1200 90

«Взвейтесь кострами…». Авторы этой песни не скрывали, что мелодию позаимствовали на стороне

Авторы песни «Взвейтесь кострами…» не скрывали, что мелодию позаимствовали у французского композитора. Подробности создания произведения — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200

Дети революции

Будущие поэт Александр Жаров и композитор Сергей Кайдан-Дёшкин родились в начале ХХ века и к октябрьским событиям 1917 года были подростками. Оказались в самой гуще революционных событий. Жаров в 13 лет организовал культурно-просветительский кружок в Можайске. А в 14 стал секретарем комсомольской ячейки. С 16 лет уже работал в Центральном комитете ВЛКСМ, тогда же, в 1920-м, вступил в партию.

Aleksandr ZHarov

Александр Жаров

Кайдан-Дёшкин после окончания семи классов поступил в Московский государственный университет. Поскольку в школьные годы в Вильно был скаутом, ему предложили руководящий пост во Всесоюзной пионерской организации. Тем более что Надежда Крупская, супруга Ленина, вдохновительница пионерии, решила не изобретать велосипед, а полностью скопировала модель организации с европейского скаутского движения с его летними лагерями, походами, естественно, наполнив устав советской идеологией. Прожив половину жизни за рубежом, Надежда Константиновна имела представление об устоявшихся там традициях молодежных организаций.

Kajdan Dyoshkin Sergej Fyodorovich

Сергей Кайдан-Дёшкин

Как вспоминал сам Жаров, в мае 1922 года на совещании ЦК комсомола присутствовала жена Ленина. Она посетовала, что иногда видит колонны пионеров, марширующих под старорежимные песенки. А в пионерских лагерях у костров распевают пошлую любовную лирику Вертинского. Это надо искоренять. И первым шагом должно стать создание собственного гимна пионерии! Крупская поручила Жарову в двухнедельный срок сочинить текст такой песни. А Кайдан-Дёшкину — музыку. Как писал Александр Алексеевич, после этих слов у него зачесался затылок.

С большевистской прямотой

Когда назначенный срок истекал, поэт и композитор, ничего не сочинив, находились в панике. Жаров принес какие-то строчки, но их признали не маршевыми. По его воспоминаниям, чуть ли не со слезами на глазах отправился в Политуправление Реввоенсовета и обратился к работавшему там комиссару, литератору Дмитрию Фурманову. Задача-то не из легких — создать гимн, который будут петь миллионы. Старший товарищ успокоил 18-летнего Жарова, посоветовал не волноваться. У большевиков безвыходных положений не бывает. С революционной уверенностью порекомендовал не ломать голову, а просто присвоить, считай экспроприировать, какую-нибудь популярную мелодию и написать на нее текст. Правда, вдогонку попросил не искать среди уличных и блатных песенок.

До сдачи песни оставался день. Приятели брели по Москве в растерянности и неожиданно встретили знакомую по комсомольской работе Фиру. Она сказала, что у нее в сумочке билеты в Большой театр на оперу «Фауст» Шарля Гуно, которые ей поручили распространить. Билетов оставалось много, и она предложила ребятам сходить с ней в театр, чтобы вдохновиться.

Сначала те артачились, узнав, что опера написана аж в 1896 году, в пяти актах с прологом и балетными сценами. Но потом от безысходности согласились. Всё равно в тот вечер им некуда было податься. Да и рекламные афиши привлекали: сам Шаляпин в роли Мефистофеля накануне гастролей по США (из которых он уже никогда не вернется).

Хоть французская опера и написана на сюжет первой части трагедии Гёте, пролог имел долгое развитие. Жаров со своим другом едва не ушли после первого акта. Но Фира накормила их в буфете ливерной колбасой и печеньем, и они решили остаться. И вот как гром среди ясного неба со сцены прозвучала мелодия, которую 70 лет будут распевать пионеры на 1/6 части суши. В версии Шарля Гуно это был «Марш солдат» со словами: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь!». В голове Жарова это сразу превратилось во «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы — пионеры, дети рабочих!». Решение было найдено. Друг напомнил Жарову, что в царской России тоже существовало скаутское движение со своим гимном Николая Адуева. В тексте призыв помогать старикам и больным, но на центральном месте в нем фраза: «Будь готов!». Жаров и ею решил воспользоваться: «Близится эра светлых годов, клич пионеров — «Всегда будь готов!»

Pionerskij kosterКайдан-Дёшкин, взяв звуки пионерского горна, переработал французскую оперную мелодию, исправив всего одну ноту. Так появился «Марш юных пионеров». Были у авторов опасения, что товарищи начнут их стыдить за кражу мелодии. Но, как мы понимаем, мало кто из советских чиновников был знатоком французской оперы. Тем более нельзя забывать о совете Фурманова. Если совпадение обнаруживалось, то соавторы говорили, что лишь оттолкнулись от произведения Гуно.

Советский бренд

Уже в 1930-е каждый школьник знал эту песню и мог спеть, даже если его поднять среди ночи. А Сергей Кайдан-Дёшкин тем временем отбывал срок в сталинских лагерях в течение 10 лет. Он не заметил, как относительно вольные 1920-е сменили ледяные 1930-е. Неудачно пошутил и по доносу угодил за решетку за контрреволюционные высказывания. Сначала отбывал срок в Вятлаге. А в октябре 1936-го был переведен в Норильлаг. Его спасла музыка: до ареста он успел окончить Музыкальное училище имени Гнесиных. Лагерное начальство трудоустроило его по специальности — руководил духовым оркестром. Но и после освобождения он не вернулся в столицу. До смерти в начале 1970-х работал в театрах Норильска, Красноярска, Кемерова, Великих Лук.

Жаров нашел себя как поэт-песенник. Его перу принадлежит популярная в свое время композиция «Ходили мы походами» на музыку Константина Листова. В годы войны служил корреспондентом газеты «Краснофлотец».

Его поэма «Гармонь» вызвала повышенный интерес у читателей. Но марш «Взвейтесь кострами…» остался самым известным произведением для обоих.

Еще материалы рубрики:

Как поссорились режиссер Данелия и сценарист Конецкий из-за песни для фильма «Путь к причалу», и чем все закончилось

Почему песни из фильма «Собака на сене» вызвали недовольство цензоров

Как пытались заменить песню в знаменитой программе «Спокойной ночи малыши», и что из этого вышло

«Я не забуду тебя никогда». Кому В. Кузьмин посвятил свою лучшую песню — Пугачевой, Сотниковой или первой жене?

Мой дельтаплан. Почему Валерию Леонтьеву не нравилась эта песня, и откуда взята музыка Эдуарда Артемьева к ней

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Нарышкин: Запад планирует дестабилизировать ситуацию в Беларуси

Запад хочет использовать полк Калиновского для дестабилизации Беларуси. Об этом заявил директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин, выступая 26 ноября на 20-м заседании Совещания глав органов безопасности и разведслужб государств — участников СНГ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.

Фото Sputnik / Мурада Оруджева

По его словам, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США и британская разведывательная служба MI-6 намерены использовать коллаборантов из формирования полка имени Калиновского (неформальная организация с входящими в нее структурными подразделениями признана террористической) для дестабилизации ситуации в Беларуси с учетом предстоящих выборов Президента.

Кроме того, он отметил, что Евроатлантические элиты не могут принять потерю своего былого могущества, поэтому осознанно расшатывают обстановку в ключевых регионах мира.

Они пытаются убедить всех, якобы единственная альтернатива власти Запада это хаос, — подчеркнул глава СВР.

Выставка к юбилею народного писателя Беларуси Ивана Чигринова открылась в Минске

Юбилейная книжная выставка «С доверием к жизни», посвященная 90-летию со дня рождения народного писателя Беларуси, переводчика, публициста Ивана Чигринова, открылась в Национальной библиотеке 26 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу учреждения.

chyhrynau 3

Произведения И. Чигринова отличаются детальным анализом внутреннего мира человека, поэтичностью, реалистичной конкретной образностью, высокой культурой слова. В основу многих рассказов легло услышанное, увиденное, лично пережитое автором. В них воплотились впечатления детства, обожженного войной.

В первом разделе выставки под названием «Следы на земле» представлены эпические романы о Великой Отечественной войне: «Плач перапёлкі» (1970), «Апраўданне крыві» (1976), «Свае і чужынцы» (1983), «Вяртанне да віны» (1992), «Не ўсе мы згінем» (1996). В этом же разделе собраны авторские книги рассказов и повестей, а также сборники и периодические издания, в которых размещены произведения юбиляра.

chyhrynau 1

Особое место в экспозиции отведено авторским изданиям критики и публицистики — «Новае ў жыцці, новае ў літаратуры», «Паміж сонцам і месяцам: роздум над жыццём, культурай і літаратурай», монография «Николай Яковлевич Никифоровский» (в соавторстве с В. Бондарчиком).

Также на полках выставки демонстрируются режиссерские сценарии И. Чигринова: многосерийного телефильма «Руины стреляют…» (в соавторстве с И. Новиковым) и сценарий «Плач перепёлки», его книга пьес «Звон — не малітва» и др.

chyhrynau 2

Кроме того, в разделе «Единство и разнообразие» собраны книги, сборники, периодические издания, в которых напечатаны переводы на белорусский язык И. Чигринова с русского, узбекского, датского, украинского, армянского языков, а также его произведения, переведенные на русский, английский, арабский, болгарский, испанский, молдавский и другие языки народов мира.

В разделе «По дорогам правды и мужества» посетители ознакомятся с материалами о жизни и творчестве народного писателя.

Выставка открыта в зале белорусской литературы по 8 января 2025 г. Подробную информацию можно узнать по телефону: +375 (17) 293-27-16.

Фото пресс-службы Национальной библиотеки