Золушка из Волковыска и Брежнев на слоне. Этот день в истории: 29 декабря
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 29 декабря в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1837 год. Пожар в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, в то время – официальной резиденции российских императоров
Пожар, возникший из-за неисправности печной трубы, проходившей между хорами и деревянным сводом зала Петра Великого, длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня.
В тот вечер Николай I вместе с супругой Александрой Федоровной находился в театре на балете «Бог и баядерка». Узнав о пожаре, он в первую очередь подумал, что несчастье случилось на детской части дворца, где могли по неосторожности опрокинуть зажженную свечку на Рождественскую елку. Тотчас прибыв во дворец и пройдя на половину великих князей, император приказал отвезти детей и все государственные регалии в Аничковский дворец. Затем вызвал два ближайших полка, Преображенский и Павловский, и поручил прибывшим солдатам выносить вещи и мебель и временно складывать их на Дворцовой площади.
Очевидец происшествия писал: «Картины первейших мастеров, малахитовые вещи, стенные и столовые часы, бронза и множество других разнородных ценных предметов лежали тут как ни попало на снегу. Часы с музыкою, приведенные в ход своим падением, заиграли вдруг прелестную арию, в ироническую противоположность с окружавшею сценою».
В одном из залов, к которому уже приближалось пламя, солдаты пытались снять вделанное в стену огромное золоченое зеркало. Николай, оказавшийся поблизости, велел им отойти. Но те продолжали возиться, пытаясь спасти ценную вещь. Тогда император бросил в зеркало подвернувшийся под руку бинокль и разбил его вдребезги. «Ребята, – произнес он историческую фразу, – ваша жизнь мне дороже зеркала. Прошу сейчас же расходиться».
Благодаря героизму солдат были спасены гвардейские знамена, портреты Военной галереи 1812 г., утварь обеих дворцовых церквей, драгоценности императорской фамилии, а также мебель, зеркала, люстры, скульптуры и другие предметы убранства дворца. Чтобы огонь не перекинулся на Эрмитаж, переходы между ним и дворцом были сломаны, заложены кирпичом все проемы, а стены, за которыми хранились бесценные художественные сокровища, постоянно обливали водой.
Пламя, безжалостно уничтожившее интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей, успокоилось лишь тогда, когда, по свидетельствам очевидцев, от Зимнего «остался один величественный и печальный вид гигантского остова». Но уже на следующее утро после пожара четыре военно–рабочие роты приступили к разборке обгоревшего кровельного железа. На реставрацию поврежденного дворца ушло более двух лет.
1918 год. В Петрограде в рамках ленинского плана «монументальной пропаганды» открыт бюст Софьи Перовской, вызвавший скандал
Это был первый в России памятник женщине и первый памятник – цареубийце. Перовская непосредственно руководила убийством российского императора Александра II. Изваять героиню нового времени доверили работавшему в новаторской технике кубофутуризма итальянскому скульптору Орландо Гризелли, уже несколько лет прожившему в России, где его на русский манер называли Орландо Оливеровичем. На торжественное открытие бюста перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом пригласили видных питерских революционеров и еще оставшихся в живых народовольцев. Среди последних был даже соратник Перовской, Николай Морозов.
Но когда сдернули саван с изваяния, все присутствующие, включая Морозова, вздрогнули и замерли в шоке. «Вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной прической, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской, – писал в своих мемуарах известный скульптор Леонид Шервуд. – Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт. Решено было больше не давать футуристам заказов».
«Когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, – свидетельствовал уже Анатолий Луначарский. – Злата Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят».
Лилина была журналисткой, завотделом народного образования города, но главное – она была женой Григория Зиновьева, в тот момент — руководителя красного Петрограда и не прислушаться к ее мнению было себе дороже. 8 апреля 1919 г. исполком Петросовета вынес постановление о демонтаже бюста Перовской «по просьбам трудящихся». Как заметила современный искусствовед Мария Чегодаева, «впервые, во всяком случае, в русской истории, произведение искусства было «казнено» не по политическим и не по идеологическим, а по сугубо художественным мотивам».
1922 год. За пять дней до смерти Ярослав Гашек в последний раз диктует секретарю новые строки «Похождений бравого солдата Швейка»
Первые выпуски сатирического романа увидели свет в марте 1921 г. Никому не известный автор поначалу сам вставал за книжный прилавок и зазывал пражан купить «лучшую юмористическо-сатирическую книгу мировой литературы». Чехи сначала удивлялись самонадеянности писателя, но уже с четвертого выпуска роман был нарасхват.
Критики объявили «Похождения бравого солдата Швейка» аморальной книгой, которую нельзя читать в приличном обществе. Несмотря на это, к 1922 г. первый том романа выдержал четыре издания, а второй — три. Третий том Гашек тоже успел закончить, а вот на четвертый у него не хватило сил.
Действие романа происходит в 1914-1915 годах и представляет собой цепь едких сатирических новелл, описывающих жизнь Австро-Венгерской империи в последний период ее существования. Главный герой — чех Йозеф Швейк, торговец крадеными собаками в Праге, узнав о начале мировой войны, отправляется на призывной пункт, чтобы послужить императору и отчизне. Карикатурный патриотический порыв приводит Швейка последовательно в полицейский комиссариат, сумасшедший дом, где его признают полным идиотом, военный госпиталь, военную тюрьму и, наконец, на военную службу: сначала в тылу, а затем — в пути на фронт в Галицию в составе маршевой роты. К сожалению, перевод «Швейка» на русский делали в пуританские советские времена, и подавляющая часть сочных, но очень смешных выражений и словечек, была убрана цензурой.
Известный советский художник Ярослав Николаев, вспоминая о своих встречах с Гашеком в Иркутске, утверждал, что писатель давал читать ему обширные наброски «Швейка в стране большевиков». К сожалению, этих рукописей обнаружено не было.
Гашек не успел закончить свою историю про Швейка, писатель умер 3 января 1923 г. от сердечной недостаточности. Интересно, что некоторые друзья Гашека, знавшие его как великого импровизатора и мистификатора, сочли известие о его смерти очередной мистификацией. «Не верю! Сколько раз он уже умирал! – отреагировал журналист Эгон Эрвин Киш. – Гашек не имеет права умирать. Ведь ему нет еще и сорока!».
«Похождения бравого солдата Швейка» — самая популярная антивоенная книга в мире и одна из самых экранизируемых. Роман Гашека переведен на 58 языков.
1961 год. Завершился официальный визит председателя президиума Верховного Совета СССР Леонида Брежнева в Индию
В Индию Брежнев отправился в середине декабря вместе с супругой Викторией Петровной. Принимали их по высшему разряду. Брежнев много выступал на встречах в Бомбее, Калькутте, Дели. Обращался к хозяевам с приветствием «намасте» («поклон тебе» – в переводе с санскрита) и не уставал поднимать тост за тостом. Вместе с супругой Леонид Ильич совершил даже прогулку верхом на слоне.
«Средняя продолжительность жизни человека за годы советской власти увеличилась вдвое и составляет 69 лет, и это далеко не предел, – рассказывал индийским друзьям 55-летний советский руководитель. – В нашей стране исчезли холера, чума, оспа, малярия, тиф. Через 20 лет наше общество подойдет к осуществлению принципа «От каждого по способностям – каждому по потребностям».
По программе визита одним из городов, ожидавших приезда Брежнева, был Мадрас. Советского консульства там не было, а потому в Мадрас заранее направили работника посольства Леонида Селезнева – подготовить встречу. Тот организовал все, как надо. Фотографии Брежнева были развешены по всему городу. Местные жители встречали советского руководителя флажками. Поселили Брежнева в резиденции местного губернатора. Дипломат уже было облегченно выдохнул, но «засада» ждала в неожиданном месте. Когда Селезнев, как добросовестный служака, решил проверить все ли в порядке с размещением высоких советских гостей, а заодно поинтересоваться, не нужно ли чего Леониду Ильичу, тот вдруг спросил: «А где мои зеленые попугаи?». Земля из-под ног дипломата стала уходить: «Какие еще попугаи?» – ошарашенно пронеслось в его голове. «Не знаю», – честно признался Селезнев. «Так узнайте», – попросил Брежнев несколько раздраженно.
Селезнев уже мысленно начал примиряться с перспективой отставки, ибо понятия не имел, что ему делать в этой ситуации. Но, поразмыслив, бросился к своему мидовскому коллеге, входившему в состав делегации еще из Москвы. «Попугаи были, – подтвердил тот, – их подарила Брежневу губернаторша Западной Бенгалии. Но куда делись, не знаю».
Селезнев дал волю эмоциям: «Багаж Председателя твоя зона ответственности, – наехал он на коллегу. – Бери мою машину и езжай на рынок. Покупай там зеленых попугаев и вези сюда. Не купишь – лови сам, тут их на пальмах много сидит».
Коллега уехал, а вскоре выяснилось, что подаренные Брежневу попугаи (действительно, все как один зеленые) спокойно сидят в клетке на балконе. Кто-то накрыл их мешковиной, чтобы не мешали Леониду Ильичу отдыхать.
Эту забавную историю Селезнев рассказал в своих мемуарах «То, что память сохранила».
1987 год. На 79-м году жизни скончалась Янина Жеймо, прославившаяся ролью Золушки в одноименном послевоенном фильме Надежды Кошеверовой
Она родилась в Волковыске в семье цирковых артистов. Рост белорусской золушки был менее 148 см, а размер ноги – 31. Скамеечку, на которую миниатюрная Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочкой».
«Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков, – признавалась актриса в одном из интервью. – Когда играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери».
К сожалению, большинство фильмов, в которых снялась Жеймо до «Золушки», ныне забыты. А между тем популярность актрисы еще в 1930 годы была такова, что поэт и сценарист Николай Олейников написал:
От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием Янина
Болеславовна Жеймо.
Олейников был соавтором сценария фильма «Разбудите Леночку» (1934), в котором Янина сыграла свою первую главную роль. А после исполнения роли Аси-Пуговицы в фильме «Подруги» (1936) за Жеймо уже толпами ходили поклонники, ее дом осаждали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами, а на киностудию бесконечным потоком шли письма с адресом: «Ленфильм, Пуговице».
Трижды Янина выходила замуж, и только в последний раз удачно. Первый ее супруг – актер Андрей Костричкин – оказался заядлым картежником, променявшим любовь на игру в преферанс. Во второй раз она вышла замуж за одного из самых именитых режиссеров своего времени Иосифа Хейфица. Но в 1942 г., получив известие о том, что Янина якобы погибла при бомбежке, Хейфиц тут же обзавелся новой супругой. Переживая предательство, Янина слегла с тяжелейшей депрессией. Она забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. К жизни ее вернули польский режиссер Леон Жанно, все эти дни находившийся рядом с отчаявшейся Яниной и в конце концов ставший ее третьим мужем, и съемки в «Золушке».
Фильм по мотивам известной сказки Шарля Перро начали снимать на «Ленфильме» еще до окончания войны, в 1944 г. На Золушку пробовали 16-летнюю балерину, но она не смогла выдержать конкуренцию с 37-летней Жеймо. Когда в 1947-м фильм вышел на экраны, никто из рядовых зрителей и представить не мог, что за плечами этой девочки с огромными глазами – двадцать фильмов, двое детей и тридцать четыре года творческой деятельности.
После «Золушки» в жизни Янины было мало картин. Она переключилась на озвучивание. Ее голосом «заговорили» Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Джульетта Мазина, маленькая Герда в мультфильме про Снежную королеву… А затем, устав от безденежья и скитаний по съемным квартирам, они с мужем уехали в Польшу, и о долгом тридцатилетнем отрезке ее жизни «там» почти ничего неизвестно.
Умерла Жеймо в Варшаве, но, согласно завещанию актрисы, похоронили ее в Москве, на Востряковском кладбище.