Как поссорились режиссер Данелия и сценарист Конецкий из-за песни для фильма «Путь к причалу», и чем все закончилось
Вражда режиссера Данелии и сценариста Конецкого из-за песни для фильма «Путь к причалу» имела неожиданную развязку. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Разлад соавторов
Как признавался сам режиссер, фильм «Путь к причалу» (1962) — это еще не совсем Данелия. Метафорично он рассуждал, что находился на подступах к самому себе. После успеха его первой самостоятельной картины «Сережа», получившей призы на фестивалях в Канаде, Греции, Чехии, кинематографист испытывал страх перед возможностью провала второй работы. Есть такое наблюдение: комом бывает не первый блин, а второй. Поэтому надо было серьезно отнестись к выбору материала. В творческом объединении «Мосфильма» он взял сценарий литератора, в прошлом капитана дальнего плавания, Виктора Конецкого «Путь к причалу». По сюжету спасательный буксир «Кола» доставляет в порт последней приписки для списания судно «Полоцк», поврежденное еще в годы войны и застрявшее на островах Новой Земли. На буксир попадает подросток Васька с целью добраться до Мурманска, и у него завязываются уважительные отношения с боцманом Росомахой. По дороге команда попадает в экстремальные ситуации. Боцман погибает в финале.
Приехав из Ленинграда в Москву для подписания договора на сценарий, Конецкий пришел вечером к режиссеру домой знакомиться. Тот встретил его босой, в шортах. Это показалось морскому офицеру неуважительным. А дальше молодой Данелия сказал, что история героя, боцмана Росомахи, — для него не главное, важны настроение и антураж. Это вывело писателя из себя еще больше, так как изначально он создавал сюжет о событии, в котором участвовал сам. У боцмана был реальный прототип. После первой встречи у сценариста осталось негативное впечатление о Георгии Николаевиче. Обратная реакция не заставила себя ждать. Когда начался подготовительный период работы над лентой, режиссер и писатель отправились на сухогрузе «Леваневский» по Северному морскому пути для выбора мест съемок. Два с половиной месяца жили в одной узкой каюте. Конецкий по многолетней привычке каждое утро бездарно, не имея музыкального слуха, напевал одну и ту же песенку: «Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет…» В своей книге «Безбилетный пассажир» Данелия писал, что просто возненавидел писателя. А когда тот заявил, что будет требовать включить эту песню в будущий фильм, Георгий осипшим голосом заорал: «Этому не бывать!»
По возвращении из экспедиции начал искать композитора, способного создать такую песню для картины, которую никто не смог бы оспорить.
Чукотская народная
Хоть Андрей Петров был молодым автором, пишущим музыку для кино, в его портфолио уже имелся фильм «Человек-амфибия», песни из которого пела вся страна. Например, «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». Данелия обратился к нему по рекомендации Раисы Лукиной, работавшей младшим музыкальным редактором киностудии «Мосфильм».
Петров, как и Конецкий, тогда жил в Ленинграде. Прибыл в Москву. Данелия пояснил, что в кадре песню должен исполнить Валентин Никулин в роли матроса Чепина. Кроме того, музыка песни должна была и без слов пройти через картину, задавая ритм и настроение. Текст пока отсутствовал. Но ясно, что он будет о готовности пожертвовать собой ради друга. Петров ответил, что задача для него несложная. Данелия пожелал удачи.
Через неделю композитор принес готовый вариант музыки. Послушав, режиссер поздравил маэстро, сказал, что это гениально. Но было бы хорошо поискать еще какие-то вариации. То же самое повторилось и после прослушивания 2-й… 3-й… 4-й версий. Петров был обескуражен. Данелия принял мелодию только на 13-й раз! Но ее забраковал главный музыкальный редактор, утверждая, что музыка «с западным душком». Раиса Лукина подсказала режиссеру выход: события происходят в Арктике, значит, песня не может быть ни западной, ни среднерусской. Она посоветовала сказать, что в мелодии использованы элементы народных чукотских песен. Так мелодию утвердили! А слова написал поэт Григорий Поженян: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна. В море встает за волной волна, а за спиной спина. Здесь, у самой кромки бортов, друга прикроет друг. Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг».
Почти сразу выяснилось, что слово «если» в стихах не укладывается в музыкальную фразу. Поженян сказал: нужно убрать одну ноту. Когда Данелия попросил об этом Петрова по телефону, композитор бросил трубку. А в ответ прислал на «Мосфильм» телеграмму: «Я написал 13 вариантов мелодии, пусть этот Жеженян уберет одно слово». Поэт прошел всю войну, морской десантник, взрывал мосты в диверсионном отряде. Когда увидел, что его назвали Жеженяном, рвался ехать в Ленинград разбираться с Петровым. Но ассистенты режиссера сгладили конфликт, сказав, что буквы фамилии исказили телеграфисты на почте.
Песня и музыка в конечном итоге создавали настроение, но все заметили: мелодия не запоминается с ходу.
Разделил поровну
Городские сцены снимали в Мурманске. Выбрали точку с видом на порт и Кольский залив. Но в кадр попадал покосившийся забор. Директор картины Дмитрий Залбштейн договорился, что пригонят несколько автобусов, которые этот забор заслонят. В назначенный день автобусы не прибыли. Тогда Дмитрий Иосифович ворвался на заседание в обкоме партии и обвинил присутствовавших в желании исказить в фильме советскую действительность кривым забором. Через полчаса на съемочную площадку приехала вереница автобусов и два бронетранспортера. Из люка одного торчала голова Залбштейна. Просто на бюро обкома присутствовал начальник местного военного округа и выделил дополнительную технику со своей стороны.
Песню в фильме исполнил актер Валентин Никулин. Поскольку любимая утренняя песня Конецкого в ленту не попала, в одном из интервью он, иронизируя, сказал, что «Песню о друге» писали в санатории для граждан с катастрофами человеческого тела, ведь в ней есть слова «Друг мой — третье мое плечо — будет со мной всегда». Писатель задавался вопросом, из какого места произрастает третье плечо.
Чуть позже отношения Конецкого и Данелии изменились к лучшему. Однажды писатель пригласил режиссера в Ленинград. С вокзала они пошли в сберкассу, где Конецкий снял со счета 2 350 рублей и протянул Георгию Николаевичу со словами: «Это ровно половина гонорара за сценарий. Они ваши. Вы по ходу съемок переделали половину сюжета». Соавторы вышли на улицу, где Данелия категорически отказался от денег. Конецкий положил сумму на перила мостика через реку Мойку и сказал: «Если вам не нужны, то и мне не нужны». Оба стали удаляться, но поднялся ветер. Вернулись бегом: сумма-то нешуточная по тем временам. Режиссер признавался, что деньги помогли ему: в ближайший год гонораров он не получал, семья жила на них.
Поскольку песни о дружбе в СССР всегда занимали особое место, это произведение на эстраде исполняли Эдуард Хиль, Олег Анофриев, Муслим Магомаев и другие. Андрей Петров написал музыку для следующего фильма Данелии «Я шагаю по Москве» и сотрудничал с ним последующие 40 лет.
Еще материалы рубрики:
Почему песни из фильма «Собака на сене» вызвали недовольство цензоров
Как пытались заменить песню в знаменитой программе «Спокойной ночи малыши», и что из этого вышло
Что скрывалось под фразой «Гуд-бай, Америка» в песне группы «Наутилус Помпилиус»
Смотрите также: