За что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим
Председатель совета ветеранов городской ГАИ Константин Андрончик, прослуживший в дорожной милиции без малого 30 лет, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», за что в СССР минскую ГАИ ставили в пример другим.
На передовой
— С 1978 по 1984 год белорусским МВД руководил Геннадий Жабицкий. Это был интеллигентный, благородный и отзывчивый человек, — вспоминает Константин Максимович. — В этом мне довелось убедиться лично. В то время я командовал батальоном дорожно-патрульной службы столичной Госавтоинспекции. В Национальном архиве Республики Беларусь хранятся сведения о Жабицком. Он родился 2 мая 1933 года в деревне Борок Сенненского района Витебской области в крестьянской семье. После школы поступил в БГУ на юридический факультет, в 1955-м окончил вуз с отличием. Занимал должности первого секретаря ЦК ЛКСМБ, заведующего отделом административных органов ЦК КПБ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР и БССР. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, золотой медалью Министерства иностранных дел Германской Демократической Республики, знаком «Заслуженный работник МВД», медалью «За освоение целинных земель».
Константин Максимович не без гордости вспоминает: на рубеже 70–80-х годов прошлого столетия работу белорусской милиции ставили в пример республикам бывшего Советского Союза. И в этом была немалая заслуга Геннадия Жабицкого. Именно тогда в ГАИ стали разрабатывать тактику и стратегию управления транспортными потоками столицы, готовить для органов власти предложения, схемы и проекты научно обоснованных градостроительных решений по развитию улично-дорожной сети, отдельных транспортных развязок и узлов. Широкое распространение получило регулирование движения на отдельных магистралях по принципу зеленой волны и другое. 2 октября 1978-го в столице БССР открылась первая в республике станция диагностики.
А двумя месяцами ранее Минск посетил министр внутренних дел Советского Союза Николай Щелоков. Почетную грамоту за подписью главы милицейского ведомства все эти долгие годы бережно хранит Константин Максимович.
— Такое внимание к белорусской столице не было случайным, — подчеркивает собеседник. — В то время Минск по праву признавали самым культурным городом в СССР в плане соблюдения ПДД. Сотрудники столичной ГАИ отличались строевой выправкой, интеллигентностью, эрудицией. За сравнительно короткий промежуток времени нам удалось заметно укрепить дисциплину среди участников дорожного движения и при этом сократить количество ДТП. В охране общественного порядка участвовали дружинники, углублялись связи органов внутренних дел со средствами массовой информации, общественными формированиями. Передовой опыт Минска, где на высоком уровне обеспечивали безопасность дорожного движения, перенимали в других регионах Советского Союза. С подачи центральных газет в обиход вошла фраза: «Минский феномен». Часто можно было наблюдать подобную картину: на светофоре для пешеходов — красный свет, и люди терпеливо ждут, когда загорится зеленый. Ожидают, даже если машин поблизости нет. Приезжих это очень удивляло…
«Разрешите обратиться»
— Комбат столичной автоинспекции не был вхож в генеральскую элиту — не тот уровень. Однако по долгу службы сталкиваться с министром Жабицким мне доводилось не раз, — отмечает ветеран ГАИ. — Однажды он помог мне решить житейскую проблему. Но обо всем по порядку…
Константин Максимович приводит в качестве примера такой случай. В клубе имени Дзержинского проходило мероприятие с участием первых лиц республики. На улице Комсомольской сотрудники ДПС организовали дежурство. Недалеко от подъезда остановился автомобиль, в котором находилась заместитель председателя Совета Министров БССР Нина Снежкова.
— Неожиданно для себя я подошел, открыл дверь и подал руку даме, — вспоминает собеседник. — На что Нина Леоновна заметила министру внутренних дел: «Вот, Геннадий, каких элегантных и воспитанных офицеров ты отобрал к себе в команду. Казалось бы, мелочь — открыл дверь и подал руку, — а как приятно! Горжусь вашими воспитанниками».
Рассказывает Константин Андрончик и о таком прецеденте. После успешного эскортирования и последующих проводов зарубежной делегации Геннадий Жабицкий пожал инспекторам ГАИ руку и, обращаясь к комбату, распорядился представить утром проект приказа о поощрении сотрудников эскорта.
— «Вопросы есть?» — спросил министр. У меня сорвалось: «Есть, товарищ министр». «Вот завтра и озвучишь», — ответил генерал. Ночь я не мог уснуть. Как изложить свою проблему? Дело в том, что за два дня до приезда делегации я должен был получить ордер на квартиру. Но мне его не выдали, поскольку метраж выделяемого жилья превышал установленную норму. В назначенное время я прибыл в кабинет министра. Геннадий Николаевич вышел из-за стола, пожал мне руку и предложил присесть. Отложив в сторону проект приказа, он спросил: «А вопрос-то у тебя какой?» Я изложил ситуацию. Выслушав, Жабицкий набрал номер председателя Минского горисполкома Георгия Таразевича. Глава города категорически заявил: нет оснований выделять Андрончику такую жилплощадь. Тогда министр сказал, что МВД в будущем отказывается от одной однокомнатной квартиры, чтобы компенсировать лишние метры выделяемого жилья комбату. В итоге мне выписали ордер… — вспоминает Константин Максимович.
Умер Геннадий Жабицкий 21 апреля 2001 года, похоронен на Восточном кладбище. Бывшего министра и сегодня с теплотой вспоминают в кругу ветеранов городской ГАИ. Увековечено имя генерал-майора милиции в книге «Дорожный патруль», автором которой выступил Константин Андрончик.
У родственников министра имеется один экземпляр издания с подписью: «От благодарного ученика и автора книги в знак памяти и признательности за уроки профессионального мастерства, добра и справедливости, поддержку службы, сотрудников и всех добрых начинаний.
Фото из архива Константина Андрончика
Еще материалы рубрики:
Человек энциклопедических знаний. Малоизвестные факты о Ефиме Шифрине и его творчестве
«Муля, не нервируй меня!» Почему Фаина Раневская презирала тех, кто говорит эту фразу
Трагедия семьи, мистика, ранняя слава, угроза тюремного заключения. Что мы знаем о Вайноне Райдер
Как нищий парень из Гродненской губернии стал Героем СССР. История полярника и радиста Кренкеля
Смотрите также: