Глава МИД – об интеграции с Россией, визовом соглашении с ЕС, Илоне Маске и улицах Минска
Глава МИД Беларуси Владимир Макей поделился своим видением процессов углубления интеграции с Россией и ответил на самые острые вопросы во время встречи с представителями пяти негосударственных СМИ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на TUT.by.
О внешней политике Беларуси
— Мы не обсуждаем собственную внешнюю политику с представителями РФ, а высказываем свою точку зрения и мысли по поводу ситуации в нашем регионе, про наши отношения с тем или иным государством, — рассказал Владимир Макей. При этом глава МИД отметил, что аналогичные консультации проводятся не только с Россией, а также и с представителями Евросоюза и других стран.
О политической интеграции с Россией
На начальном этапе интеграции речь шла не только об экономических составляющих, но и о политических аспектах, в том числе о создании единой конституции, напомнил В. Макей.
— Я даже помню, что Павел Павлович Бородин (в 2000–2011 годах Госсекретарь Союзного государства. — Прим. ред.) разработал проект Конституционного акта, но потом стороны договорились, что нет смысла продолжать работу над этой идеей, потому что сначала надо обеспечить нормальный уровень экономической интеграции.
Об экономической интеграции с Россией
— Нет смысла разговаривать сейчас, например, о создании единого Центрального банка, что является венцом экономической интеграции, — считает В. Макей. Пока между сторонами не будет достигнут нормальный уровень экономического сотрудничества, это невозможно, уточнил глава МИД. При этом он напомнил, что Беларусь заинтересована в создании близких или даже единых условий для субъектов хозяйствования двух стран.
— Мы всегда говорили о едином рынке нефти и газа, о едином рынке электроэнергии, что позволило бы белорусской продукции конкурировать с российской, — сказал глава внешнеполитического ведомства.
О взаимном признании виз Беларуси и России
В. Макей отметил, что соглашение по этому вопросу подготовлено, однако белорусская сторона планирует рассмотреть его более внимательно.
— В нем сохраняется возможность контроля граждан третьих стран на совместной белорусско-российской границе, что не совсем устраивает белорусскую сторону. Поэтому мы занимаемся работой над этим соглашением, — уточнил В. Макей.
Об упрощении визового режима с ЕС
— Отмена визита Могерини не связана с возможностью или невозможностью подписания соглашения об упрощении визового режима между Беларусью и ЕС, — подчеркнул глава белорусского МИД. При этом он напомнил, что никакого подписания визового соглашения во время визита не планировалось, поскольку в Евросоюзе еще не выполнены внутренние процедуры согласования.
— Наша совесть чиста: мы готовы подписывать соглашения, сделать так, чтобы для наших граждан визы стоили не 80, а 35 евро. Сейчас ждем ответа от наших европейских партнеров. Там всё идет поступательно, процедура запущена. Но, к сожалению, в связи с огромной бюрократией в Евросоюзе и с тем, что там надо согласовать пару технических моментов, этот процесс затягивается, — отметил В. Макей.
Об Илоне Маске
Глава МИД напомнил, что для Беларуси производство электромобилей — перспективное направление, и с компанией Tesla представители дипмиссии Беларуси в США налаживали связи. Однако кроме американской компании вопрос совместного производства электромобилей обсуждался и с бизнес-кругами других стран.
— Что касается Илона Маска, то контакты были, но, насколько мне известно, они не получили дальнейшего развития, — уточнил В. Макей.
О переименовании улиц в Минске
— Было бы хорошо, если бы именами людей, внесших вклад в развитие Беларуси, были названы улицы. Я не вижу в этом большой проблемы. Думаю, если будут определенные предложения, Мингорисполком не откажет, — заявил В. Макей. Он также добавил, что считает наличие в столице и других городах памятников советской эпохи частью истории. Важно, чтобы люди имели объективную информацию о памятниках или именах, поэтому необходимо, устраивая экскурсии к этим местам, рассказывать, что с какими-то из них связаны преступления, с какими-то — «светлое прошлое», уточнил В. Макей.
Фото TUT.by