«Война супника», фильм «Возрождение», Кашпировский «дает установку». Этот день в истории: 8 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1784 год. Конфликт между нидерландской Республикой Соединенных провинций и Священной Римской империей, вошедший в историю как «война супника»
Такое название конфликт получил потому, что единственный выстрел, сделанный в этой войне, угодил в котелок с едой.
Причины конфликта уходили корнями в прошлое. В результате многолетней борьбы северные провинции Нидерландов создали собственную республику и в 1648 г. оформили свою независимость де-юре, в то время как южные (ныне — Бельгия и Люксембург) остались в составе Испании, а после стали частью Священной Римской империи. Установленные государственные границы пролегали так, что Северные Нидерланды могли свободно пользоваться рекой Шельдой для судоходства и активно развивали морскую торговлю, в то время как южным доступ к ней был закрыт.
В 1784 г. император Иосиф II решил положить конец такому положению дел и потребовал беспрепятственного прохождения кораблей Священной Римской империи через устье Шельды. Будучи уверенным, что северные соседи не посмеют этому возражать, император отправил туда три торговых судна во главе с флагманом Le Louis.
Однако Северные Нидерланды не собирались молча проглотить эту пилюлю. Императорские корабли были встречены выстрелом с отправленного им на перехват быстроходного военного корабля Dolfijn. Ядро угодило во флагманский корабль и разнесло на нем супницу с приготовленной едой. Экипаж Le Louis тут же капитулировал.
Потеряв свой флагман, взбешенный император отправил в Нидерланды войска. Бравые солдаты захватили давно заброшенный форт Лилло (ныне часть Антверпена), который к тому времени использовался только как огород, подорвали стоявшие там плотины и спровоцировали наводнение. На том боевые действия и завершились.
При посредничестве Франции начались переговоры о мире. Кончилось тем, что Шельда так и осталась закрытой для судов империи, но Южные Нидерланды получили за это денежную компенсацию.
1889 год. В селе Кондоль (ныне Пензенский район) родился Иван Мозжухин, выдающийся русский актер эпохи немого кино
В семье он был младшим из четырех братьев. С детства играл в народном – теперь областном драматическом – театре в Пензе. В семнадцать лет пошел учиться в Московский университет на юриста. Но через два года стал актером.
Считается, что первым фильмом Мозжухина-актера была «Крейцерова соната», выпущенная студией Ханжонкова в 1911 г. Потом были роли в фильмах «Оборона Севастополя», «Домик в Коломне», «Ночь перед Рождеством». В снятой по сценарию Валерия Брюсова картине «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет навеки сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает ее, чтобы забальзамировать. Именно в этой ленте впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино. Актер обладал уникальной способностью – мгновенно наполнять глаза слезами.
Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, а сам он стал кинозвездой. «Ты моя радость, ты моя гордость, все мне завидуют за тебя, – писал Илья Иванович сыну-актеру. При этом родитель жаловался, что увидеть сына теперь можно только на экране. Да и то не всегда, так как «картины твои идут в Пензе и Петровске, а пешком идти ноги отказываются…»
В 1919 г. Мозжухин с женой Натальей Лисенко, тоже актрисой, были на съемках в Крыму. Вместе с группой других лиц не пролетарского вида они были арестованы и быстрым судом приговорены к высшей мере. Повезло, их не расстреляли. Один офицер из расстрельной команды оказался поклонником мозжухинского таланта. Испытывать судьбу в другой раз Мозжухин не стал: в следующем году они с супругой покинули Россию.
Поселившись под Парижем, Иван Ильич снялся в двух десятках лент немого кино. Слава его была такой, что многие во Франции в честь него называли своих детей. После выхода успешного французского фильма «Казанова» с Мозжухиным в главной роли русские эмигранты открыли в Париже кафе с таким же названием, существующее до сих пор.
А потом актера позвали в Голливуд. У «фабрики грез» свои стандарты: Мозжухина заставили сменить имя – он стал Джоном Москиным – и подкорректировать внешность – в результате пластической операции был уменьшен выдающийся мозжухинский нос. Будучи «стандартизированным», актер утратил былую популярность. Более того, по контракту он должен был играть роли, которые ему предлагали. А предлагали зачастую то, от чего его коробило.
По мнению ряда историков, а также близких друзей актера, в частности Александра Вертинского, приглашение в США было планом голливудских «китов» киноиндустрии, цель которого «ликвидация» Мозжухина из европейского кинематографа. Ведь стоимость проката голливудских фильмов в Европе после его отъезда сразу выросла.
С приходом звукового кино звезда Мозжухина закатилась окончательно. Сильный акцент и тембр голоса, плохо получавшийся при записи, не позволили ему продолжать карьеру. Единственной его удачей в звуковом кино считается фильм «Сержант Икс» (1932), где он играет русского, который постепенно осваивает французский язык.
Умер Мозжухин в 1939 г. в Париже, заразившись туберкулезом. Его брат Александр писал: «Кончил он свою жизнь печально, почти что в нищете, живя последнее время на подаяния «друзей», которые окружали и обирали его во время его блестящей карьеры, когда он зарабатывал миллионы…»
1944 год. Тысячи минчан выходят на работы по восстановлению разрушенного войной города
Третьего октября состоялась сессия Мингорсовета, участие в которой приняли представители партийных, комсомольских, общественных организаций, профсоюзов, воинских частей. На ней было принято постановление о привлечении всего трудоспособного населения столицы к участию в работах по разборке разрушенных зданий, очищению строительных площадок, добыче из развалин стройматериалов (кирпича, железных балок и т. д.).
С этого момента стали проводиться организованные массовые воскресники. Первый состоялся 8 октября 1944 г. В нем приняли участие около 30 тыс. горожан. Руководимые уличными комитетами, люди разбирали завалы на улицах, рабочие восстанавливали свои заводы, служащие – свои учреждения. Только за один этот день, согласно информации ЦК КП(б)Б, было «разобрано, очищено от раствора и сложено в штабеля 1 млн 316 тыс. штук кирпича, выбрано кирпичного боя и уложено в штабеля – 2 056 кубометров, бутового камня – 403 кубометра, собрано металла – 1 065 тонн, очищено площади 15 500 кв. м».
1979 год. Премьера на советском телевидении пятисерийного публицистического фильма по книге Леонида Брежнева «Возрождение»
Демонстрация первой серии началась вечером 20 мая, как раз в день возвращения генерального секретаря из ГДР, куда он совершал визит по случаю 30-летия образования этого государства.
Фильм был поставлен земляком Брежнева режиссером Евгением Рябко на студии «Укртелефильм». Закадровый текст проникновенно читал актер Вячеслав Тихонов. В фильме звучала песня Георгия Мовсесяна на стихи Виктора Гина «Родная страна» в исполнении Иосифа Кобзона. Одна из газет по поводу этой премьеры писала: «Не часто фильм или телепередача дают такую душевную, нравственную нагрузку».
Трилогия Брежнева «Малая Земля. Возрождение. Целина» появилась в 1978 г. И сразу книги пошли в печать гигантскими тиражами, по ним стали снимать фильмы, записывать пластинки. Мемуары Брежнева обсуждались по всей стране.
В эпоху перестройки все это брежневское наследие было безжалостно отправлено в утиль. В итоге сегодня про фильм «Возрождение» практически нет никакой информации, в том числе в интернете. Википедия сохранила лишь имена тех, кто над ним работал. Точнее, тех из них, кто удостоился в 1980 г. за этот фильм Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Это авторы сценария Владимир Барсук и Альберт Путинцев, операторы Александр Бузилевич и Виктор Кущ, а также ведущий – Вячеслав Тихонов.
А вот песня «Родная страна», казалось бы, забытая вместе с фильмом, оказалась востребована через 45 лет. На параде 9 мая 2024 г. на Красной площади в Москве она прозвучала в исполнении сводного оркестра военных музыкантов:
За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценою:
Четыре страшных года на плечах
Пронес не кто-нибудь, а мы с тобою.
Недаром, недаром во все времена
Победа приходит в сраженье.
Родная Отчизна, родная страна,
Мы славим твое возрожденье!..
1989 год. На первом канале Центрального телевидения выходит первая передача «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского»
Ее показали в воскресенье вечером. Последующие выпуски, в ходе которых Кашпировский якобы удаленно лечил телезрителей, выходили также по воскресеньям с периодичностью раз в две недели. Фразу «Даю установку!» ждали, затаив дыхание. Во время сеансов люди покорно раскачивались, мотали головами, прикладывались к экранам больными местами, а многие даже ставили заряжаться банки с водой. Последнее было явно не по адресу – воду заряжал Чумак, другой целитель. Но на всякий случай ставили.
Так Кашпировского узнал весь Союз. В одночасье выпускник Винницкого мединститута, 28 лет проработавший в местной психиатрической больнице, превзошел по популярности столичных кинозвезд. Шесть передач украинского кудесника, одним лишь голосом и взглядом исцеляющего людей, собрали аудиторию в 300 млн человек из страны с лучшим в мире образованием.
Председатель Гостелерадио СССР в те годы Михаил Ненашев вспоминал: «В период величайшей политизации и раздражения мы пустили целый ряд программ, направленных на утешение, — Анатолия Кашпировского, Аллана Чумака. Но очень скоро от того же Кашпировского пришлось отказаться, поскольку стало ясно, что это прохиндейство чистой воды».
А между тем «сеансы здоровья» Кашпировского» стали хитом не только в Советском Союзе, но и в других государствах соцблока. Передачу показывали даже во Вьетнаме, сопровождая субтитрами. А польское телевидение удостоило Кашпировского престижной премии Wiktory за самое популярное шоу года.
В отличие от Аллана Чумака, Юрия Лонго и других целителей, во множестве расплодившихся в то время, Кашпировский не выдавал себя за человека, обладающего чудодейственными свойствами. Он упирал на то, что все его действия – наука. Говорил, что вовсе не лечит людей, а просто «активирует внутренние резервы организма, программируя их на самоисцеление». По его словам, «вся аптека, вся таблица Менделеева» уже содержится в теле человека. Достаточно лишь подтолкнуть его мозг к тому, чтобы начать выделять необходимые вещества. А подтолкнуть, мол, он умеет.
Кашпировский признавал, что попал в телевизор благодаря перестройке, которая происходила и в советской журналистике. Его путевкой на большой экран стала программа «Взгляд», изменившая представление советских граждан о стране и самих себе.
«Я часто выступал на разных площадках в Москве. И однажды ко мне подошел мужчина и говорит: «А вы могли бы ваши идеи осуществить по телевидению?» Это был Владислав Листьев. Я говорю: «Могу». Мы познакомились. Он свел меня с редактором программы «Взгляд», — рассказал в одном из интервью Кашпировский. Так все и началось…
Читайте также:
- Как умер сталинский генпрокурор, и кто написал «Олесю» и «Малиновку». Этот день в истории: 22 ноября
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- Куда исчезли экспонаты картинной галереи БССР, и как умер Мессинг. Этот день в истории: 8 ноября