1200 90

ГУРМАН. Кто изобрел полевую кухню, и как она менялась на протяжении века

Первые упоминания о печах на колесном ходу встречаются в описаниях бытового обустройства армии Наполеона. Маршал Луи Николя Даву заказал 60 таких агрегатов для 1-го военного корпуса, находящегося под его командованием. И все они были безжалостно брошены во время французского отступления и захвачены русскими войсками. Сохранившийся трофейный экземпляр можно увидеть в Москве в Музее Отечественной войны 1812 года. Какие еще были варианты этого устройства — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

lk2a3092 copy

В русской армии первой массовой полевой кухней стал агрегат системы Михаила Боголюбского. Однако первенство принадлежит кухне, которую изобрел Юлиан Парчико в 1877-м. Их было выпущено около 10. Они использовались в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов, но распространения не получили. В 1898-м на снабжение русской армии приняли «походный очаг» системы Боголюбского. Он представлял собой кастрюлю-скороварку с герметичной крышкой на винтовых замках, сблокированную с дровяной топкой и установленную на одноконную двуколку.

В 1904 году кухню Боголюбского усовершенствовал полковник русской армии Турчанинов. Русское военное ведомство весьма оперативно приняло на вооружение и запустило в серию Военно-походную кухню-самовар Турчанинова. Сперва она имела один котел, но почти сразу внесли изменение, и котлов стало два: щи да каша — пища наша, говорили солдаты. Кухня Турчанинова оказалась настолько удачной, что ее клепали до 1941-го почти без трансформаций.

После Русско-японской войны полевыми кухнями начали обзаводиться и другие армии. В их числе японцы, получившие некоторое количество русских кухонь в качестве трофеев, и немцы, чьи представители бывали на Маньчжурском фронте и привезли оттуда восторженные отзывы о новинке.

В 1906 году в Германии объявили конкурс на лучший образец походной кухни, в котором победила специально закупленная для изучения кухня Турчанинова. Тем не менее на снабжение германской армии был принят один из собственных образцов. В отличие от русской кухни он имел не два, а три котла и отдельную духовку для выпечки. Немецкие солдаты прозвали этот агрегат «гуляшканоне» — пушкой для гуляша — за его сходство с артиллерийской упряжкой.

К началу Великой Отечественной советская армия была полностью оснащена усовершенствованными полевыми кухнями, оборудованными двумя котлами емкостью 125 и 75 л. Первый использовали для приготовления супов, второй — для каш. Деревянные тележные колеса заменили автомобильными. Теперь передвижные кухни можно было брать на буксир и перемещать вслед за войсками со скоростью около 35 км/ч. Вода в котлах закипала за 40 минут, и опытный кулинар мог приготовить обед для целой роты за полтора часа. Кстати, в 1943 году учредили нагрудные знаки «Отличный повар» и «Отличный пекарь». Ими награждали за «отличное приготовление в боевой обстановке вкусной и разнообразной пищи и быструю доставку горячей пищи и чая бойцам».

Щи солдатские

shhi soldatskieКвашеная капуста — 300 г, вода — 2,5 л, лук — 1 шт., морковь — 1 шт., пшено — 100 г, томатная паста — 2 ст. л., тушенка — 1 банка, соль, перец, лавровый лист по вкусу.

Крупу перебираем, промываем, высыпаем в котелок (кастрюлю). Туда же отправляем нарезанные квашеную капусту, лук и морковь. Овощи тушить или обжаривать не надо! Заливаем все продукты водой, ставим котелок на огонь. Варим (томим на медленном огне) после закипания не менее часа — чем дольше, тем лучше. Когда капуста станет мягкой, добавляем в щи тушенку, лавровый лист, солим и перчим по вкусу. Затем заправляем томатной пастой, перемешиваем. Томим на огне еще 5–10 минут.

Подаем со сметаной и с черным хлебом.

Пшенная каша с луком и чесноком

pshenaya kasha s lukom i chesnokomПшено — 1 ст., вода — 3 ст., чеснок — 1 головка, лук — 1 шт., подсолнечное масло, соль по вкусу.

Крупу перебираем, промываем, заливаем холодной водой и ставим на огонь.

Обжариваем измельченный лук на растительном масле. Как только вода закипит, добавляем туда поджарку, солим кашу и варим еще 10–15 минут. Очищаем и мелко нарезаем головку чеснока. Снимаем кашу с огня, добавляем в нее чеснок и, закрыв крышкой, заворачиваем в одеяло — пусть распарится. Каша получается ароматной, мягкой и нежной.

Крошенка фронтовая

kroshenka frontovayaКартофель — 1 кг, тушенка — 1 банка, репчатый лук — 3–4 шт., чеснок — 2–3 зубчика, соль, перец, лавровый лист по вкусу.

Очищенный и вымытый картофель нарезаем кубиками. Лук очищаем и измельчаем. Обжариваем его на жире из тушенки или на любом другом.

В кастрюлю выкладываем картофель, лук, тушенку, солим и перчим. Заливаем водой, чтобы она покрывала картофель, и тушим до готовности картофеля. Можно добавить морковь и любую зелень.

За несколько минут до готовности кладем лавровый лист и измельченный чеснок. Даем настояться.

Еще материалы рубрики:

ГУРМАН. Какие пирожки пекли белорусы на колядки и дарили бабкам-повитухам

ГУРМАН. Готовим блюда из любимых народных фильмов

ГУРМАН. Украсят рождественский стол. Топ-3 рецепта праздничных блюд

ГУРМАН. Почему на Рождество готовят блюдо из гуся

ГУРМАН. Накрываем изысканный новогодний стол для Дракона

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

Олега Даля, Александра Збруева и Андрея Миронова открыл для советского кинематографа фильм «Мой младший брат», снятый по мотивам романа Василия Аксёнова «Звездный билет». Действия картины разворачиваются в Эстонии, куда главные герои отправляются в путешествие. Подробнее об истории создания ленты читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e

О чем кино

Два брата — старший Виктор и младший Дмитрий — находятся в поисках себя. Виктор — молодой ученый, готовится к защите диссертации, но обнаруживает в своих расчетах ошибку. Пытаясь ее исправить, погибает во время эксперимента. Дмитрий с несколькими вчерашними одноклассниками решает не поступать в вуз. Друзья отправляются в путешествие в Эстонию. Компания оказывается на рыболовецком траулере в шторм и помогает спасти норвежское судно, терпящее бедствие.

Скандальный роман

vasilij aksenov2

Василий Аксёнов

Роман Василия Аксёнова «Звездный билет» сначала назывался «Орел или решка?». Когда герои решают, куда им поехать, они подбрасывают монету. Но поэтическая аллегория одного из персонажей о том, что ночное небо похоже на трамвайный билет, пробитый звездным компостером, редакторов впечатлила больше. Произведение опубликовали летом 1961 года в журнале «Юность». Оно сразу стало культовым. Им зачитывались. Автор тогда отдыхал в Прибалтике и увидел, что пляж буквально пестрит желтыми обложками этого издания в руках курортников. Действующие лица романа ведут себя вольно, как персонажи Хемингуэя. А еще книгу сравнивали с «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Аксёнов угадал нерв времени.

Молодые читатели видели в персонажах себя. Однако на сюжетные перипетии и моральный облик героев истории набросились критики. Ведь юноши оперируют жаргоном: «Конь (отец) мой сейчас дома», «Были бы деньги, накирялся бы я сейчас», «Всё будет тип-топ!» А долгую дорогу в Эстонию газетчики ассоциировали с диссидентством. Звучали реплики: «Для них комсомола словно не существует!» Не нравились и второстепенные персонажи: «Интересны люди, которые попадаются «беглецам» во время их странствий. Среди них выделяются рыбаки, направляющиеся в столицу Эстонии на выставку графики, «а после идут обедать. И — выпив за обедом «несколько бутылочек» — следуют в концерт, где внимают скрипкам, виолончели и пению… Чудные рыбаки!».

Все закончилось тем, что главного редактора «Юности» Валентина Катаева за публикацию романа сняли с работы.

В кино одобрили

aleksandr zarhi

Александр Зархи

Вместе с изменениями в обществе перемены наступили и в кинематографе. Режиссер Александр Зархи не принадлежал к поколению шестидесятников, но давно хотел снять молодежную картину. Почувствовал перспективу именно в произведении Аксёнова. Смог уговорить руководство «Мосфильма» разрешить сделать по нему ленту. Он утверждал, что героям книги хочется жить — и всё. Они желают быть людьми, соблюдающими моральный этикет, и в то же время оставаться свободными. Тем более существовали альтернативные критическим мнения: «Непослушные-то детки, хлебнув свободы, уясняют: кто не работает, тот не ест, — приобщаются к труду, даром что выделяются модной одеждой и говорят на жаргоне».

Чтобы лучше почувствовать атмосферу, постановщик взял в команду молодого оператора Анатолия Петрицкого. А художником-постановщиком картины стал уроженец Минска Лев Мильчин, сын известного белорусского живописца Исаака Мильчина, погибшего в Минском гетто в 1941-м.

Роман Аксёнова для экрана переработал известный в те годы сценарист Михаил Анчаров.

По дружбе и протекции

Олег Ефремов в творческом сообществе Москвы начала 1960-х был небожителем. Всего несколько лет работал открытый им театр «Современник». В кино актера звали наперебой, но соглашался он далеко не на все роли, да и времени не хватало. Однако сыграть трагическую фигуру Виктора Денисова Ефремов согласился.

Самым сложным стал поиск исполнителей на роли главных героев — вчерашних школьников. Приглашать опытных молодых артистов, которым далеко за 20 лет, казалось неприличным. Режиссер пообщался с руководителями курсов из разных театральных вузов. Так, Димой Денисовым на экране стал студент Александр Збруев, а Аликом Крамером — Олег Даль. Кстати, картина дала им путевку в жизнь не только в кинематографе. Анатолий Эфрос, на тот момент руководитель Ленкома, посмотрев фильм, пригласил Збруева в свою труппу.

А Ефремов, заметив Даля на съемках, позвал того в «Современник». В некотором роде белой вороной в этой компании стал исполнитель роли Юры Попова 20-летний Андрей Миронов. Его на съемочную площадку за руку привела мама Мария Владимировна, дружившая с Зархи. Постановщик был не против талантливого, но слегка застенчивого юноши. А вот Даль за эту протекцию невзлюбил Андрея и не разговаривал с ним за кадром. Еще больше Олег презирал 21-летнюю Людмилу Марченко. Она в то время принимала ухаживания директора студии Ивана Пырьева, который был старше ее на 39 лет. Он навязал свою любовницу Зархи. Правда, Марченко с образом Гали Бодровой справилась неплохо.

a609e0926f3ac21e14fc7ed4759c044f

Миронов на каблуках

Кино снимали в Москве, Таллине и в одном из рыбацких поселков. В конечном счете Даль подружился и с Мироновым. Вечерами они собирались компанией. Збруев даже устроил забастовку в связи с тем, что их троих поселили в маленьком домике без удобств. Тогда ребят перевезли в городскую гостиницу.

Збруев отказывался от дублеров. Когда по сюжету его девушка уезжает с другим, Александр с разбегу цепляется за бампер, и машина долго тянет его по брусчатке. Актер ободрал себе локти, колени, но этого в кадре не видно: все снято сзади на общем плане.

По сценарию герой Миронова высокого роста, баскетболист. Артисту специально сшили туфли с каблуком 8 см, и Андрей на них часто подворачивал ноги.

Ефремов по понятным причинам бывал на съемках наездами. Работа и спектакли не позволяли ему отправиться в экспедицию надолго. Пообщаться и выпить с кумиром хотел каждый, и тот охотно шел навстречу. Олегу было интересно в компании совсем юных коллег. Он присматривался и слушал, чем живет поколение вчерашних школьников, хотя самому на тот момент было всего 34 года.

Фильм впервые показали в Москве в августе 1962-го. Почти одновременно состоялись премьеры еще двух лент, поставленных по произведениям Аксёнова: «Коллеги» и «Когда разводят мосты». Вскоре из ЦК КПСС в Союз кинематографистов СССР поступило распоряжение провести критический разбор этих трех картин. 4 января 1963 года в Центральном доме кино состоялось совещание. Больше всего от идеологов досталось фильму «Мой младший брат». А ведь он о наивной юности, дружбе, первой любви и первой боли и о том, как прожить жизнь не по-дурацки, а с пользой для страны и людей…

Еще материалы рубрики:

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

В столице торжественно завершился юбилейный кинофестиваль «Лістапад». Кто стал обладателем Гран-при

Торжественная церемония закрытия ХХХ Минского международного кинофестиваля «Лістапад» состоялась во Дворце республики 8 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 1 kopiya

Неделя пролетела незаметно. Сотни кинопоказов, десятки тысяч зрителей. Как рассказал министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич, практически на всех кинопоказах фестивальных лент был полный зрительный зал. Фильмы кинофестиваля «Лістапад» посмотрело более 30 тыс. человек, более полутора тысяч посетило различные мастер-классы и творческие встречи.

На торжественной церемонии назвали имена победителей. Так, приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» получил режиссер-постановщик фильма «Там, где танцуют стерхи» Михаил Лукачевский из российской Республики Саха (Якутия).

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 10 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 16 kopiya

Белорусский анимационный фильм «Песня Сирин» удостоен приза Минского городского исполнительного комитета. Заслуженную награду режиссеру картины Елене Туровой вручил председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев.

Ежегодно появляются новые шедевры, которые учат нас добру, тому, как жить правильно, — добавил В. Кухарев. — Хотелось бы, чтобы эти добрые традиции были вместе с нами. Зритель ждет новое кино.

В. Кухарев поблагодарил гостей, которые провели фестивальную неделю в Минске и дарили зрителям радость.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 9 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 28 kopiya

Затем настало время назвать лауреатов конкурсов кинофестиваля «Лістапад» и обладателей других наград. Специальный приз Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами «Кино без границ» присужден совместному белорусско-российскому фильму «Черный замок». Приз представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси «Язык кино — язык взаимопонимания» получил российский фильм «Держись солнца». Эта лента также победила на конкурсе кинофильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзiк» в 2024 году.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 22 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 21 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 20 kopiya

В номинации «Лучший игровой фильм национального конкурса» победителем стала белорусская лента «Лист ожидания», а «Лучшим неигровым фильмом национального конкурса» признана тоже белорусская картина «Леонид Шварцман. Сказка про мальчика и старый город».

В номинации «За лучшую мужскую роль в игровом фильме» победителем стал Радивое Буквич, сыгравший в фильме «Хранители формулы», а Марисса Анита за роль в фильме «Крокодиловы слезы» стала победительницей в номинации «За лучшую женскую роль в игровом фильме». «Специальный приз жюри конкурса игровых фильмов» присужден картине «Черный замок».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 5 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 17 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 15 kopiya

Овациями зрительный зал встретил новость о том, что обладателем «Гран-при «Золото «Лiстапада» за лучший игровой фильм» стала китайская лента «Чанъань, Сиань» режиссера-постановщика Чжан Чжуна.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 25 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 26 kopiya

После вручения главных награды фестиваля на экране Дворца республики показали ленту «Там, где танцуют стерхи».

В 2025 году кинофестиваль «Лiстапад» вернется в 31-й раз.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 4 kopiya

Фото Сергея Мицевича