«Я буду жить!» Истории детей, которым пересадили почки
В Беларуси операции по трансплантации почки детям проводят только в Минске, в 2-й детской больнице. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в этой клинике.
— Наша история началась 12 лет назад, когда 23 мая появился на свет Доминик, — рассказывает мама мальчика Ольга Стасяк. — Еще до рождения сына врачи меня предупредили, что у него серьезные проблемы со здоровьем. Первый раз мы попали в 2-ю детскую больницу уже через два дня после появления ребенка на свет. Тогда доктор Виталий Дубров спас Доминику жизнь. И это не громкие слова. Он наш ангел-хранитель. В то время нам никто не давал оптимистичных прогнозов, все говорили, что сразу же уйдем на диализ (один из видов почечно-заместительной терапии. — Прим. авт.). Но благодаря Виталию Игоревичу наш сын почти 12 лет прожил со своими почками. В первые полгода жизни Доминика доктор сделал ему несколько операций. Это позволило продлить работу этого органа. Да, были определенные сложности, однако ребенок дожил до пересадки.
Трансплантацию почки Доминику выполнили 9 мая 2023 года. Операция состоялась под руководством Виталия Дуброва, оперировал врач-уролог Алексей Кобяк. Все прошло успешно. Наша семья благодарна всей команде, которая работала в операционной, специалистам отделения реанимации, урологии, нефрологии. Хорошо, что на нашем пути встретились такие прекрасные люди! Этот день, 9 мая, стал началом новой жизни для Доминика и для нашей семьи, а она у нас большая! С мужем воспитываем троих сыновей: старшему, Даниэлю, 14 лет, младшему, Роману, почти 8 лет, Доминик — средний ребенок.
Свой день рождения Доминик встретил в реанимации, но врачи разрешили принести ему туда шары, конструкторы… В общем, сейчас у нас все чудесно. Ребенок прибавил уже 3 кг, у него изменился цвет лица — мальчик порозовел, ушли синяки под глазами, все заживает. Шов ювелирный. У хирургов золотые руки.
— Я буду жить и радоваться жизни! — восклицает Доминик, взрослый не по годам. — И вкусно кушать. А ведь я мог умереть.
— До пересадки сын находился на строгой диете, без соли, белка, было много запретов по питанию, — поясняет Ольга. — Понятно, что сейчас нельзя пускаться во все тяжкие, но иногда можно позволить что-то вкусненькое. Например, Доминик попросил бургер — мечтал его попробовать, — и мы ему купили… А вообще он натура творческая, активная. Уже пытается бегать по коридорам больницы, да так, что невозможно остановить.
С донорской почкой теперь и 15-летний Роман Федоров.
— Пересадку мне сделали 5 мая, — говорит он. — Чувствую себя хорошо. Если сравнить с тем, как жил раньше, то вообще отлично! Спасибо всем, кто за меня переживал и кто меня спасал. Я благодарен врачам, которые помогали бороться, а также хирургам, давшим мне вторую жизнь! Сейчас побыстрее бы попасть домой, где меня любят и ждут. Теперь, после операции, можно и помечтать… Хочу поступить в кулинарный колледж на повара-кондитера. Меня очень привлекает эта профессия.
Наталья Тур, заведующая педиатрическим отделением № 1 для нефрологических больных:
— Дети находятся под нашим медицинским наблюдением до и после трансплантации почки. Что касается послеоперационной реабилитации, здесь главное, чтобы не случилось отторжения донорской почки. Поэтому мы подбираем пациентам иммуносупрессивную терапию. К слову, у детей, в отличие от взрослых, основная причина появления терминальной стадии хронической почечной недостаточности — врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей. Эти два мальчика, Доминик и Роман, — классический пример. Первые признаки почечной недостаточности у них появились с рождения. Оба пережили множественные урологические операции. Мальчишки сильные, с железным характером, никогда не жалуются! После операций почки у них заработали сразу. Сейчас этих ребят не отличить от здоровых людей. Какой они будут вести образ жизни в дальнейшем? Такой же, как и их сверстники.
Виталий Дубров, заведующий урологическим отделением 2-й городской детской клинической больницы, руководитель Республиканского центра детской урологии, кандидат медицинских наук:
— В Беларуси первые операции по трансплантации почки ребенку провели в апреле 2009 года. С тех пор в республике выполнили 225 пересадок. Это довольно сложные операции, как, впрочем, и последующая реабилитация. Сначала их делали ребятам постарше, сегодня же пересаживаем почки малышам от 1 года, весом от 10 кг. Результаты хорошие. Особенность детской трансплантации заключается в том, что для ребенка-реципиента лучшим трансплантатом является орган взрослого человека. Конечно, возникают определенные трудности, в частности по несоответствию размеров, так как пересаживаем ребенку довольно крупный орган, однако для этого используем специальные технические методики, которые позволяют расположить почку так, чтобы ей было комфортно в детском организме.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: