ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как Май Данциг создал настоящее признание в любви родному Минску
Замечательный белорусский художник Май Данциг поэтизировал и умел, как немногие, воспевать и показывать в необычном ракурсе Минск, где родился и жил много лет. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Скрипка, война и ларек № 3
Мая Данцига нередко называют ярким представителем сурового стиля и художником-урбанистом, но это справедливо лишь отчасти. Мэтр работал почти во всех жанрах, добился признания в станковой и монументальной живописи, писал прекрасные сюжетно-тематические картины, портреты, натюрморты, тяготел и к военной тематике. Однако именно выразительные и яркие пейзажи, словно с высоты птичьего полета запечатлевшие белорусскую столицу, стали его визитными карточками и своего рода признанием в любви к родному городу.
«Я родился в Минске, — говорил Май Вольфович. — Тут начинался мой путь в искусство. Ежедневная жизнь моего родного дома привлекает своей необычайной красотой. Здесь с особенной остротой чувствуешь рост и кипение жизни страны».
…Из него мог получиться неплохой спортсмен или прекрасный музыкант. Мальчик появился на свет в интеллигентной, как принято говорить, семье. Отец, преподаватель физкультуры, в свободное от работы время рисовал и даже посещал художественную студию известного белорусского живописца и педагога Якова Кругера. Он хотел, чтобы и сын овладел творческой профессией.
Мальчик три года отучился в минской музыкальной школе и выступал на ученических концертах, исполняя на бис произведения для скрипки. Он мог стать профессиональным скрипачом, но планы перепутала война. Вместе с другими беженцами их семья оказалась на Волге в городе Ульяновске, где мать работала на швейной фабрике, отец служил в милиции. Им пришлось пережить жуткий голод, парнишка же навсегда запомнил свой первый заработок.
А дело было так. Директор ларька на местном рынке, где продавался хлеб по карточкам, попросила мальчика сделать табличку для своей торговой точки. Работа «Ларек № 3» произвела благоприятное впечатление, и женщина выдала Маю целую буханку. Именно это художник считал своим первым гонораром. Потом Данциг сделал стенгазету, благодаря чему пошили платье для его сестры.
Дальше — больше. Покорпев над транспарантами с праздничными призывами, Май заработал себе костюм. Он рисовал для ульяновских фабрик вывески и лозунги к праздникам — за это давали одежду и еду. К моменту возвращения в Минск в 1944 году у Данцига окрепло желание стать художником. К скрипке возвращаться было поздно, ведь он не брал инструмент в руки четыре года.
Учиться и учить
В 1944-м, сразу после освобождения Минска, семья Данцигов возвратилась в родной город. Три года спустя в столице открылось художественное училище, юноша поступил туда, а в 1952-м окончил. Но на достигнутом решил не останавливаться и, чтобы совершенствоваться дальше, отправился в Белокаменную, став студентом Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова.
Прилежная учеба в вузе, ежедневные посещения Третьяковки, регулярные наброски и зарисовки принесли впечатляющие плоды. На последнем курсе как лучший студент Май Данциг был зачислен в изостудию Московского международного фестиваля молодежи и студентов. Дипломную работу «Навстречу жизни», заслужившую оценку «отлично» и множество положительных отзывов, приобрел белорусский Государственный художественный музей.
Вернувшись после учебы в родной город, Данциг с этюдником исходил родной город вдоль и поперек, делая зарисовки, наброски, этюды. Среди работ этого периода — «Весна 1944», «Март», «На бульваре», «Растут новые кварталы», «Старый и новый Минск», «Минск пробуждается», «Верхний город» и другие.
На творчество молодого художника, по утверждению искусствоведов, большое влияние оказали сотрудничество и дружба с народным художником Беларуси Виталием Цвирко. В живописной манере этих мастеров, как отмечается, немало общего. Именно Цвирко после возвращения Данцига из Москвы пригласил того на преподавательскую работу в Белорусский театрально-художественный институт, ректором которого являлся в то время.
Обучению студентов Май Вольфович отдал свыше полувека, поднимаясь по служебной лестнице: стал профессором, заведующим кафедрой станковой живописи. И все-таки главным делом для него всегда оставалась живопись. За свою жизнь Данциг написал свыше 500 полотен, многие из которых вошли в золотой фонд белорусского искусства.
Сегодня его произведения хранятся во всех ведущих музеях Беларуси, а «Автопортрет» — в Третьяковской галерее в Москве. В 2015 году огромной аллегорической картиной нашего земляка «И помнит мир спасенный…» открывалась выставка, посвященная Второй мировой войне, в лондонской галерее Чарльза Саатчи, куда мечтают попасть все художники планеты. Кстати, писал ее мастер около 10 лет.
Древний — молодой
Настоящим признанием в любви родному Минску можно назвать знаковую картину Мая Вольфовича «Мой город древний, молодой», украшающая экспозицию Национального художественного музея. Полотно впечатляет не только внушительными размерами, но и сочностью красок, композицией и необычным ракурсом, выбранным для ее создания. Холодную красоту форм новой архитектуры оживляют живые краски повседневности, движение людей и машин.
Картина создана в 1972 году. К тому времени у Данцига уже было портфолио с работами, изображающими пейзажи столицы. Столкновение прошлого и настоящего, сочетание дыхания древности и молодых архитектурных форм — одна из любимых тем художника.
Особенно мэтр любил Немигу с окрестностями. Как раз до начала 1970-х годов, когда появился «Мой город древний, молодой», улица представляла собой застройку из старинных зданий XVI-XIX веков. Часть из них снесли, чтобы возвести новые дома. Во время реконструкции безвозвратно исчезли некоторые памятники архитектуры, в том числе, к примеру, готическая Холодная синагога XVI века, которая изображена на картине в правом нижнем углу возле строящегося здания «Белпромпроекта».
Данциг же умышленно сохранил старые постройки города, которые уже разрушила беспощадная урбанизация. На заднем плане видны Свято-Духов кафедральный собор, элементы архитектурного комплекса в Верхнем городе, а еще дальше, в глубине, виднеется еще один памятник архитектуры, созданный уже в XX веке, — Национальный академический Большой театр оперы и балета, который находится в сквере, окруженном улицами с четырех сторон.
По картинам Данцига, образно говоря, можно проводить городские экскурсии, вспоминая прошлое и описывая настоящее. Вот и «Мой город древний, молодой» — своеобразный художественно-исторический памятник Минска.
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как жил и творил художник, написавший «Партизанскую мадонну»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Его называли русским Сезанном. Рассказываем про художника Илью Машкова
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Чем вдохновлялся и как писал свои шедевры лучший ученик Репина
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»
Смотрите также: