«Великий сказочник»: в память о Евгении Шварце в Музее кино покажут фильмы по его произведениям
В ретро-кинозале Музея истории белорусского кино с 27 по 31 октября пройдет показ кинопрограммы, посвященной 125-летию выдающегося советского драматурга Евгения Шварца, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
– Ретроспективу составили пять художественных кинолент-экранизаций произведений Евгения Шварца, – говорит руководитель музея Игорь Авдеев. – Это фильмы «Каин XVIII», «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо», «Тень» и «Убить дракона». Все они сняты в советское время, над ними работали прекрасные режиссеры: Надежда Кошеверова, Александр Птушко, Марк Захаров, Эраст Гарин и Хеся Локшина, причем Кошеверова дважды обратилась к творчеству Шварца. Хочу сосредоточить внимание киноманов: мы покажем первую, черно-белую, экранизацию пьесы «Обыкновенное чудо», которую сделали Гарин и Локшина, и у зрителя, хорошо знающего вторую, цветную, Захарова, есть возможность сравнить. В фильмах снялись лучшие советские киноартисты разных поколений: Олег Даль и Людмила Гурченко, Эраст Гарин и Олег Видов, Рина Зеленая и Савелий Крамаров, Андрей Миронов и Зиновий Гердт, Олег Янковский и Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов и Александр Абдулов… Блестящее актерское созвездие, собранное мыслью и талантом Евгения Львовича Шварца.
Годы жизни Евгения Шварца (1896 — 1958) пришлись на несколько войн и революций. Это было самое бурное, самое трудное время в истории Российской империи и СССР, время погромов (Шварц был наполовину еврей, крещеный, о себе говорил: «Я православный, значит, русский»), репрессий, крайне суровых испытаний. От ужасов бытия Шварц… спрятался в сказку.
Долгое время искал себя – сочинял рассказы, стихи и пьесы для детей, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, киносценарии… Медленно прорезался огромный провидческий дар: под видом сказки говорить людям, кто они есть на самом деле, чтобы видели ростки зла в своих душах и искореняли их. Речь о пьесах «Голый король», «Снежная королева», «Тень». Но его по-прежнему считали детским писателем. Более того, в глазах современников он был милым недотепой, рохлей. Мало кто задумывался, что это отважный рохля. Сильный слабак. Мягкий домашний человек, не раздумывая, перемахнул парапет набережной и прыгнул в реку, когда невеста спросила, сможет ли он ради нее сделать это. Многие приятели Шварца были крайне удивлены, когда узнали, что «рохля» служил в Добровольческой армии, участвовал в «Ледяном походе» и при штурме Екатеринодара был тяжело контужен. Из-за последствий контузии его не взяли в ополчение, куда он бросился записываться в 1941-м. Пришлось в блокадном Ленинграде сочинять антигитлеровские пьесы для радио. Кстати, своей лучшей пьесой он считал драму «Одна ночь», показывающую, как жили блокадники. В эвакуации дописал «Дракона». И тогда же, когда еще шла война, принялся за пьесу, к которой никак не мог придумать название: «Медведь», «Веселый волшебник», «Безумный бородач»… В итоге вышло «Обыкновенное чудо». Последнее большое произведение драматурга, законченное незадолго до смерти, – это «Повесть о молодых супругах», пьеса о настоящей любви.
Из всего, что написал Евгений Шварц, как минимум, три пьесы-сказки абсолютно гениальные: «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». А ведь есть еще удивительная «Телефонная книжка», наполненная воспоминаниями и литературными портретами современников…
Шварц пережил свое лихое время. Его пьесы вошли в золотой фонд мировой литературы. А фразы – в наш лексикон. Мы уже даже не задумываемся, откуда это: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником?», «Тень, знай свое место», «Влюбляться полезно»… Вполне возможно, что из всей советской драматургии до следующего века доживет только Шварц с его тонкими и одновременно глубокими сказками.
Посмотрим фильмы по Шварцу – заглянем в самих себя.
Смотрите также: