открыть их для полного доступа, включая кабины пилотов. Сейчас таких экспонатов пять, к весне их количество увеличится до десяти.

В апреле экспозицию пополнят Bombardier CRJ-100 и еще два небольших самолета. Ожидаем, что в мае поступит тренажер самолета Cessna 172. К слову, он будет действующий. Любой гость сможет почувствовать себя настоящим пилотом, отработав на нем полеты на более чем 50 аэродромов мира.
52 экспозиционные единицы обслуживают семь сотрудников. Помимо музея в лесу на огороженной территории создан парк активного отдыха с двумя канатными дорогами для взрослых и детей, тиром, лазертагом, двумя спортивными и веревочным городками, детской площадкой, беседками с мангалами. Здесь будут работать еще три человека.
К примеру, в Москве в Монино базируется Центральный музей Военно-воздушных сил России. На его балансе числятся 95 самолетов, а обслуживает их штат из 168 человек. Разница чувствуется. Но мы справляемся.

— Как появилась концепция создания полноценной зоны отдыха, которая включает не только познавательную, но и развлекательную составляющую?
— Эта идея витала уже давно. Поэтому, когда под аэроклуб был выделен участок земли, часть оставили под яблоневый сад, зону отдыха, в том числе для активных игр, кафе. Сделано все для того, чтобы люди приезжали и могли полноценно провести здесь время в течение дня.
Вход на территорию парка активного отдыха бесплатный. Если кто-то захочет отдохнуть компанией, можно за символическую плату разместиться в беседке. На огороженной территории парка находятся полоса препятствий, веревочный городок как для детей, так и для взрослых, детская площадка, есть место для игры в городки, лазертаг, оборудованы тир, зоны с мангалами, имеется хорошая санитарная инфраструктура. Аэроклуб также оказывает услуги по прыжкам с парашютом и проводит ознакомительные полеты на самолетах и вертолетах. Это хорошая идея для жителей большого города.
— Это первое лето на новом месте. С учетом всего увиденного могу с уверенностью сказать, что у вас хорошо продуманная инфраструктура для отдыха. Нет ощущения того, что 10 сотрудников не справятся с обслуживанием большого наплыва желающих посетить ваш комплекс?
— У нас уже были случаи, когда одновременно на территории находилось до 3 000 отдыхающих. Здесь проводят крупные выставки, снимают фильмы, рекламу авто. Главное условие для устроителей — обеспечение порядка за свой счет.

— Как часто к вам приезжают иностранцы?
— Практически каждую неделю. Казалось бы, не сезон, а люди прибывают и прибывают. И мы им рады.
— Что является основным направлением деятельности аэроклуба?
— Развитие авиационных видов спорта и подготовка тех, кто этим занимается. Готовим спортсменов по самолетному, вертолетному, парашютному и авиамодельному спорту. Также участвуем в авиационных праздниках, чтобы показать то, что умеем. Еще помогаем в подготовке курсантов Военной академии и пилотов гражданской авиации. Ведь летчики не сразу садятся за штурвал огромного лайнера. Они начинают с самолетов меньших параметров и оттачивают мастерство постепенно, нарабатывая лётную практику.

— Какие основные затратные статьи перекрываются средствами, полученными от военного и гражданского ведомства для подготовки пилотов?
— Это топливные расходы и поддержание ресурса самолетов.
— Сколько человек обучается в год?
— В нынешнем более 40. Общий налет аэроклуба в 2025-м составит 4 100 часов, будем летать в две смены. К примеру, в прошлом году общий налет составил 3 000 часов.

— Какая услуга пользуется в аэроклубе наибольшей популярностью?
— Все зависит от времени года. Летом, например, это парашютные прыжки. Спрос порой даже превышает предложение. Желающих очень много, но приходится учитывать погодные условия. Однако безоблачное небо не гарантирует, что не появится запрет на прыжки. В зависимости от ситуации 570-м центром организации воздушного движения могут быть введены ограничения на использование воздушного пространства.

— Также на базе аэроклуба проводятся обучающие семинары для ребят.
— Мы сейчас осваиваем интересное направление — космонавтику. Каждые два месяца проводим обучающие занятия для школьников и студентов. В приоритете ребята, осваивающие инженерные направления. Это нужно для того, чтобы приблизить их к космосу.
Приглашаем спикеров из числа космонавтов, инженеров, которые работали на Байконуре и в конструкторском бюро в Москве. Тех, кто продолжает дело Циолковского и Королева. Одна из таких встреч пройдет 26 февраля на базе аэроклуба в павильоне «Космос». В ней примет участие российский летчик-космонавт Михаил Корниенко, совершивший два космических полета, а также народный художник Беларуси Иван Миско. Ожидаем подписания договоров о сотрудничестве с гимназией № 2 и средней школой № 46 г. Минска.

Кроме того, активно работаем с фондами на территории России. Дело в том, что в музеях, расположенных в соседней стране, находятся подлинники документов, имеющих отношение к космической программе. Однако еще не все архивы рассекречены.
Хочется привлечь к изучению космоса как можно больше людей разных возрастов, но особенно молодежь. Было бы неплохо, если бы в Беларуси появилось самолетное либо вертолетное конструкторское бюро. У нас много компетентных людей.

Как добраться до аэроклуба ДОСААФ
Общественный транспорт: автобусным маршрутом № 34 до остановки «ГСК «Вираж».
Личный транспорт: заезд с МКАД напротив жилого района Степянка и далее по Липковскому проезду до конца.
Это интересно
Первый в Беларуси Музей авиационной техники под открытым небом был создан на базе Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца благодаря творческой инициативе начальника аэроклуба Николая Мочанского и располагался на аэродроме Боровая. Формирование экспозиции началось в 2001 году с четырех экспонатов. К июлю 2009-го здесь было собрано 25 самолетов и вертолетов различных эпох. На пике своего развития экспозиция в Боровой насчитывала почти 40 летательных аппаратов. Затем постепенно их стали перевозить на аэродром Липки, куда позднее перебазировался весь аэроклуб.

Изюминка Музея авиации и космонавтики — павильон «Космос». Он состоит из двух залов, где можно увидеть личные дела и вещи шести космонавтов, в том числе Марины Василевской.
Справочно
В мае поступит тренажер самолета Cessna 172. Он будет действующий. Любой гость сможет почувствовать себя настоящим пилотом, отработав на нем полеты на более чем 50 аэродромов мира.
Читайте также:
- Полет Белки и Стрелки, угон Ту-154 в Пакистан, Иэну Гиллану — 80. Этот день в истории: 19 августа
- К небу и дальше. Журналисты СНГ и ЕАЭС посетили музей авиации и космонавтики
- В столичной школе № 111 открыли музей в честь выдающегося военного летчика
Смотрите также:





























