1200 90

«Ах, зачем меня мать родила…». Как бывшие беспризорники придумали слова песни для фильма «Республика ШКИД»

Директор «Ленфильма», сценарист — все бывшие беспризорники. Именно они надиктовали слова песни для фильма «Республика ШКИД». Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

12 pol 1Пантелеев банкует

Геннадия Полоку можно назвать белорусским режиссером. На отечественной студии он снял фильмы «Наше призвание» (1981), «Я — вожатый форпоста» (1986). А все его постсоветские картины отчасти или целиком делались в Минске, вплоть до последней «Око за око» (2010).

12 pol1 1

Геннадий Полока

Но в начале творческого пути было и сотрудничество с другими студиями. В 1960-м на студии «Туркменфильм» он приступил к съемкам производственно-социальной ленты «Чайки над барханами», которая повествовала о проблемах строительства водоканала в пустыне. Молодой автор подошел к сюжету жестко. И когда руководители республики увидели результат, пришли в ужас. В советской стране, а тем более в социалистической Азии, культуру рассматривали как инструмент восхваления, и никак иначе. К требованию перемонтировать кино в жизнеутверждающем духе Полока не прислушался. И тогда местное начальство инициировало против строптивого юнца уголовное дело. Чего в нем только не было: растраты, наркотики, золото… Парня арестовали. Благо Москва за него вступилась. После освобождения и подписки о невыезде он сбежал в Ленинград. Поскольку дело не закрывали пять лет, Геннадия отстранили от съемок на всех киностудиях. Ведь формально он находился под следствием. Перебивался литературными заказами. И вот один такой — повесть Григория Белых и Алексея Еремеева «Республика ШКИД» о перевоспитании беспризорников — достался ему для переделки литературной основы в сценарий.

Авторы повести сами прошли через ШКИД (Школа-коммуна имени Достоевского), где воспитатели боролись с их дурными наклонностями, приобретенными на улицах. Однако Полоке не хватило в произведении острых моментов, и он ввел некоторые новшества, а что-то убрал. Поправки не понравились одному из авторов — А. Еремееву, носившему псевдоним Леонид Пантелеев в честь известного бандита! Писатель утверждал, что были в школе и воровство, и бандитизм, и драки, но в то же время увлечение литературой, поэзией, театральными постановками. И эту часть Полока в сценарии упустил.

12 pol3 1

Григорий Белых и Алексей Еремеев

Тем не менее Еремеев как автор повести дал согласие на съемки с условием, что в титрах сценаристом укажут его одного. Вероятно, это было связано с гонораром. Вписали туда и вторую фамилию — Белых. Но этот соавтор умер в тюрьме еще в 1938-м. Поэтому в финансовом отношении строчка была формальной. Гонорар достался Пантелееву.

С готовым сценарием Полока и Еремеев пришли к директору «Ленфильма» Илье Киселеву. 11 режиссеров, прочитав материал, отказались снимать это кино. Тут-то и вспомнили, что Полока тоже имеет режиссерское образование. Директор студии предложил ему заняться постановкой. А по секрету сказал, что тоже был беспризорником, воспитывался в стенах ШКИД и может помочь с текстами песен.

Как в детстве

Странно, что во многих источниках песни, прозвучавшие в картине, значатся как народные. Это не соответствует действительности. Полока привлек к написанию музыки Сергея Слонимского. С одной стороны, он автор 34 симфоний, 8 опер, 3 балетов, камерной и вокальной музыки. С другой — собиратель фольклора. По его признанию, композитор любил и блатные песни, легко в них ориентировался. И. Киселев и А. Еремеев пытались напеть маэстро мелодии и слова из босяцкого детства, но сомневались, что Слонимский сможет аутентично восстановить такой специфический материал. Еремеев отчетливо вспомнил первые куплеты заглавной песни: «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила! А когда из приюта я вышел и пошел наниматься в завод, меня мастер в конторе не принял, говорит, что не вышел твой год». Дальнейшие строчки писатель запамятовал, условившись с композитором, что если предложенная мелодия понравится, то сочинит остальные слова. На том и порешили. Музыку получилось создать очень быстро. Слонимский сел за инструмент и был поражен, что с первыми нотами бывший беспризорник заплакал и сказал, что мелодия та самая, из 1920-х.

