За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову
Об увлекательной истории создания и неизвестных фактах о культовой кинокартине «Родня» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино?
Деревенская жительница Мария Коновалова приезжает в город навестить дочь и внучку. Не понимая городского уклада жизни, героиня тщетно пытается всех примирить и образумить. Но это получается у нее далеко не всегда.
Никита, что делаешь?
В 1978 году сценарист Виктор Мережко посмотрел фильм «Трясина», где одну из ролей потрясающе сыграла Нонна Мордюкова. Режиссер Григорий Чухрай познакомил литератора с актрисой. Он заметил, что Нонна Викторовна — женщина особого склада характера, и решил непременно написать сценарий под ее типаж. Вспомнил, как с его тещей однажды произошла удивительная история. Она поехала в Минск разыскивать по какому-то делу бывшего мужа и оказалась в водовороте событий. Сначала ее оштрафовали на 5 рублей, так как в белорусской столице, в отличие от многих городов СССР, было не принято перебегать на красный свет. Потом она перепутала улицы Я. Мавра и Я. Купалы и заблудилась. Да и у бывшего супруга все оказалось не так гладко: отставной военный пил, а не работал завбазой, как сообщал ранее. В общем, поездка выдалась насыщенной. Мережко оттолкнулся от этого личного опыта родственницы, использовал его в сценарии.
Нонна Викторовна прочла его за ночь. Предлагаемая роль привела ее в восторг. Актриса позвонила Мережко и сказала, что за это должен взяться Михалков. Надо понимать, что 35-летний красавец, снявший к тому времени шесть фильмов, один лучше другого, для многих коллег, особенно женского пола, был небожителем. И Мордюковой не терпелось с ним поработать. Она сняла трубку и позвонила легенде.
— Привет, Никита. Что делаешь? Это Нонна!
— Поливаю помидоры на даче.
— Есть интересный сценарий Витьки Мережко, ты обязательно должен его прочесть.
— Приноси, попробую.
Надо сказать, несмотря на большую для молодого режиссера фильмографию, Никита Сергеевич на тот момент ни разу не снимал кино о современности. Действия в его картинах происходили в далеком прошлом. Он считал, что настоящее пока не переосмыслено, поэтому рано о нем судить.
Сценарий он прочел, но колебался. В итоге дал добро с условием, что литературную основу адаптирует на свой вкус.
Вишенка на торте
На роль Марии Коноваловой, конечно же, утвердили Мордюкову. Ее зятем Стасиком стал на экране талисман режиссера Юрий Богатырев, снявшийся на тот момент во всех его фильмах. С остальной командой он решил пойти непривычным путем — взять актеров, с которыми никогда ранее не работал. Боялся, что если пригласит Калягина, Стеблова, то получится что-то из уже сделанного ранее. На роль Нины, дочери Марии, он позвал Светлану Крючкову, а сыграть попутчика героини инженера Ляпина попросил Андрея Петрова.
Неожиданным для всех выбором стал Иван Бортник. На сыгранную им роль Вовчика, бывшего мужа Марии, сначала звали Олега Борисова. Интересно, что Бортник приехал на место съемок на 10 дней раньше других, чтобы приручить местных дворовых собак. И когда в своей сцене он, пьяненький, садится на дворовые качели, собаки к нему сбегаются со всей округи, и это завораживает.
Иришку, внучку Марии, должна была сыграть дочь Мережко. Но Михалков хотел от девочки озорства и резких движений. Поэтому мальчика Федю Стукова переодели девочкой, и он прекрасно справился с задачей.
В эпизодических ролях снялись будущие звезды. Кирилла, сына Вовчика от второго брака, сыграл студент Олег Меньшиков. Его друга — Сергей Газаров. Будущий режиссер Владимир Хотиненко стал в кадре мотоциклистом Вареником. Вишенка на торте — Михалков и Адабашьян в роли официантов в ресторане и оператор Павел Лебешев в образе повара.
Сердце не выдержало
Мережко предложил снимать в Днепропетровске, там жил его брат. Город, утопающий в зелени, особенно красив летом. Начали в 1980-м. Единственное, их умоляли, чтобы в кадр не попал стратегический объект — завод «Южмаш».
С первых съемочных дней между Мордюковой и Михалковым начались конфликты. Актриса представляла персонаж ухоженной женщиной, пользующейся косметикой и одевающейся со вкусом. Михалков настаивал на обратном образе: тетка с базара с двумя железными фиксами и короткими завитушками на голове. Споры дошли до того, что актриса покинула площадку. Режиссер попросил Мережко шепнуть Мордюковой, что на ее роль позвали схожую по типажу Римму Маркову. Этот слух вернул актрису на площадку, а Маркова сыграла администратора гостиницы.
Еще один конфликт между опытной исполнительницей и молодым дарованием случился на съемках финальной сцены прощания Марии с персонажем Бортника. У нее не получалось сказать с нужной эмоцией «Эх, ты». Тогда режиссер специально прилюдно оскорбил ее, чтобы у той дрогнул голос. Артистка впала в ступор от обиды и сыграла всё идеально. Потом они мирились, выпивали и плакали.
И еще одно чрезвычайное происшествие было связано с Мордюковой. Сцену ее танцев в ресторане с Юрием Богатыревым репетировали много раз и снимали долго. Сердце Нонны Викторовны не выдержало, случился приступ, и скорая помощь увезла ее в клинику. Работа остановилась на три дня, пока состояние актрисы не нормализовалось.
Последние сцены картины — проводы в армию на вокзале. Сбор юных призывников Михалков решил запараллелить с кадрами военной колонны. В кузовах машин солдаты, уезжающие в неизвестность. К лету 1980-го война в Афганистане шла полгода, и режиссер намеревался таким образом выразить протест. В Госкино СССР потребовали вырезать военных, также внесли еще 26 правок. Например, героиня Мордюковой входила в вагон СВ, видела ковровую дорожку и снимала обувь. Это сочли перегибом и попросили удалить. Михалков согласился с замечаниями, но убирать эпизод с проездом солдат отказался. Фильм полтора года пролежал на полке. За это время многих коллег Михалкова, включая Данелию, начальство просило перемонтировать ленту. Но все отказались. Как всегда, помог случай. Председатель КГБ Андропов у себя на даче посмотрел картину, позвонил министру кинематографии и поблагодарил. Фильм вышел в прокат в 1982-м.
Мнения зрителей разделились. Одни считали это взглядом на простых людей из окна «Мерседеса» Михалкова, а такая машина — невероятная по тем временам роскошь — имелась у постановщика. Другие пришли в восторг, ведь в безусловно талантливом кино есть и смех, и слезы, и любовь.
Еще материалы рубрики:
«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей
Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке
«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию