Почему песни из фильма «Собака на сене» вызвали недовольство цензоров
Музыкальные произведения, которые в фильме «Собака на сене» исполнил Джигарханян, сегодня бы получили категорию 18+. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Белая ворона
Далеко не каждый в 70 лет способен круто изменить свою карьеру. Этот возраст не ассоциируется с началом успеха. Но режиссер Ян Фрид смог доказать обратное. Первым его фильмом еще в 1939 году стала «Хирургия» про провинциального доктора-пьянчугу. Отличная комедия, выстроенная на неподражаемых актерских работах. Потом на протяжении многих десятилетий его фильмографию пополняли патриотические ленты. Время было такое. Единственным исключением стала музыкальная костюмированная картина «Двенадцатая ночь» (1955). Фильм хороший, но телевидение тогда еще не вошло в каждый дом, а в кино на музыкальные ленты по классическим произведениям зритель ходил неохотно, не голосовал покупкой билета. В результате — провал в кинопрокате.
Только во второй половине 1970-х Фрид решил рискнуть и второй раз войти в одну реку: экранизировать для показа по набравшему аудиторию телевидению пьесу испанского драматурга Лопе де Веги «Собака на сене». Она о неуместной любви между госпожой Дианой и ее слугой Теодоро. При запуске производства Ян Борисович вот-вот должен был разменять восьмой десяток.
Отчасти успех фильма определяется талантливым актерским составом. На роль Дианы он пригласил Маргариту Терехову. Формальные пробы прошли Людмила Чурсина и Ирина Мирошниченко. Терехова уже была звездой, снялась в «Зеркале» Тарковского. Ее острохарактерность наиболее подходила для образа. Но эта же черта во время съемок стала причиной конфликтов.
Подобралась компания знаменитостей: Армен Джигарханян, Елена Проклова. Среди известных актеров Михаил Боярский чувствовал себя белой вороной. Он единственный, к кому на съемочной площадке не подходили за автографом зеваки. Сначала его назначили на роль Рикардо. Потом доверили сыграть Теодоро. С образом Рикардо прекрасно справился Николай Караченцов. Он впервые спел в кино и, как многие шутят, уже не останавливался! В театре «Ленком» первый музыкальный номер актер исполнил в спектакле «Тиль». В обоих случаях автором музыки был Геннадий Гладков. Фрид его пригласил как одного из самых модных тогда композиторов Москвы. И не прогадал. Считается, что своим успехом лента во многом обязана песням.
Каневскому запретили
Режиссер был уверен, что любовные партии для главных персонажей Гладков напишет легко. Поэтому в первую очередь занялись, как ни странно, атмосферными уличными песнями. Ведь произведение написано в 1618 году. Действие происходит в Испании. И оставался риск стать посмешищем, если бы, например, шутливые песни были написаны в советских традициях. Поэтому в качестве автора слов пригласили переводчика испанской, французской, английской стихотворной драматургии и поэзии Михаила Донского. Он знал, чем забавлялись на площадях Мадрида музыканты в Средневековье, был знаком с фольклором и написал стихи для двух песен, из-за которых позже возникли неприятности при сдаче фильма. Их вложили в уста Джигарханяна, и звучат они колко и иронично: «Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки. Станет сразу всё намного проще: девушка стройна, мы скажем — мощи! Умницу мы наречем уродкой, добрую объявим сумасбродкой. Ласковая — стало быть, липучка. Держит себя строго — значит, злючка». К слову, на роль Тристана, которую исполнил Армен Борисович, сначала утвердили Леонида Каневского. Но играть плута ему запретили идеологи. Он тогда снимался в сериале «Следствие ведут знатоки» в роли майора Томина.
Все мужские партии исполняли сами актеры. Боярский спел: «Сталь подчиняется покорно: ее расплющивает молот, ее из пламенного горна бросают в леденящий холод». Заметьте, Донской и тут придерживался образности классической испанской литературы. Караченцову достался более ироничный текст. Его персонаж забавен, поэтому в песнях есть ложный пафос: «Венец творенья, дивная Диана, вы сладкий сон, вы сладкий сон. Виденьями любовного дурмана я опьянен, я опьянен». Есть песни-споры. Возрастной персонаж Игоря Дмитриева тоже добивается руки Дианы. Он поет: «Что проку в этих молодых мужчинах?» — скажу я сам себе наедине. Видней мужская красота в морщинах и седине». Караченцов в ответ бросает строчки: «Что проку в этих скучных стариканах? Смешон не первой свежести жених. Судьба ласкает молодых и рьяных, весь мир для них».
А вот за Маргариту Терехову песни спела Елена Дриацкая, актриса Ленинградского театра музыкальной комедии. Она же исполнила остальные женские партии, модулируя и меняя голосовые интонации.
Уберите режиссера
Декорациями послужили Ливадийский дворец в Ялте и окружающий его парк. Массовкой стало местное население. Привлекли и местный народный самодеятельный театр. Актеры-любители стали окружением главных героев, ходили с персонажем Караченцова петь песни под балкон Дианы.
Если вокалом Терехова похвастаться не могла, то ее темперамент и категоричность периодически накаляли атмосферу на съемочной площадке. Она вошла в острый конфликт с Фридом. Требовала, чтобы он уходил во время дублей, в противном случае отказывалась играть. В одном из интервью Терехова вспоминала, что не лезла в режиссуру фильма в целом, но линию своей роли выстраивала сама. По ее убеждению, в кино всё должно быть натуралистичным, чтобы поверили. Поэтому если давала пощечину персонажу Боярского, то по-настоящему, до крови. Конечно, он терпел, потому что именно Терехова выбрала его на роль и поддерживала. А ведь первым претендентом после проб был Олег Янковский.
Видимо, молодой Михаил Сергеевич приглянулся ей больше. Конечно, в ее таланте сомнений нет. Как-то актер Евгений Миронов рассказывал, что увидел по телевизору «Собаку на сене», залип и ближе к финалу на новом паркете в своей квартире столовым ножом нацарапал: Терехова. Пришлось вызывать шлифовальщика!
Настал момент сдачи фильма комиссии. В площадных песенках Тристана были не только пристойные выражения. Редколлегия требовала их вырезать, что неудивительно. На советском телевидении не могло звучать: «Назовем кокетливую шлюхой, скажем про веселую — под мухой» или «Полюбилась мяснику блондинка. «Ах, — сказал, — отменная грудинка!» Донской — литератор, имевший большой опыт работы с советскими редакторами. Он сказал, что это не его стихи, а перевод подлинной поэзии Средневековья, которая высмеивала пороки буржуазии. И строчки оставили! В нынешние времена им присвоили бы категорию 18+.
Картина имела огромный успех, и это всех примирило. Терехова снялась у Фрида в музыкальной комедии «Благочестивая Марта». Пожилой режиссер организовал целый конвейер по производству неожиданно востребованных музыкальных лент. Снял фильмы «Летучая мышь», «Сильва», «Дон Сезар де Базан». Последний — «Тартюф» — вышел в 1992-м, когда Яну Борисовичу было 85 лет. Угадайте, кто в ней сыграл Тартюфа? Правильно, Боярский!
Еще материалы рубрики:
Как пытались заменить песню в знаменитой программе «Спокойной ночи малыши», и что из этого вышло
Что скрывалось под фразой «Гуд-бай, Америка» в песне группы «Наутилус Помпилиус»