Защитные сооружения ГО – где находятся и нужны ли они столице?
В поселке тракторного завода почти на каждом жилом доме можно увидеть надпись: «Убежище».
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» решили узнать, востребованы ли они сегодня, как их используют и содержат.
Попасть внутрь убежища в жилом доме № 9 на улице Стахановской с первого раза нам не удалось. Зашли в подъезд, спустились в подвал и наткнулись на запертую дверь. У жильцов ключей не оказалось. На следующий день отправились туда со специалистами.
– Защитные сооружения гражданской обороны в Минске начали строить еще до Великой Отечественной, – ввел нас в курс дела начальник отдела организационного обеспечения ГСЧС и ГО Минского городского управления МЧС Артем Иванов. – Активное строительство развернулось в годы холодной войны, когда стало известно, что американцы разработали план Dropshot, предусматривающий сброс 300 атомных бомб на 100 советских городов на начальном этапе военных действий. Тогда бомбоубежища оборудовали не только на территории предприятий, больниц, школ, детских садов, но и в каждом новом жилом доме.
Открываем массивную железную дверь и проходим внутрь. Помещение немаленькое – вмещает до 150 человек. Оснащено средствами для тушения пожара: на полу стоит ящик с песком, на стене висит огнетушитель.
Имеется здесь и санузел. В одной из комнат находится устройство для фильтрации воздуха. В случае отключения электричества оно приводится в действие механически. Запасных выходов в убежище два. К каждому примыкает тамбур-шлюз. Двери, ведущие из него, герметично закрыты.
– Такая конструкция создает дополнительную защиту сооружению при прохождении ударной волны, – объяснил главный инженер ЖЭС-64 Партизанского района Андрей Сёмуха. – А в случае химической атаки тамбур-шлюз позволяет специалистам, присутствующим в группе, выйти наружу, чтобы сделать замеры, не нанося вреда тем, кто находится в убежище.
Почему ключи от укрытия не выдают жильцам?
– При аварии они не смогут самостоятельно запустить систему фильтровентиляции или правильно закрыть двери, – отметил Андрей Сёмуха. – Ключи хранятся в местной ЖЭС. За каждым сотрудником закреплен сектор. В случае необходимости специалист прибудет к месту в течение 5–10 минут.
Убежище на улице Стахановской имеет самый низкий класс защиты – четвертый, но спасет от ударной волны, химической атаки и радиации.
– Всего в городе в действующем состоянии находятся более 1.000 защитных сооружений, – рассказал Артем Иванов. – Среди них есть и убежища самого высокого, первого класса. Они не будут разрушены даже в случае прямого попадания снаряда. Располагаются, как правило, на территории предприятий, которые должны работать и в военное время. Наиболее крупные защитные сооружения находятся на балансе МАЗа. Одно из них может вместить почти 4.000 человек. Самое старое – противорадиационное укрытие, расположенное в здании средней школы № 19.
– Новые убежища сейчас не строят – это слишком затратно, – заметил Артем Анатольевич. – Функцию таких сооружений выполняют метро, цокольные этажи зданий и подземные паркинги. Они защищают от поверхностных опасных факторов, например, осколков снарядов. Актуальны и при утечке такого летучего вещества, как аммиак.
В случае нападения враг в первую очередь старается парализовать такие объекты жизнеобеспечения, как электростанции, водопровод, продовольственные склады, а также телебашню.
– В городе есть так называемые безопасные районы, – добавил собеседник. – Это места, не попадающие в зону заражения в случаях аварии на потенциально опасных объектах: концертные залы, гостиницы, школы, больницы, детские сады.
Тем не менее в мирное время вокруг убежища идет «битва». Дело в том, что за содержание защитных сооружений в жилых домах теперь отвечают ЖРЭО, а надзорную функцию с 2001 года выполняет МЧС. Увы, но многие укрытия до недавней поры находились в удручающем состоянии: помещения захламлены, оборудование разграблено. Вандалы разобрали устройства для фильтрации воздуха и даже сняли железные двери.
– Некоторые убежища нам передали неотремонтированными, – отметил инженер по гражданской обороне ЖРЭО Партизанского района Леонид Соболевский. – Как построили в 1950-х годах, так ремонтом никто и не занимался. На приведение в порядок одного укрытия требуется более 160 млн рублей. Очень дорого обходится обновление оборудования для фильтрации воздуха. В этом году по плану МЧС мы должны довести до ума шесть защитных сооружений. Убежища разрешают сдавать в аренду. Главное, чтобы пользователь не менял их конструкцию и при необходимости мог освободить от посторонних предметов за 12 часов.
– Да, у нас есть арендаторы, однако 50 % полученных денег мы обязаны перечислять в городской бюджет, еще 25 % – на нужды ЖРЭО, – признался инженер. – Оставшихся денег на ремонт не хватает. Просили увеличить срок выполнения работ, но навстречу нам пока не идут.
Дополнительная информация
К защитным сооружениям относятся:
* Убежище, предназначенное для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ.
* Противорадиационное укрытие от поражающего воздействия ионизирующих излучений.
* Открытые и перекрытые щели, котлованные и насыпные укрытия.
* Инженерные сооружения производственного, общественного, коммунально-бытового и транспортного назначения (в том числе метрополитен), специально приспособленные (запроектированные) для укрытия людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, или санитарной обработки людей и специальной обработки техники, имущества.
Фото Сергея Шелега