ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Гений, феномен, «поветовый да Винчи»: рассказываем о Язэпе Дроздовиче
Этого самобытного художника, археолога, писателя, этнографа современники считали чудаковатым. А сегодня его многие называют гением, погибшим в нищете, и феноменом, который необходимо изучать. Подробнее о творчестве Язэпа Дроздовича — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сатурняне с огромными и доверчивыми детскими глазами, величественный, словно сошедший со страниц Книги книг «Пророк», бредущие куда-то работяги-марсиане, фантастические пейзажи далеких планет… Картины Я. Дроздовича, многие из которых находятся в экспозиции и запасниках Национального художественного музея Беларуси, удивительны. Они составляют только часть обширного наследия, долгое время остававшегося мало востребованным и разбросанного по разным уголкам бывшей империи под сенью двуглавого орла.
Осколки разбитого зеркала
В Национальном художественном музее два года назад состоялось открытие нового раздела постоянной экспозиции, всегда привлекающей посетителей. Размещенную в зале белорусского искусства конца XIX — первой половины ХХ века «Вселенную Язэпа Дроздовича» расширили живописными и графическими работами из запасников и тактильными картинами, предназначенными для людей с нарушением зрения.
«Нам хотелось показать все грани творчества этой одаренной личности, — подчеркивали организаторы. — Язэп Дроздович — феноменальное явление для белорусской культуры. В деревне, где родился мыслитель, многие даже не знали, почему день сменяется ночью. Он объяснял людям самые элементарные вещи и то, как устроена Вселенная.
Даже его книга написана в виде вопросов и ответов. Язэп Нарцизович был очень предан своей малой родине и писал на беларускай мове. Наследие Дроздовича можно сравнить с разбитым зеркалом, осколки которого есть в Беларуси, Польше, Литве, и мы теперь его собираем».
Нет, как известно, пророков в своем отечестве. Несколько лет назад в Национальном художественном музее Беларуси побывал директор Лувра. Именитый гость, по сведениям очевидцев, довольно спокойно осматривал экспозицию, в том числе самые драгоценные «жемчужины», однако оживился и очень впечатлился, увидев «Сатурнянку» нашего земляка. Он признал в ее авторе мастера с необычайно редким и самобытным дарованием.
Сегодня Я. Дроздовича всё чаще сравнивают с грузинским гением Нико Пиросмани и великим литовцем Чюрлёнисом. А белорусский художник, современник Дроздовича, Петр Сергиевич называл его «нашим маленьким поветовым Леонардо да Винчи».
По свидетельствам его биографов, Дроздович оказался не только талантливым живописцем и скульптором, но еще и писателем, поэтом, учителем, этнографом, фольклористом, философом, хиромантом, археологом, театральным деятелем, астрономом-любителем и основателем белорусской теоретической астрономии.
Космические сны
Язэп (Иосиф) Нарцизович Дроздович родился в октябре 1888-го на хуторе Пуньки Дисненского уезда Виленской губернии (ныне Витебская область) в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Многодетная мать пятерых сыновей и дочки потеряла мужа, когда малышу было 2 года, и ей пришлось сменить немало мест жительства.
Детство впечатлительного мальчика прошло в живописных окрестностях Голубицкой пущи. Язэп учился в Дисненской гимназии и увлеченно делал зарисовки местных пейзажей. В 18 лет он переехал в Вильно и поступил в художественную школу профессора живописи Ивана Трутнева, которую в 1904 году признали лучшей в России.
Отучившись четыре года, в 1910-м парень попал в армию. Первую мировую войну художник, окончивший курсы фельдшеров, встретил в медсанбате, где порой приходилось оказывать помощь 500 пациентам в день. Там заболел брюшным тифом. Вернулся в армию лишь через семь месяцев.
Революцию Дроздович принял с энтузиазмом, с оптимизмом приветствовал Первый Всебелорусский конгресс, создав на своей малой родине народную библиотеку и любительский театр. А в 1919-м переехал в Минск, стал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе.
Кипучая энергия и тяга к творчеству не позволяли деятельной натуре белорусского самородка ограничиваться только преподаванием. Дроздович поработал иллюстратором в литературных издательствах, художником-декоратором в Обществе белорусского искусства и в государственном театре, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка».
В Минске Язэп Нарцизович создал серию уникальных изображений исторических районов города — Замчища, Верхнего города, Татарского предместья, исследовал русло Немиги, проводил раскопки в Заславле. Однако в конце 1920-х вновь перебрался в Вильно. Именно в этот период заинтересовался небом и звездами, ему начинают сниться сны о далеких мирах и живущих там диковинных существах, которые он рисует по памяти. Так появляются нереалистичные шедевры, до сих пор не до конца разгаданные искусствоведами.
Город на кольце Сатурна
Вернувшись на малую родину в начале 1930-х, Дроздович создал большое количество графических и живописных произведений. Он собирал и записывал фольклор, составлял диалектические словари, занимался археологией, разрисовывал ковры. Но, не понятый людьми, считавшими его чудаком, постепенно превратился в маргинала и одинокого человека, избравшего стезю вечного странника.
По ночам художник совершал во сне астральные путешествия на далекие звезды и планеты, а увиденное там зарисовывал, воплощал в графике и живописи.
Известны более 100 произведений Дроздовича на космическую тематику, составивших три больших цикла: «Жизнь на Луне», «Жизнь на Марсе» и «Жизнь на Сатурне». На основе своих сомнамбулических снов художник возводит на других планетах целые города с необычной архитектурой, создает таинственные природные ландшафты, рисует их странных жителей…
Именно этой теме посвящена одна из знаковых картин Я. Дроздовича «Соsmopolis. Порт Небесного Простора на кольце Сатурна», написанная в 1931 году.
— Работа сейчас экспонируется на выставке, посвященной 100-летнему юбилею Виленского белорусского музея имени Ивана Луцкевича, — рассказывает искусствовед Ольга Архипова. — Оригинальный, мрачный, непохожий на другие небесные тела Сатурн был любимой планетой Дроздовича. Художник-астроном полагал, что у нее имеются и «цельнотелые обручи» (сердцевинный и верхний), и «разрозненнотелые». И на первых есть жизнь, в чем-то похожая на земную.
Даже сам жанр «Космополиса» определить трудно: то ли это космический реализм, то ли метафизическая живопись, сюрреализм или живописное фэнтези? Картина яркая, эффектная, необычная, мастерски написанная, будоражащая воображение.
…Вечный странник трагически умер в пути в 1954 году. Потерявшего сознание дядю Язэпа нашли на дороге крестьяне. Его отвезли в Подсвильскую больницу, где вскоре он скончался. Похоронен художник в деревне Липляны Глубокского района.
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля