Изобрел чудо-вакцину и подарил ее людям. История жизни Альберта Сейбина, спасшего миллионы жизней
Наш земляк изобрел вакцину от страшной болезни и отказался от патента на нее, который сделал бы его богачом. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Альберт Сейбин — изобретатель и разработчик вакцины, наш земляк, уроженец Гродненской губернии, человек планетарного масштаба, спасший десятки миллионов людей от гибели.
Родился будущий вирусолог в 1906 году в семье Якова Саперштейна и Цили Кругман в Белостоке. Стоит напомнить, что с 1807-го город входил в состав Российской империи, а с 1939-го стал одним из областных центров БССР. 20 сентября 1944 года Белосток с прилегающими районами был передан Польше.
В 1921-м семья эмигрировала в США. Родители хотели, чтобы парень освоил профессию дантиста, и даже собрали на это средства. Но в руки ему попала увлекательная книга микробиолога Поля де Крюи «Охотники за микробами». Под впечатлением он поступил в Школу медицины при Нью-Йоркском университете.
Прививка Элвиса
Сегодняшний COVID-19 — беда прежде всего взрослых людей. Детей в основном вирус обходит стороной, или благодаря иммунитету болезнь протекает бессимптомно. Но представьте себе: совсем недавно, в ХХ веке, существовало вирусное инфекционное заболевание, поражавшее серое вещество спинного мозга преимущественно у детей. Малыши были основной возрастной группой заболевших. Детей парализовало, наступали патологии нервной системы, деформация нижних конечностей. Паралич мог коснуться диафрагмы, дыхание становилось невозможным. Распространение заболевания носило повсеместный и выраженный эпидемический характер. Название этого зла — полиомиелит.
В годы, когда еще не наступила эра цветного телевидения, в одной из самых популярных телепередач Америки «Шоу Эда Салливана» появился легендарный Элвис Пресли. Он пришел, чтобы прилюдно перед многомиллионной аудиторией вакцинироваться от полиомиелита. Многие американцы с подозрением относились к новой вакцине. Хотя все знали, что единственный в истории США президент, избиравшийся четыре раза подряд, Франклин Рузвельт часть жизни провел в инвалидном кресле именно из-за этой болезни. Когда телезрители увидели, как король рок-н-ролла получил укол, а потом исполнил новую песню, в стране произошел всплеск вакцинаций, и в конечном итоге болезнь удалось победить… Но, конечно, благодарить за это человечество должно не Элвиса.
Превращали в изгоев
Как ни странно, именно улучшение условий санитарии, повышение культуры гигиены косвенно способствовали распространению вируса полиомиелита. В самом раннем возрасте ребенок мог перенести болезнь, не заметив ее и получив иммунитет. Но благодаря усиленным гигиеническим нормам заболевание проходило мимо, антитела не вырабатывались и недуг заставал детей и подростков в более уязвимом возрасте, когда организм почти сформировался. Частыми стали и случаи заражения взрослых. Упомянутого Рузвельта недуг настиг в 39 лет. Природа болезни в то время была еще мало изучена, что приводило к весьма жестким действиям со стороны властей. Сейчас в это трудно поверить, но в стране, где и тогда декларировалось соблюдение прав и свобод граждан, имена и адреса заболевших полиомиелитом ежедневно печатали в газетах, чтобы разносчиков сторонились. Семьи отправляли на карантин. На окнах их домов размещали специальные карточки, предупреждавшие об опасности заражения, превращая людей в изгоев. За снятие такой карточки со своего дома без разрешения был предусмотрен штраф 100 долларов. Это примерно как 5 тыс. сейчас. Естественно, ввели запреты или жесткие ограничения на различного рода публичные собрания. Ограничения накладывались даже на свободу передвижения. Чтобы выехать из своего округа, требовались подтверждающие документы, что вы проживаете в районе, где нет вспышки заболевания. Опасались, что и животные могут быть разносчиками инфекции. Убивали собак и кошек. В общем, делали многое, что по сегодняшним нравственным нормам кажется бесчеловечным.
Проиграл битву
Отказавшись от профессии дантиста, Альберт лишился финансовой поддержки семьи. Грант на учебу в Школе медицины при Нью-Йоркском университете ему помог найти микробиолог Уильям Парк — один из разработчиков вакцины против дифтерии в США. Он разглядел в парне талант. Чтобы оплатить жилье, приходилось по ночам проводить тесты в больнице Гарлема по типированию пневмонии. Начинающий ученый предложил свою методику, которую опубликовали в авторитетном медицинском журнале. Пришло признание коллегами. В 1931 году Парк подключил молодого соратника к работе по исследованию полиомиелита. Главным тогда оставался вопрос о методе распространения заболевания. Все считали: страшным недугом можно заразиться воздушно-капельным путем. Возглавив отделение инфекционных болезней в детской клинике при университете Цинциннати, Альберт проводил анатомические опыты с умершими. Окончательно понял, что вирус проникает только через пищеварительный тракт с водой и пищей.
На основе полученных данных Сейбин начал разработку вакцины. Не обошлось без соперничества. Параллельно этим занялся и Джонас Солк из Питтсбургского университета. К слову, его мать родом из Минска, так что оба доктора — выходцы из наших краев. Сейбин делал вакцину на основе не умерщвленных, но ослабленных, умеренных полиовирусов. Солк — на основе умерщвленных. Попадая в организм, мертвый вирус запускал выработку антител, не провоцируя заболевание. Теоретически безопаснее была вакцина Солка. Она не заражала бессимптомным полиомиелитом, что приветствовало сообщество. Сейбин же считал, что природный иммунитет таким образом не активируется в достаточной степени, и придерживался своей концепции: эффективная вакцина — это максимально смягченная, но всё же живая клетка вируса.
Меж тем вакцина Солка выиграла гонку. Ему разрешили привить тысячи детей, а Сейбину выделили для испытаний сотню подписавших согласие заключенных тюрем. Еще один по сегодняшним меркам неэтичный момент: Альберту предоставили для работы несколько детских учреждений, где учились и проходили лечение умственно отсталые дети. Их он тоже вакцинировал. Но перед этим привил себя и собственных чад. Поэтому делал уколы чужим малышам со спокойной совестью.
Введение вакцины Сейбина можно было осуществлять без шприца, капнув ее на кубик сахара или размешав в ложке сиропа. Еще одно чудо: человек, привитый вакциной нашего земляка, становился «генератором иммунитета» для окружающих. Они заражались от него легкой формой подавленного вируса и на всю жизнь получали иммунитет. Но Американская медицинская ассоциация рекомендовала к массовому использованию вакцину Солка. Во-первых, фармацевтические корпорации лоббировали свои интересы, она была гораздо дороже. Во-вторых, медицинское сообщество хотело продолжать колоть вакцины с помощью шприца, получая за это деньги, а не рекомендовать бесплатно капать ее на сахар. Альберт проиграл битву.
Советский размах
Несмотря на холодную войну, при Хрущёве ученые СССР и США сотрудничали в области медицины. Директор Московского НИИ по изучению полиомиелита Михаил Чумаков побывал в США, познакомился с Сейбиным и с научной точки зрения считал его вакцину более эффективной. Вскоре Альберт получил от Госдепа США разрешение привезти в Москву штаммы полиомиелита в чемоданчике с сухим льдом. Благодаря этому в Стране Советов наладили производство вакцины от страшной болезни. Если в Америке массовых испытаний так и не произошло, то в СССР в 1959-м после изучения вакциной Сейбина привили 10 млн советских детей! Чумаков, как когда-то Альберт, начал испытание с себя и своих сыновей. Вирусологи на 100 % знали, что ребятам ничего не угрожает. В том же году кондитерская фабрика имени Марата по заказу НИИ Чумакова начала производство драже, которое сделали сладкой капсулой препарата. К концу 1960-го вакцинацию прошли 77,5 млн человек — всё население СССР младше 20 лет. Посчитали, что изготовление «убитой» вакцины Солка обходилось бы в 10 рублей, а «живой» прививки Сейбина — 5 копеек. Ознакомившись с результатами, европейские страны одна за другой начали ее опробовать. Тут же ее признала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В Голландии, Японии, Чехословакии, Швеции и Чили начали ее массовое производство. После получения лицензии в США Американская медицинская ассоциация изменила прежнюю рекомендацию. Теперь всем предлагали вакцину Сейбина вместо вакцины Солка, вокруг которой появилось немало скандалов в связи с низкой эффективностью. К тому же один из производителей Cutter Laboratories выпустил на рынок 200 тыс. бракованных вакцин, в результате чего погибли 10 детей. Трагедия Солка невольно стала победой Сейбина. На торте существовала и вишенка. Альберт отказался от патента на свое имя, а значит, от миллионов долларов, подарив вакцину человечеству. Теперь, не спрашивая, не уплачивая вознаграждения, ее могли производить все страны мира на основе опубликованных методик. Возможность бороться с полиомиелитом появилась даже у самых бедных государств планеты. А СССР экспортировал готовую вакцину в 60 стран.
Чем только не занимался ученый в дальнейшем: участвовал в переговорах по мирному урегулированию арабо-израильского конфликта, проводил исследования по вирусологии рака. В 77 А. Сейбин начал бороться с собственным параличом, вызванным возрастными изменениями. Злая ирония судьбы, наградившей его тем, с чем он всю жизнь боролся. Отчасти его самолечение оказалось успешным. Но главным в его жизни так и остался триумф вакцины в виде советской круглой конфеты. Сегодня мало кто знает, что такая болезнь, как полиомиелит, была коллективной угрозой. Со страшной инфекцией практически покончили. А значит, А. Сейбин выиграл свою войну.
Еще материалы рубрики:
Как минчанин Лазарь Лагин сочинил сказку о старике Хоттабыче
Почему Геннадию Гарбуку одинаково хорошо удавались и роли простых крестьян, и образы аристократов
Смотрите также: