Защитное предписание и кризисные комнаты: как милиция помогает жертвам домашнего насилия
Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия» проводится с 10 по 16 марта в столице. В каком случае можно наказать агрессора без заявления потерпевшей и реально ли привлечь человека к ответственности за угрозы убийством, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в ГУВД Мингорисполкома.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Больно не всегда физически
— Несмотря на стереотипы, домашнее насилие — это не всегда причинение исключительно физического вреда, — отмечает начальник управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Сергей Горохов.
Не менее разрушительно регулярное психологическое истязание. Агрессор может не избивать жертву, но постоянно устраивать скандалы, кричать, портить совместное имущество и т. д. Данные способы воздействия на состояние другого человека, по словам С. Горохова, также наказуемы.
Основанием для написания заявления, как отмечает собеседник, могут быть и угрозы убийством либо причинением телесных повреждений. Некоторые агрессоры во время конфликта действительно прямо говорят о своих противозаконных намерениях и даже демонстрируют возможность применения каких-либо предметов для нанесения телесных повреждений (например, ножа, молотка и др.). Жертва при этом, разумеется, ощущает опасность.
Привлечь человека можно и за физическое воздействие, после которого следов повреждений (синяков, ссадин, царапин и т. д.) на теле жертвы не остается. Ведь правоохранители ориентируются не только на результаты соответствующей экспертизы.
Триггером для агрессоров, по словам С. Горохова, довольно часто становится употребление алкоголя, иногда даже совместно с жертвой. Если говорить о семьях, в которых люди не используют никакие психостимуляторы, нередкая история — конфликты накануне либо после развода. Бывшие муж и жена могут ссориться, например, из-за того, с кем останется ребенок, как будет в дальнейшем проходить общение с ним, или из-за раздела имущества.
Как наказать агрессора

Фото носит иллюстративный характер, Depositphotos
— Уже не первый год мы проводим масштабную просветительско-информационную работу, направленную на минимизацию замалчивания фактов домашнего насилия. Еще несколько лет назад некоторые из жертв агрессоров не обращались в правоохранительные органы. И о продолжительном физическом либо психологическом насилии мы узнавали лишь в тот момент, когда поведение домашнего тирана, уверенного в безнаказанности, приводило к более тяжелым последствиям. Сейчас же в этом отношении наблюдается положительная динамика — пострадавшие все чаще не молчат, а обращаются в милицию с просьбами о помощи. Мы же делаем все возможное, чтобы оперативно оказать ее, — рассказывает С. Горохов.
По словам собеседника, правоохранительные органы нацелены в первую очередь на профилактику домашнего насилия (соответствующая работа ведется как с самими агрессорами, так и с пострадавшими). Кроме того, столичная милиция держит на контроле обстановку в таких семьях: сотрудники посещают граждан по месту проживания, в том числе в рамках проведения тематических акций, общаются с соседями и родственниками минчан и т. д.
Что касается административной ответственности (предусмотрен не только штраф, но и арест до 15 суток), к ней агрессора могут привлечь лишь в том случае, если на этом настаивает потерпевшая (чаще ими становятся женщины) и пишет соответствующее заявление.
— Бывают и такие ситуации, когда спустя несколько дней после его написания люди примиряются. Это не запрещено на любой из стадий проведения проверки и даже при рассмотрении дела в суде. Если потерпевший заявляет о том, что претензий к агрессору не имеет, то в отношении последнего административный процесс прекращается, — рассказывает С. Горохов. — Однако в отдельных случаях резкое изменение поведения пострадавшего (примирение с тираном) может быть обосновано наличием определенных сдерживающих факторов. Так, некоторые жертвы вообще отказываются писать на агрессора заявление. Если потерпевший не может объяснить причину своего поступка, мы выясняем, в каких отношениях находятся он и его обидчик, и нет ли у одного из них психологической либо материальной зависимости от другого.
По словам правоохранителя, проблема может быть, например, в том, что жертва не работает и живет за счет агрессора. Также нередко в роли сдерживающего фактора выступают дети, которых нужно кормить, одевать, водить в сад/школу и т. д. Зарплаты пострадавшего партнера может быть недостаточно для погашения нужд.
— Иногда у жертвы нет альтернативного места проживания, и именно поэтому она отказывается от написания заявления. О наличии в Минске кризисных комнат многие в этот момент не задумываются. Что касается психологического аспекта, агрессор может регулярно запугивать пострадавшего, манипулировать им и т. д. Если выясняется, что жертва действительно зависима, мы не только вправе, но и обязаны инициировать административный процесс перед прокурором без заявления потерпевшей стороны. В случае полноты и достаточности предоставленных материалов, доказательств начатый прокурором административный процесс уже не подлежит прекращению за примирением сторон, — отмечает С. Горохов.
Уйти, нельзя остаться

После начала административного процесса дальнейшее совместное проживание жертвы и агрессора иногда может привести к негативным последствиям, конфликты рискуют продолжиться. Поэтому пострадавшие нередко покидают квартиру — временно переезжают к родственникам. Если такой возможности у человека нет (например, придется возвращаться в другой город, а работа в столице), милиция предлагает воспользоваться услугами кризисной комнаты.
Есть и другой способ решения проблемы — защитное предписание. Данная мера применяется по требованию потерпевшего и предусматривает физическое удаление агрессора из квартиры, дома, где проживает пострадавший. Если идти человеку, который вынужден покинуть жилище, некуда, ему могут выделить койко-место, чаще всего в общежитии. Правда, по словам правоохранителя, агрессоры редко пользуются этой услугой, предпочитая останавливаться у родственников или знакомых.
— Гражданин сдает ключи от квартиры или дома и расписывается об ознакомлении с требованиями защитного предписания. Нарушение запрета влечет за собой административную ответственность вплоть до ареста. Контроль соблюдения данных ограничений также наша задача, мы обеспечиваем его в течение всего периода действия защитного предписания, — подытоживает С. Горохов.
Читайте также:
- Молчание не поможет: почему жертвы домашнего насилия жалеют своих обидчиков
- Кого и при каких обстоятельствах могут направить на принудительное лечение в ЛТП
- Кто чаще становится жертвами домашнего насилия, рассказала судья
Смотрите также:






