Композитор ответил, что вряд ли та самая, но очевидно: в точку попал! Как договаривались, появились последующие строки, уже в авторстве Еремеева: «И пошел я по свету скитаться, по карманам я начал шмонать. По чужим, по буржуйским карманам стал рубли и копейки сшибать…» Уже на премьере автор повести не уставал повторять, что в фильме всё неправда, за исключением песен.

12 pol4

Александр Кавалеров

Была в кино еще одна музыкальная композиция. Ее припомнил И. Киселев, а в фильме исполнил персонаж по кличке Мамочка (актер Александр Кавалеров): «У кошки четыре ноги, позади у нее длинный хвост… Но трогать ее не моги-и-и. За ее малый рост, малый рост!» В картине прозвучали «Гимн шкидовцев» на музыку гимна студентов «Гаудеамус» и старая студенческая песня начала ХХ века «Не женись на курсистках».

Настоящие главорезы

Для пущей убедительности многие юные актеры в фильме действительно были из детских домов. Правда ли, но актер А. Кавалеров рассказывал, что иногда они с ребятами ночью брали пистолеты из реквизита и грабили ленинградские киоски. А как-то перерезали центральный провод звукозаписи на «Ленфильме». Встало производство 16 картин.

Сдача готового кино проходила сложно. Министр внутренних дел Щелоков посчитал «Республику ШКИД» «энциклопедией для школьных хулиганов». Его заместитель обратил внимание на эпизоды, в которых учащиеся проводят открытые демократические выборы. Герои создавали в школе новую модель общества с правом голоса для каждого. Это, как вы понимаете, виделось пропагандой американской политической модели. Две готовые новеллы из ленты изъяли. Двухсерийное кино стало полнометражкой. К сожалению, изъятые негативы уничтожили, позже их не удалось восстановить.

Фильм вышел в 1966-м благодаря тому, что его показали на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино, где присутствовали самые маститые режиссеры страны. Они настояли на том, чтобы картине выписали прокатное удостоверение и ее увидели зрители.

12 pol2 1Лента запомнилась подлинной атмосферой 1920-х, актерскими работами Сергея Юрского и его юных партнеров. На песни обратили внимание не только зрители. Спустя много лет после премьеры, в 1996 году, Борис Гребенщиков поместил «Кошку» в свой сборник советских каверов «Чубчик».

В 2013-м фолк-рок-группа «Отава Ё» записала расширенную версию этой песенки. А фраза «зачем меня мать родила!» стала своего рода универсальной присказкой.

Еще материалы рубрики:

Почему, услышав «Песенку о шпаге» в исполнении Андрея Миронова, цензоры назвали его персонажа алкоголиком с детства

«Белеет мой парус такой одинокий…». Марк Захаров считал, что эта песня совсем не о Бендере

Светлана Крючкова укусила Александра Збруева за палец — так решилась судьба ее роли в «Большой перемене»

Заставить плакать зрителей задумали изначально. История знаменитой финальной песни Олимпиады-80

«Прости-прощай, Одесса-мама». Музыка этой песни была написана в 1910 г. для американского мюзикла про публичный дом

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От -7 °С до +2 °С будет в Беларуси 23 ноября, местами обещают снег

В республике температура воздуха ночью 23 ноября составит от -7 °С по северо-западу до +1 °С по юго-востоку, днем — -3 … +2 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

apd 2500 1

В субботу местами по стране, а ночью на большей части Гомельской и Могилёвской областей ожидается снег, в том числе мокрый. По востоку этих регионов — сильный снег. В ночные и утренние часы местами прогнозируются налипание мокрого снега и слабый гололед. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Не исключен порывистый ветер.

В Бресте в светлое время суток будет 0… +2 °С, в Гомеле — до +1 °С. В Гродно, Могилёве и Витебске будет -1… +1 °С, в Минске — 0… -2 °С.

Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора