ЗАЛ ОЛИМПИЙСКОЙ СЛАВЫ. Янина Провалинская-Корольчик — о детстве в деревне и знакомстве с мужем
Приближение Нового года и тем паче католического Рождества в ее семье всегда ощущалось по-особому. Кроха, названная Яниной, появилась на свет 26 декабря, и можно представить, как были счастливы мама с папой.
Малышка выросла, превратилась в статную темноволосую красавицу и не переставала радовать родных и близких, став звездой королевы спорта — легкой атлетики, олимпийской чемпионкой Сиднея-2000 в толкании ядра. Поздравив Янину Провалинскую-Корольчик с наступающими праздниками, мы попросили ее поделиться самыми яркими новогодними воспоминаниями.
Истопи ты мне баньку по-белому
— Вы знаете, — улыбается знаменитая спортсменка, — ничего такого необычного, пожалуй, и не вспомню, в лифте я уж точно никогда не застревала! Правда, была у нас с мужем традиция: перед Новым годом отправлялись из Минска в гости к его маме, жившей в Орше в частном доме, рядом с которым Володя построил баньку. Попарившись от души, погрев косточки, мы вместе с родственниками садились за стол. У Анастасии Матвеевны всегда стояла живая и нарядная елка. К сожалению, около четырех лет назад ее не стало…
— В детстве вам с братом тоже ставили елку?
— Конечно! Папа ходил за ней в лес, а мне под Новый год всегда приносил с работы замечательный подарок с конфетами, мандаринами — до сих пор помню их аромат. Ставили елку еще до Рождества. Правда, когда я была совсем маленькой, отмечать его, наверное, запрещалось, но потом оно стало нашим главным семейным праздником. На стол выставлялась всякая домашняя вкуснятина: полендвица, кумпяк, «пальцем пиханная» колбаса — пальчики оближешь!
— Вы жили в деревне, значит, живность держали?
— Да, у нас были корова, кабанчики, домашняя птица. Мы жили в обычном деревенском доме. Я, конечно, помогала маме по хозяйству — то воды принести, то дорожки от снега почистить. Весной нужно было разбросать навоз в огороде, собрать камни, летом — прополоть свеклу, окучить картошку, заготовить сено, солому. Словом, работы хватало.
— Привычка к физическому труду и закалка вам помогали в спорте?
— Наверняка. Высокий рост и отчасти выносливость, думаю, достались мне от отца, остальное пришло благодаря умению трудиться и тренировкам, ну и прекрасным наставникам, разумеется.
Всегда буду благодарна своему первому тренеру в Гродненском училище олимпийского резерва Григорию Михайловичу Синицыну, любившему приговаривать: «Были бы кости, а мясо нарастет» и «Без питания нет метания». Потом, переехав в Минск, я стала тренироваться у Мечислава Николаевича Овсяника. Он привел меня к первому серьезному успеху — «бронзе» чемпионата Европы — 1998, мечтал об олимпийском «золоте», но, к сожалению, не дожил до моей победы в Сиднее. Воплотить общую мечту в жизнь мне помог уже Александр Николаевич Ефимов.
Олимпийский кураж
— На Играх-2000 лучший результат вы показали в последней, шестой попытке, иначе могли остаться на третьем месте. Это был выплеск адреналина или тактический ход?
— Раньше, когда была моложе, я к шестой попытке как бы раскочегаривалась, набирала кураж, чтобы выстрелить. Повзрослев, старалась сразу показать лучший результат, а то потом ведь может и сил не хватить.
— Что помимо, разумеется, пьедестала, медали и гимна Беларуси в вашу честь вспоминаете при слове «Сидней»?
— Город, конечно, очень красивый. Нам повезло: времени на знакомство с ним было много. Мы прилетели туда за две недели до старта, чтобы акклиматизироваться. Жили в олимпийской деревне, тренировались один раз в день, а потом могли осматривать достопримечательности, тот же огромный океанариум с большущими черепахами, рыбами и прочими обитателями глубин. Или просто погулять по городу, купить сувениры для родных и друзей, какие-нибудь брелоки или подушечки из новозеландской шерсти.
— Год спустя вы стали чемпионкой планеты в канадском Эдмонтоне. Вас окрыляла обретенная уверенность в собственных силах? Ваш главный титул гипнотизировал соперниц, действовал на них устрашающе?
— Не знаю, скорее, психологически мне было тяжелее. На зимнем чемпионате мира я заняла то ли седьмое, то ли девятое место, и начались разговоры: дескать, Олимпиаду она выиграла случайно, а летом ничего не покажет. Благо мне удалось заставить этих критиков прикусить язычок. Правда, первую, по-моему, попытку не засчитали из-за заступа, но потом все пришло в норму. В итоге опередила немку Кляйнерт почти на метр, а украинку Виту Павлыш — без малого на полтора.
— Вам не удалось повторить австралийский успех на Играх в Пекине в 2008-м и Лондоне в 2012-м. Ваше самолюбие не пострадало при этом? Ведь кто-то наверняка намекал, что пора уступать дорогу молодым.
— Если спортсмен целенаправленно готовился к серьезному старту в течение долгих месяцев, а то и лет, а главное — выполнил олимпийский норматив (а они в легкой атлетике очень высоки), вправе ли кто-то его упрекать? В спорте никто не застрахован от неудач и поражений, просто нужно уметь извлекать из них уроки и двигаться дальше. А вообще все это осталось в прошлом. Жить надо настоящим и, разумеется, будущим.
Ничего доказывать не надо
— В свои сорок с хвостиком вы продолжаете тренироваться. Вам еще есть что и кому доказывать?
— Нет, никому ничего доказывать мне уже не надо, головокружительных вершин брать не собираюсь. Однако есть те же чемпионаты, Кубки Европы, где при нынешних результатах, считаю, я способна вполне достойно выступать. Тренируюсь в составе спортивной команды МВД и очень благодарна руководству, предоставившему мне такую возможность.
— Ваш дом — ваша крепость?
— Конечно. С семьей мне повезло. Дочь Настя уже большая и самостоятельная, учится в 7-м классе, неплохо, как многие ее ровесники, разбирается в компьютерных премудростях. К спорту, правда, немного охладела, но в бассейн я ее по-прежнему вожу, учится в английской гимназии и музыкальной школе, играет на фортепиано. Ну а Володя — наша с ней опора и защита. Он не только известный певец. Когда-то сам серьезно занимался боксом, входил в сборную республики и с пониманием относится к моим тренировкам. А мы с дочкой с удовольствием ходим на его концерты.
— Как, к слову, вы с ним познакомились?
— Нас познакомили в кафе со спортивным «уклоном», помнится, по телевизору показывали матч футбольного чемпионата мира 2002 года. Обменялись телефонами, начали встречаться, потом расписались… Все как обычно.
— О втором ребенке, простите за нескромность, не задумывались?
— Нет, женщине, считаю, все нужно делать вовремя, и рожать в том числе. Особенно если ты не домохозяйка, а на работе выкладываешься на сто процентов. Мне эта проблема знакома, я сама была у мамы поздним ребенком.
— Как поживают ваши три хомячка?
— Хомячков уже нет. Теперь наши домашние питомцы — кот Платон, карликовый африканский ежик и рыбка.
— Вы загадали новогоднее желание?
— Есть, конечно, какие-то мечты и планы, но главное, чтобы были здоровы родные, близкие и сама, естественно, а остальное приложится. А вот чего хочу пожелать нам всем, так это, по советской еще традиции, мира и благополучия. Уж очень сейчас неспокойно на планете — воюют, теракты совершают… Вроде и путешествовать можно повсюду, куда душа пожелает, но иной раз просто страшновато. Пусть бы в год Собаки люди поменьше лаяли, огрызались и кусали друг друга!
Фото из личного архива Янины Провалинской-Корольчик
Еще материалы рубрики:
ЗАЛ ОЛИМПИЙСКОЙ СЛАВЫ. Гимнастка Марина Лобач: мечтала стать актрисой, но не срослось
ЗАЛ ОЛИМПИЙСКОЙ СЛАВЫ. К. Маджидов: «Если не тренируешься с чемпионами, то и не станешь чемпионом»
ЗАЛ ОЛИМПИЙСКОЙ СЛАВЫ. Атлет — золотые руки: Валерий Шарий
ЗАЛ ОЛИМПИЙСКОЙ СЛАВЫ. Владимир Каминский — о гонке, принесшей ему «золото» Монреаля-1976