ГЛАЗА В ГЛАЗА. Первый проректор МГИРО: «Личный пример педагога — это самое главное»
В проекте агентства «Минск-Новости» — известные люди с неравнодушным и откровенным взглядом на происходящее и на себя. Наш сегодняшний собеседник — первый проректор Минского городского института развития образования Сергей Стренковский.
С любовью к детям и родителям
— Об образовании сегодня только ленивый не рассуждает. А как вы, со своей точки зрения доктора исторических наук, смотрите на его развитие в столице?
— Думаю, что оно развивается достаточно интенсивно, появляется много любопытного, инновационного. Очень много интересных учителей, и об этом свидетельствуют в том числе результаты конкурсов, которые проводятся комитетом по образованию Мингорисполкома. В этом году, например, в конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Мы — молодые» участвовало много начинающих педагогов, которые хотят работать, любят детей, стремятся использовать то новое, что почерпнули в университетах, где обучались. Сейчас вот наградили финалистов конкурса «Лучшее учреждение образования», и по ходу этого конкурса мы посещали сами учреждения. Смотрели, как они представляют свою визитку, какие изюминки, отличия есть в образовательном процессе, в традициях, какие у них планы на будущее… Поверьте: есть много интересного, много действительно нового, что сегодня ставит наше образование в ряд достаточно высокий. Мы же ездим в другие страны, знакомимся с другими системами образования — московской, петербургской, прибалтийскими… Недавно у нас была делегация из Польши, в июне мы поедем туда. В принципе, все новое, что сегодня в мире есть в образовании, внедряется и у нас.
Какие-то проблемы, наверное, тоже есть. Отчасти они связаны с тем, что государство не может сегодня выделять огромные деньги на развитие образования. Но тем не менее они выделяются, появляются новые учреждения, довольно хорошо оснащенные, те школы и детсады, которые существуют, тоже поддерживаются в достойном состоянии. Где-то это достигается с помощью родителей, где-то — шефствующих организаций.
Вы правильно заметили: у нас учить (и лечить еще!) умеют все. И со временем это усугубляется, потому что есть Интернет, социальные сети. Сейчас можно обмениваться мнениями хоть в масштабе всего земного шара. Поэтому, к сожалению, очень часто в комментариях видишь непрофессиональное отношение.
Ребенок часто преподносит информацию со своей точки зрения, а детская психология имеет особенности: ребенку хочется свои дела приукрасить, просчеты переложить на товарища, учителя и так далее.
Вспоминаю свою работу директором школы. Одна мама все время жаловалась на плохое питание, на то, что ребенок приходит голодный. Позвал: идемте вместе в столовую, куплю вам обед, что называется, из общего котла — первое, второе, третье. «Так ведь вкусно!» — воскликнула та. Познакомил маму с заведующим производством: можете еще приходить не предупреждая!
Только если будут тесно взаимодействовать школа и семья, исчезнут проблемы. Когда был классным руководителем, всегда старался и собрания ежемесячно проводить, и домой к ученикам приходить. Может, поэтому у меня никогда не было никаких проблем с родителями.
— Сергей Петрович, 16 лет, посвященные вами средней школе, чему научили, какой опыт оказался полезным?
— Это, конечно же, опыт общения с разными людьми. Так получилось, что весь опыт — учительский, заместителя директора, директора, начальника управления образования — я приобрел в одном районе — Фрунзенском. С одной стороны, самый большой район города, с другой — самый растущий. Был и остается. Когда я начальником управления работал, в нем было 117 учреждений образования (сейчас намного больше!). Я начинал работать с учителями и директорами, трудившимися еще в советские годы. И было очень интересно, как им удается совмещать полученный тогда опыт с современными изменениями: у нас появилось новое государство — Республика Беларусь, мы стали суверенными, независимыми… Шли корректировка программ, создание национальных методик и учебников. Хотя в центре всегда был урок, в центре всегда был ученик. Как одна из моих наставниц говорила: «Самые главные средства обучения — это учитель, мел и тряпка». Какими бы гаджетами мы ни пользовались, педагога никуда не уберешь.
И личный его пример. Я всегда на курсах говорю учителям, воспитателям, директорам: ваш живой пример — это самое главное. Потому как если я говорю одно, а делаю другое, никакого уважения не будет.
У своих педагогов я научился тому, что с детьми надо общаться на равных. Они чего-то и не знают — ты должен подсказать… Меня родители так воспитали. А еще научили не гнушаться никакой работы. Когда директором, например, был, то брал в руки косу и косил — тогда еще не было косилок…
— Удивительная все-таки у вас биография — еще юбилея большого не случилось в жизни, а прошли путь от учителя до доктора наук!
— Мужчин у нас в образовании мало. Поэтому, как правило, если ты этого хочешь (и даже не хочешь!), тебя будут по карьерной лестнице двигать. Чисто учителем я, наверное, проработал полтора года — и стал заместителем директора по воспитательной работе. И в свои 25 лет услышал от маститых коллег: если хочешь, чтобы тебя слушали и уважали, должен жить по принципу «делай как я, а если можешь — лучше, чем я». Помню, как проходил аттестацию на высшую категорию, будучи уже в статусе директора: давал целую серию в 15 открытых уроков, хотя к этому времени был уже кандидатом наук, и публикации у меня были, и мои дети занимали места на олимпиадах. Если хочешь быть руководителем, покажи, что ты достоин этого.
А еще мне всегда везло на людей, которые меня окружали. Во всех коллективах, где работал, были единомышленники, люди, которые понимали. Командой же, согласитесь, всегда работать легче. Поэтому какие-то достижения и в школе, и во Фрунзенском районе, и здесь, в институте, — это не только мои достижения. Поэтому, наверное, и совмещать работу с наукой было легко: всегда рядом были помощники, на которых можно положиться. К слову, в научной работе я брал ту тему, которая мне интересна, и это, наверное, было решающим в успехе.
Про городское самоуправление и референдумы
— Обе ваши диссертации связаны с белорусским городским самоуправлением, пусть и в далекие-далекие времена. Что полезного и интересного можно извлечь нам из той истории?
— Во-первых, почему меня именно эта тема заинтересовала… Я родился в Ивьевском районе, есть там такое местечко — Юратишки. Там было когда-то медицинское училище, достаточно известное. Многие его выпускники стали признанными светилами, но в 1975-м в связи с закрытием этого учреждения родителям предложили место в медицинском училище в Пинске. Это очень древний, очень интересный город, и атмосфера, которая там была, как раз привела к тому, что я заинтересовался городской историей. Пинск, как и многие белорусские города, имел магдебургское право, то есть право на самоуправление, и оно меня настолько заинтересовало, что потом вылилось в диссертации: кандидатскую и докторскую. Наши предки на протяжении нескольких веков самостоятельно решали вопросы городской жизни, сами выбирали городской совет, городской суд, принимали решения, что построить, сколько денег на это собрать… Мы, в общем-то, все еще живем на традициях Советского Союза, а в советское время составляющая самоуправления была сильно свернута. Хотя у нас были и сельские, и районные, и городские советы, но они мало что решали. Поэтому культура самоуправления, которая была, ушла. И сегодня ее возродить (как и вообще что-то возродить!) очень тяжело. Горожане фактически сами собой руководили и подчинялись только великому князю или королю. Есть то, что и сегодня актуально. Например, какие-то местные вопросы, скажем, уровня Партизанского района, можно вынести на референдум и решить: нужно уплотнять здесь или там жилищную застройку? Построим мы детский сад или еще два жилых дома на этом месте? Наше законодательство, кстати, предусматривает возможность проведения референдумов, но пока никто не решается на это. А для небольших населенных пунктов, мне думается, это вообще очень простой и надежный способ решения вопросов. Тогда были бы сняты многие проблемы, с которыми люди и на прием приходят, и в Администрацию Президента обращаются, и в Комитет государственного контроля…
К слову, о правовой культуре, которая в нашем обществе очень низкая. Считаю это одной из причин активного обращения граждан в различные инстанции. Возьми документы и почитай!
И это тоже один из уроков, который можно вынести из истории городского самоуправления: люди тогда были довольно образованными в правовом плане.
Крест по силам
— Что лично вам помогает двигаться по жизни?
— Наверное, оптимизм. У нас в семье так было всегда — не жаловаться на судьбу, не пенять на кого-то, относиться с юмором даже к не совсем хорошим событиям. Поэтому живу с установкой: нет таких трудностей, которые невозможно преодолеть. Как у нас говорят в церкви: Господь дает крест только по силам, никогда не дает того, что ты не можешь выдержать.
Важно не терять чувства собственного достоинства. Важно ощущать себя уверенным, знающим, профессионалом.
Еще одна вещь, которая мне помогает всегда. Директор моей школы в Пинске Каролинский Израиль Абрамович говорил так: «Если ты не знаешь, как поступить, поступай по закону». Я этот принцип тоже стараюсь соблюдать. Если возникают сомнения, открываю закон, какой-то другой нормативный акт и делаю так, как там написано.
Мои бабушки были очень верующими, они меня в церковь водили. (Сейчас вот написал книгу о своем приходе храма в честь святого Николая, такой подарок сделал себе и прихожанам в Год малой родины. Через два года нашей церкви исполнится 500 лет.)
Да, наказать, наверное, надо, если закон этого требует. Но если видишь, что он сделал это по какой-то причине, попытайся помочь человеку преодолеть эту причину, его недуг, может быть… Если действовать с этой точки зрения, жить легче. Зная, что помог людям где мог.
— Сергей Петрович, вы сегодня наставляете учителей, но вдруг пришлось бы вернуться в класс, снова самому учить истории детей. Не испугались бы?
— Мне иногда и на курсах говорят: вам легко рассуждать, а попробуйте в класс! Говорю: пожалуйста, приглашайте. Готов прийти и дать любой урок. И будучи начальником управления, и в первые годы в институте еще работал на полставки учителем. К сожалению, сегодня просто физически не успеваю, хотя рядом с домом у меня 21-я гимназия — директор всегда приглашает, да и бывшие коллеги по Фрунзенскому району…
Знаете, периодически мы проводим фронтальные проверки одного-двух районов, и меня назначают, как правило, председателем этих комиссий. Иногда не выдерживаю: давайте лучше я вместо вас встану к доске и проведу урок… Так что не только не страшно — с большим удовольствием!
Еще материалы рубрики:
ГЛАЗА В ГЛАЗА. Светлана Боровская: мое дело — донести эмоцию, пробудить людей к новому дню и свету
ГЛАЗА В ГЛАЗА. Владимир Карпяк: для меня нет «не моих» тем
ГЛАЗА В ГЛАЗА. Григорий Рапота — о работе, патриотизме и книгах
ГЛАЗА В ГЛАЗА. Директор фонда «Шанс»: любая мотивация помочь — правильная
ГЛАЗА В ГЛАЗА. Владимир Ермошин: «Город за последнее время очень изменился, похорошел»