Затяжной конфликт: кто из «Песняров» на деле дал вторую жизнь хиту «Вологда» в 1976 г.
Официальная версия истории хита «Вологда» гласит, что над забытой мелодией 1950-х поколдовал Владимир Мулявин, и она заискрилась, став мегапопулярной. Однако участник группы «Песняры» Владимир Николаев в своих воспоминаниях приводит несколько иную версию. Где правда, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Песня жила недолго
Поэт Михаил Матусовский и композитор Борис Мокроусов создали песню «Вологда» в 1956 г. для исполнителя Владимира Нечаева. Он ее записал с ансамблем народных инструментов. Стоит обратить внимание на то, что в ту пору слова в композиции звучали так: «Песни, песни сам для неё я пишу. Письма, письма лично на почту ношу». Припев тоже выглядел иначе: «Где же моя темноглазая, где? В Вологде, Вологде, В-о-о-о-логде!».
В версии «Песняров» все по-другому, и персонаж хита не сочинял для девушки никаких песен, а просто отправлял письма:
Письма, письма лично на почту ношу.
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат,
В доме, где резной палисад.
Где же моя темноглазая, где,
В Вологде-где-где-где,
В Вологде-где,
В доме, где резной палисад.
Кстати, правда это или нет, но в свое время шутили, что в Вологде единственным местом, окруженным лесным палисадом (сквозной забор из жердей, брусков с узорами), был городской кожно-венерологический диспансер!
Увы, но в 1950-е песня не стала известной и канула в Лету, хотя Нечаев пытался ее реанимировать в 1958 г., ускорив темп исполнения.
В 1966 г. в московском Малом театре режиссер Евгений Симонов поставил спектакль «Белые облака». В нем актер Михаил Новохижин пел «Вологду» в образе слепого баяниста. А после этого история несостоявшегося хита, казалось, закончилась.
Официальная версия
28 марта 1976 г. в Колонном зале Дома Союзов в Москве должен был состояться творческий вечер Матусовского. Организаторы концерта разослали известным исполнителям, приглашенным выступить, тексты и партитуры песен, написанных на слова поэта в разные годы. Официальная версия гласит, что «Песняры» выбрали «Вологду», попросив Матусовского исправить несколько строчек в первом куплете и припеве. Кроме того, Мулявин усовершенствовал инструментальное исполнение, введя партию баяна, что дало произведению ретро-окрас и стало необычным решением для бит-группы.
На концерте композицию исполнил Анатолий Кашепаров. Последовала неожиданная восторженная реакция зала. Произведение, списанное в утиль, публика попросила спеть на бис, а это непривычно для помпезных мероприятий, тем более что его транслировали в прямом эфире как по радио, так и по Центральному телевидению. В общем, это был фурор. Хит еще раз прозвучал на телефестивале «Песня года-76», запись которого вышла в телеэфир 1 января 1977-го. Успех грандиозный! Матусовский всем рассказывал, что Мулявин со своими талантами прикоснулся к песне, и она расцвела.
Версия Николаева
Владимир Николаев в своей книге «Записки «песняра» рассказал несколько иную историю. Перед концертами к юбилею Матусовского группе выдали сборник песен поэта, чтобы смогли выбрать что-то для исполнения. И именно Владимир обратил внимание на «Вологду», так как сам был родом из этого города. Никто в ту пору песню в стране не знал. Он предложил Мулявину взять композицию для исполнения. Будущий хит попробовали сыграть на репетиции, и, как вспоминал музыкант, его послали по короткому, но далекому адресу.
На этом уроженец Вологды не успокоился: взял сборник в гостиницу и за ночь набросал аранжировку. Наутро на репетиции попросил музыкантов сыграть версию песни по его каракулям. Ребята попробовали. Мулявина зацепила новая интерпретация. Но когда Николаев сказал, что хочет ввести партию на баяне, то вновь услышал идиоматические выражения в свой адрес. Лидер группы резюмировал, что эту тему можно сыграть на концерте, но без всяких баянов.
Николаев решил поступить более хитро. Он договорился с коллегой по ансамблю Валерием Яшкиным, который, окончил училище по классу баяна. Сам баян Владимир раздобыл ночью у кого-то из московских знакомых. Полночи в номере они репетировали. А в день выступления именно Яшкин, а не Николаев появился за кулисами с баяном. По плану он должен был сказать руководителю ансамбля, что хочет предложить свою версию.
Николаев предполагал, что взрывной Мулявин может устроить скандал. Но Владимир Георгиевич лишь улыбнулся, сказав: «Все же с баяном приперлись!» А когда перед концертом в репетиционном зале попробовали сыграть, все музыканты поняли: баян украсил произведение.
Как сказано ранее, песня вызвала ликование публики. Далее для пущей убедительности следует привести цитату из книги Николаева: «После концерта растроганный Михаил Матусовский расцеловал и поблагодарил Мулявина за такой неожиданный подарок. Мне, честно сказать, было несколько обидно, будто я здесь ни при чем. Но Мулявин про меня Матусовскому не сказал ни слова. И действительно, не рассказывать же выдающемуся поэту, как посылал на три буквы настырного вологжанина вместе с его сумасшедшей идеей — спеть под баян старую забытую песню…»
С тех пор в течение 10 лет советский народ хотел слушать «Вологду» беспрерывно. Она звучала везде. А Николаев спустя некоторое время признавался, что был не рад откопанному им шедевру, так как на все гастроли ему приходилось таскать за спиной тяжелый концертный баян.
И вот, казалось бы, конфликт не решен. Слово Владимира против официальной версии — кому или чему верить?
Только спустя много лет, когда все амбиции молодости ушли на второй план, сам Мулявин расставил точки над «i», признавшись в одном из интервью: «И по интонации, и по мелодии «Вологда» мне поначалу не приглянулась. И если бы не участник ансамбля Володя Николаев (он сам родом из Вологды), мы, может быть, и не взялись бы за работу. Но Володя нас заразил своей увлеченностью. И все же мы считали, что это будет «одноразовый» номер. Невероятный успех песни на концерте был для нас большой неожиданностью».
Еще материалы рубрики:
«В Кейптаунском порту». Как на заимствованную зарубежную музыку писали советские хиты
Почему песню «Губы окаянные» много лет считали народной? Ее автором оказался известный диссидент
Как вышло, что соавтором песни «Приходит время…» стала актриса, раздражавшая многих своими ролями
Прототип Шапокляк — жена Успенского. Чего вы точно не знали о народном мультфильме и его персонажах