Борис Грачевский считал, что хит из «Ералаша» и песня из «Приключений Буратино» написаны как под копирку
Борис Грачевский считал, что песня из фильма про Буратино и хит из «Ералаша» «А также их родители…» написаны как под копирку. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Воспитывать поколение
Семейные корни Бориса Грачевского в Витебске. Там родился и жил его отец-фронтовик. В постсоветское время Борис Юрьевич стал человеком светским, завсегдатаем ток-шоу. О его семейных передрягах писали таблоиды. Кем же был отец-основатель «Ералаша» на самом деле?
После армии, чтобы быть поближе к советскому бомонду, он устроился грузчиком на киностудию имени Горького. Вскоре стал администратором на картинах Александра Роу, Марка Донского, Василия Шукшина. Заводил знакомства. Администратор в кино — это что-то вроде советского снабженца. Нужно уметь договариваться о съемках на объектах, доставать дефицитные железнодорожные билеты, быть пронырой. За пробивные способности Грачевского быстро сделали заместителем директора съемочной группы. Чтобы занять кресло директора, необходимо было иметь специальное образование. Он поступил во ВГИК на факультет «организация кинопроизводства». Форма обучения — заочная. Будучи все время занятым на съемках, он пропускал сессии и смог окончить вуз лишь через 23 года.
Другой основатель «Ералаша», Александр Хмелик, с 1961 года писал сценарии детских фильмов, работал литературным редактором в газете «Пионерская правда», журнале «Вожатый». Вся его деятельность была связана с кино и периодикой для детей и юношества.
Перефразируя слова Ильфа и Петрова, Хмелик и Грачевский шли навстречу друг другу. И когда первого назначили заместителем главного редактора киностудии имени М. Горького, он решил воплотить свою давнюю мечту — создать, как сейчас бы сказали, проект, который способен приносить постоянный доход и обеспечить признание. Не давала ему покоя слава Сергея Михалкова. Хотелось погреться в ее лучах и сделать детский вариант сатирического киножурнала «Фитиль», где в финале каждого выпуска показывалась бы анимационная заставка с надписью: «Главный редактор Александр Хмелик».
Литератору в 1974 году исполнилось 50 лет, Грачевскому — 25. Люди из разных поколений. Но литературный опыт одного и организаторские способности другого давали надежду на успех предприятия. Однако не все так просто. Появление нового киножурнала в СССР не могло произойти, как сегодня, в результате, например, похода в баню двух продюсеров. Вопрос считался идеологическим, такие решения принимали на самом верху.
И вот Грачевский, уже ставший игроком в административных рокировках, попросил молодого режиссера Аллу Сурикову, успевшую снять несколько детских лент, отправить письмо не куда-нибудь, а в ЦК КПСС. Текст, естественно, написал сам. В нем говорилось, что молодые кинематографисты и юные зрители нуждаются в детском журнале «Фитилек», который будет высмеивать и осуждать все аморальное, воспитывать подрастающее поколение. И что бы вы думали? Схема сработала.
Борис насвистел
В процессе работы над концепцией соавторы решили отказаться от названия «Фитилек», чтобы их детище не сравнивали с полюбившимся зрителю киножурналом. Есть легенда, будто название «Ералаш» — фонетическая пародия на фамилию главы Госкино СССР Филиппа Ермаша: «Ералаш» — Ермаш.
Когда аниматор Юрий Смирнов создал мультипликационную заставку, встал вопрос о песне, которая будет сопровождать киножурнал. Слова: «Мальчишки и девчонки! А также их родители! Веселые истории увидеть не хотите ли? Веселые истории экран покажет наш, веселые истории в журнале «Ералаш»!» — сочинил Александр Хмелик. По другой версии, Грачевский помог ему в этом.
Соавторы решили устроить анонимный конкурс среди композиторов по написанию музыки. Не хотелось, чтобы личные симпатии к кому-то из авторов повлияли на результат. При рассмотрении готовых мелодий сначала остановились на варианте автора «Антошки» Владимира Шаинского. Мелодия была замечательная, но размер строк стихов не соответствовал ей. Шаинский предложил сократить слова. Эта идея не понравилась.
Следующая приглянувшаяся мелодия — Алексея Рыбникова. Не самая выдающаяся, но в ней была изюминка: после каждой фразы звучало насвистывание, что придавало музыке невероятное озорство. Позже, когда Рыбников применит похожую идею в песне для ленты «Приключения Буратино», Грачевский обвинит его в тиражировании подхода, который композитору уже не принадлежит. Хотя в созданной на «Беларусьфильме» картине Леонида Нечаева в песне слова разбиты на слоги: «Бу! Пада-пада-ба-папа! Ра! Пада-пада-ба-папа!» и так далее. Вряд ли это можно считать похожим на прием с насвистыванием в «Ералаше».
23 года, вплоть до 1997-го, песня в «Ералаше» звучала в исполнении Елены Камбуровой. Потом решили: ее должны петь дети. И записали вариант с детским ансамблем «Непоседы», который спел хором. Свистел, конечно, сам Грачевский!
С песней и заново
В 2000-е два раза меняли аранжировку мелодии. Диджей Грув сделал танцевальную версию, куда вставил знаменитые фразочки из старых выпусков «Ералаша», покрытых сусальной позолотой ностальгии.
Менялся и сам контент. Как в советские, так и в нынешние времена знаменитые актеры с удовольствием снимались и снимаются в «Ералаше». Но если выпуски 1970-х «40 чертей и одна зеленая муха», «Как сейчас помню…» («Пятерка сорвалась») с Хазановым в главной роли, «Бразильская система» с Кокшеновым и Сычевым врезались в память на всю жизнь, то сегодня, когда случайно увидишь очередной выпуск, не знаешь, где улыбнуться. Авторы скатываются до морализаторства. У многих детей и подростков такое же мнение.
Борис Грачевский и Александр Хмелик ушли из жизни. Но «Ералаш» не был их свечным заводиком, который нужно закрыть за ненадобностью. Это своего рода культурное достояние, которому не хватает главного: хороших авторов. В СССР для «Ералаша» писали Лион Измайлов, Григорий Горин и многие другие известные литераторы. Сегодня немало юмористического подросткового видео в интернете. Не всегда качественного, но иногда очень талантливого. Если в советское время порой нужно было положить жизнь, чтобы талант комедиографа разглядели, то ныне в бесконечном потоке юмористических программ, блогов, каналов при желании можно отыскать сочинителей миниатюр не хуже советских классиков. Правда, для этого нужно подойти к «Ералашу» не с точки зрения освоения бюджета, а с любовью и горящими глазами. Второе рождение любимого многими формата вполне возможно. Конечно, с песней, написанной Рыбниковым!
Еще материалы рубрики:
«И вновь продолжается бой…». Почему песню Пахмутовой и Добронравова запретили сразу после премьеры
Кому Юрий Визбор посвятил свою знаменитую песню «Солнышко лесное…»
«Взвейтесь кострами…». Авторы этой песни не скрывали, что мелодию позаимствовали на стороне
Почему песни из фильма «Собака на сене» вызвали недовольство цензоров
Смотрите также: