«Взвейтесь кострами…». Авторы этой песни не скрывали, что мелодию позаимствовали на стороне
Авторы песни «Взвейтесь кострами…» не скрывали, что мелодию позаимствовали у французского композитора. Подробности создания произведения — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дети революции
Будущие поэт Александр Жаров и композитор Сергей Кайдан-Дёшкин родились в начале ХХ века и к октябрьским событиям 1917 года были подростками. Оказались в самой гуще революционных событий. Жаров в 13 лет организовал культурно-просветительский кружок в Можайске. А в 14 стал секретарем комсомольской ячейки. С 16 лет уже работал в Центральном комитете ВЛКСМ, тогда же, в 1920-м, вступил в партию.
Кайдан-Дёшкин после окончания семи классов поступил в Московский государственный университет. Поскольку в школьные годы в Вильно был скаутом, ему предложили руководящий пост во Всесоюзной пионерской организации. Тем более что Надежда Крупская, супруга Ленина, вдохновительница пионерии, решила не изобретать велосипед, а полностью скопировала модель организации с европейского скаутского движения с его летними лагерями, походами, естественно, наполнив устав советской идеологией. Прожив половину жизни за рубежом, Надежда Константиновна имела представление об устоявшихся там традициях молодежных организаций.
Как вспоминал сам Жаров, в мае 1922 года на совещании ЦК комсомола присутствовала жена Ленина. Она посетовала, что иногда видит колонны пионеров, марширующих под старорежимные песенки. А в пионерских лагерях у костров распевают пошлую любовную лирику Вертинского. Это надо искоренять. И первым шагом должно стать создание собственного гимна пионерии! Крупская поручила Жарову в двухнедельный срок сочинить текст такой песни. А Кайдан-Дёшкину — музыку. Как писал Александр Алексеевич, после этих слов у него зачесался затылок.
С большевистской прямотой
Когда назначенный срок истекал, поэт и композитор, ничего не сочинив, находились в панике. Жаров принес какие-то строчки, но их признали не маршевыми. По его воспоминаниям, чуть ли не со слезами на глазах отправился в Политуправление Реввоенсовета и обратился к работавшему там комиссару, литератору Дмитрию Фурманову. Задача-то не из легких — создать гимн, который будут петь миллионы. Старший товарищ успокоил 18-летнего Жарова, посоветовал не волноваться. У большевиков безвыходных положений не бывает. С революционной уверенностью порекомендовал не ломать голову, а просто присвоить, считай экспроприировать, какую-нибудь популярную мелодию и написать на нее текст. Правда, вдогонку попросил не искать среди уличных и блатных песенок.
До сдачи песни оставался день. Приятели брели по Москве в растерянности и неожиданно встретили знакомую по комсомольской работе Фиру. Она сказала, что у нее в сумочке билеты в Большой театр на оперу «Фауст» Шарля Гуно, которые ей поручили распространить. Билетов оставалось много, и она предложила ребятам сходить с ней в театр, чтобы вдохновиться.
Сначала те артачились, узнав, что опера написана аж в 1896 году, в пяти актах с прологом и балетными сценами. Но потом от безысходности согласились. Всё равно в тот вечер им некуда было податься. Да и рекламные афиши привлекали: сам Шаляпин в роли Мефистофеля накануне гастролей по США (из которых он уже никогда не вернется).
Хоть французская опера и написана на сюжет первой части трагедии Гёте, пролог имел долгое развитие. Жаров со своим другом едва не ушли после первого акта. Но Фира накормила их в буфете ливерной колбасой и печеньем, и они решили остаться. И вот как гром среди ясного неба со сцены прозвучала мелодия, которую 70 лет будут распевать пионеры на 1/6 части суши. В версии Шарля Гуно это был «Марш солдат» со словами: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь!». В голове Жарова это сразу превратилось во «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы — пионеры, дети рабочих!». Решение было найдено. Друг напомнил Жарову, что в царской России тоже существовало скаутское движение со своим гимном Николая Адуева. В тексте призыв помогать старикам и больным, но на центральном месте в нем фраза: «Будь готов!». Жаров и ею решил воспользоваться: «Близится эра светлых годов, клич пионеров — «Всегда будь готов!»
Кайдан-Дёшкин, взяв звуки пионерского горна, переработал французскую оперную мелодию, исправив всего одну ноту. Так появился «Марш юных пионеров». Были у авторов опасения, что товарищи начнут их стыдить за кражу мелодии. Но, как мы понимаем, мало кто из советских чиновников был знатоком французской оперы. Тем более нельзя забывать о совете Фурманова. Если совпадение обнаруживалось, то соавторы говорили, что лишь оттолкнулись от произведения Гуно.
Советский бренд
Уже в 1930-е каждый школьник знал эту песню и мог спеть, даже если его поднять среди ночи. А Сергей Кайдан-Дёшкин тем временем отбывал срок в сталинских лагерях в течение 10 лет. Он не заметил, как относительно вольные 1920-е сменили ледяные 1930-е. Неудачно пошутил и по доносу угодил за решетку за контрреволюционные высказывания. Сначала отбывал срок в Вятлаге. А в октябре 1936-го был переведен в Норильлаг. Его спасла музыка: до ареста он успел окончить Музыкальное училище имени Гнесиных. Лагерное начальство трудоустроило его по специальности — руководил духовым оркестром. Но и после освобождения он не вернулся в столицу. До смерти в начале 1970-х работал в театрах Норильска, Красноярска, Кемерова, Великих Лук.
Жаров нашел себя как поэт-песенник. Его перу принадлежит популярная в свое время композиция «Ходили мы походами» на музыку Константина Листова. В годы войны служил корреспондентом газеты «Краснофлотец».
Его поэма «Гармонь» вызвала повышенный интерес у читателей. Но марш «Взвейтесь кострами…» остался самым известным произведением для обоих.
Еще материалы рубрики:
Почему песни из фильма «Собака на сене» вызвали недовольство цензоров
Как пытались заменить песню в знаменитой программе «Спокойной ночи малыши», и что из этого вышло
Смотрите также: