Возглавлял ассоциацию пролетарских писателей и стал прототипом одного из персонажей Булгакова. Жизненный путь Леопольда Авербаха
Полуграмотный сын мещанина из Могилевской губернии Леопольд Авербах в 1926–1932 годах верховодил в литературных кругах и угодил в прототипы одного из персонажей Булгакова. О жизненном пути генсека Российской ассоциации пролетарских писателей — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Семейный клубок
Для литературного критика Леопольда Авербаха, прообраза Михаила Берлиоза из произведения «Мастер и Маргарита», фигурально выражаясь, Аннушка пролила масло еще в 1932 году. Когда закрыли Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), которую он возглавлял, Сталин сказал с трибуны: «Вот тут этот был — как его? — Авербах, да. Сначала он был необходим, а потом стал проклятьем литературы». Не зря же Булгаков в своих писательских фантазиях прямо в начале романа отрезал ему голову колесной парой трамвая.
Отец Авербаха Леонид Николаевич владел маленькой типографией в местечке Круглое Могилевской губернии, но потом перевез семью в Саратов, где будущий литературный критик Леопольд появился на свет в 1903-м. Переезд пошел на пользу. Леонид Николаевич на новом месте стал владельцем пароходства. Судя по всему, он отличался прозорливостью и в советские времена возглавлял «Интурист» в Ленинграде.
До 1937 года, когда его арестовали. Детство у Леопольда было сытое и счастливое — на монархию поводов обижаться не имелось. Да и при новой власти семейный клубок свернулся самым благоприятным образом. Его мать Софья являлась родной сестрой Якова Свердлова, первого председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета. Другой ее брат, Зиновий Свердлов, в силу семейных обстоятельств был усыновлен писателем Максимом Горьким. Сестра Леопольда Ида в свое время вышла замуж за будущего народного комиссара внутренних дел СССР Генриха Ягоду. Да и сама работала помощником прокурора Москвы. Чтобы окончательно закрепиться в новой элите, Авербах женился на дочери секретаря Ленина Елене Бонч-Бруевич.
Еще в 5-м классе гимназии Леопольд ушел на комсомольскую работу. Совершенно юным, в 16 лет, стал членом ЦК комсомола (именно ЦК! Это не описка). А в 17 лет, в 1920-м, уехал в Германию по линии Коммунистического интернационала молодежи.
Новые вводные
С одной стороны, Всероссийская перепись населения в 1920 году выявила в стране 54 млн безграмотных, что составляло 60 % населения. С другой — книга оставалась одним из главных инструментов идеологии. Все, кто умел читать, делали это. Никаких развлечений, кроме синематографа, чтения и театра, не существовало. Между тем советской литературы на заре власти СССР тоже не было, ее требовалось создать.
После возвращения Авербаха из Германии Троцкий, приметив решительность и изворотливость юноши, назначил его главным редактором журнала «Молодая гвардия». Потом молодой человек перешел на ту же должность в журнал «На литературном посту». Гимназист-недоучка был, конечно, малограмотен — его тексты правила группа корректоров. В связи с этим, обыграв имя Леопольд, в редакции за глаза его называли Ляпой. Однако все пробелы в образовании компенсировались деловой хваткой, наглостью, талантом изощренного демагога и манипулятора.
При участии Авербаха создали Российскую ассоциацию пролетарских писателей — РАПП. Литераторов поделили на пролетарских и попутчиков. По новым вводным руководства в лице Леопольда, в творчестве нужно было не столько проникать во внутренний мир героя, сколько отражать классовые идеалы.
По примеру Ленина, утверждавшего, что каждая кухарка может управлять государством, Авербах считал: каждый пролетарий способен стать писателем. В литературе возникли шариковы, начавшие травлю творцов. Пильняка, Ахматову, Мандельштама, Платонова смешивали с грязью.
В РАПП появились такие авторы, как Александр Безыменский, прототип Ивана Бездомного из романа Булгакова. Пример поэзии: «ВЧК! ВЧК! ВЧК! Нашей воли глаза и рука». К новому течению примкнули и старые поэты-приспособленцы. Например, Демьян Бедный сочинял стихи о сносе храма Христа Спасителя: «Под ломами рабочих превращается в сор безобразнейший храм, нестерпимый позор». В городах и деревнях объявляли конкурсы литературного ударничества. Вымпел получали группы, быстрее всех создававшие советские идеологические сборники. Но в основном авторы новой волны не писали, а критиковали в газетах более одаренных коллег. Как отмечал Бабель: «На одну поющую птицу приходится три клюющие». А Лев Гумилевский уточнял: «Молодые люди в штатских френчах быстро размножались. Довольно скоро они захватили редакции и издательства. Сами ничего не писали или писали плохо, прикрываясь цитатами, смысла которых часто и не понимали, но считали своим призванием воспитывать и перевоспитывать взрослых людей». Юрий Олеша прозвал Авербаха литературным фельдфебелем.
Враг увековечил
Сталин понимал, что Булгаков талантлив. На спектакле «Дни Турбиных» во МХАТе он бывал не менее десяти раз. Но не как почитатель таланта, а от того, что пьеса написана на основе романа-реквиема «Белая гвардия», где герои признают свое поражение. Правда, пьесу «Бег» почти на ту же тему в 1929-м запретили.
Авербах, используя фамилию Михаила Афанасьевича, выдумал целое направление, утверждая, что «булгаковщину» нужно добить во имя становления советской прозы. «Булгаков не рядится даже в попутнические цвета, — говорил он. И предупреждал: — Не только наша критика и библиография, но наши издательства должны быть настороже!» Благо повести «Похождения Чичикова» и «Дьяволиада» издали до эпохи Авербаха. До периода его всевластия в РААП появился и спектакль, который любил Сталин, а также постановка «Зойкина квартира». В остальном стараниями Леопольда и его подпевал Булгаков для своих современников не стал широко известным автором. Повесть «Собачье сердце» 1925 года впервые опубликовали в СССР только в 1987-м. Правда, ранее можно было найти версии самиздата. Повесть «Роковые яйца» напечатали, но тираж изъял Авербах.
К 1932 году вождю надоел раскол среди литераторов. Через брата матери Зиновия Леопольд был знаком с Максимом Горьким и стал одним из тех, кто уговорил классика вернуться в Москву. Предполагалось, что придуманный Сталиным Союз писателей СССР возглавит уважаемый коллегами литератор. Так и получилось — в 1934-м первым руководителем писательской организации стал Горький. Авербаха неожиданно для него выбросили за борт. Вождь любил собственных выдвиженцев, а не тех, кто взлетел без его помощи. Но до смерти Горького в 1936 году и задержания Ягоды в марте 1937-го Леопольд оставался на плаву. Ему покровительствовали. Арестовали его в апреле 1937-го вслед за бывшим наркомом НКВД, мужем сестры. 14 августа того же года Авербах был расстрелян. По другим данным, он бросился в тюремный лестничный пролет. Мог ли Леопольд подумать, что именно Булгаков подарит ему вечную жизнь в лице Берлиоза в самом начале романа «Мастер и Маргарита». Персонаж погибает, но оживает вновь и вновь, когда мы перечитываем произведение.
Еще материалы рубрики:
«Муля, не нервируй меня!» Почему Фаина Раневская презирала тех, кто говорит эту фразу
Трагедия семьи, мистика, ранняя слава, угроза тюремного заключения. Что мы знаем о Вайноне Райдер
Как нищий парень из Гродненской губернии стал Героем СССР. История полярника и радиста Кренкеля
В 15 впервые попробовала белый хлеб. Тернистый путь к славе советской актрисы Любови Виролайнен
Первый в СССР дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец так и не получил «Золотую звезду»
Смотрите также: